Как накачать колесо велосипеда ручным насосом и без него

Этот, казалось бы, банальный процесс имеет свои нюансы.

Как накачать колесо велосипеда насосом

1. Определите тип ниппеля

Существует три варианта вентилей на велокамерах, через которые накачиваются колёса: Schrader, Presta и Dunlop.

Слева направо: ниппели Schrader, Presta и Dunlop. Кадр: MasterVelo / YouTube
  • Schrader, или AV (Auto Valve), или автомобильный, или просто «шредер», — это самый распространённый и универсальный тип, который идентичен тому, что применяется в машинах. Рассчитан на относительно низкое давление до 4–5 бар (атмосфер) и в основном встречается на горных и городских байках.
  • Presta (от слова «быстрый» в романских языках), или FV (French Valve), или SV (Sclaverand Valve, по имени изобретателя). Также такой ниппель часто называют «преста» и «велосипедный». Он выдерживает давление до 12 бар, при этом тоньше и длиннее шредера, из-за чего всегда используется в шоссейных, спортивных и других велосипедах с узким ободом.
  • Dunlop, или DV (Dunlop Valve). Многим он знаком под названием «советский» из-за применения в старых велосипедах. Хотя стоит признать, что DV всё ещё в ходу в некоторых европейских и азиатских странах. Такой ниппель своего рода гибрид: его нижняя часть как у шредера, а верхняя — как у преста. Соответственно, к нему подходят насосы от Presta, отдельно рассматривать Dunlop смысла нет.

2. Приготовьте всё необходимое

По сути, подходящий насос — единственное, что понадобится. Желательно ещё иметь отдельный или встроенный манометр для точного контроля давления, но без него можно и обойтись.

Кадр: Dan Crippes / YouTube

Насос должен подходить под ваш тип ниппеля либо быть универсальным с поддержкой вентилей обоих видов. Как вариант, можно воспользоваться адаптером, который превратит тип преста (или Dunlop) в шредер и позволит накачать колесо обычным автомобильным насосом. Такие переходники можно найти в веломагазинах, спросив «адаптер FV/DV → AV» или «адаптер Presta → Schrader».

3. Изучите насос

Как бы банально это ни звучало, но сначала нужно разобраться с насосом. Важно понять, какие вентили он позволяет качать, особенно если вы никогда этого не делали. Все насосы можно разделить на три категории.

Кадр: Veloonline / YouTube
  • Компактные бесшланговые, которые надеваются прямо на ниппель. Их можно крепить прямо на раму или возить в рюкзаке. Практически всегда они универсальны: с двумя отверстиями под шредер и преста либо одним, но с возможностью перевернуть сердцевину насадки, чтобы она подходила под другой тип.
  • Ручные со шлангом, который прячется в ручку. В современных моделях трубка может иметь шредер и преста с разных сторон и просто прикручивается к насосу так, чтобы свободным был конец под нужный ниппель. Либо же шланг имеет насадку только под шредер, но в комплекте идёт переходник для преста (и Dunlop). В старых вариантах имеется наконечник под шредер или преста, и для использования с другим типом понадобится докупить адаптер.
  • Напольные насосы гораздо больше по размеру, но ими быстрее и удобнее качать. Могут иметь двойной наконечник или два отверстия на нём под разные типы ниппелей. Встречаются и насадки с переключателем, и просто адаптеры в комплекте.

Независимо от типа насосы могут оснащаться встроенным манометром для контроля давления. Он часто уступает в точности отдельным приборам, но это лучше, чем ничего.

4. Подготовьте насос

Если тип ниппеля на колесе и насосе совпадают, то всё просто. С универсальными насосами с двумя отверстиями или наконечниками разобраться тоже довольно легко: для шредера используйте бо́льшие, для преста — ме́ньшие. Их легко различить визуально, и обычно выходы обозначены одной из маркировок, упомянутых в начале статьи, либо схематическим изображением вентиля.

Многие не знают, но все современные компактные насосы с одним отверстием поддерживают оба типа ниппелей. По умолчанию они настроены на шредер, но для использования с преста достаточно переставить сердцевину клапана.

Для этого выкрутите гайку с наконечника насоса и переведите рычажок клапана в рабочее положение — обычно из горизонтального в вертикальное. Достаньте резиновую втулку-бочонок и вставку из пластика под ней.

Переверните пластиковую деталь тонким концом внутрь и вставьте следом резинку, тоже перевернув её — чтобы внутри было отверстие большего диаметра, а снаружи меньшего. Сложите рычажок и вкрутите гайку на место.

5. Проверните колесо

Кадр: Cycle Maintenance Academy / YouTube

Откатите байк или покрутите колесо так, чтобы вентиль камеры находился внизу. Зафиксируйте велосипед в устойчивом положении, поставив на подножку или оперев на стену, дерево, столб.

6. Освободите ниппель

Кадр: Cycle Maintenance Academy / YouTube

Открутите защитный колпачок, чтобы обеспечить доступ к вентилю. Положите деталь в карман или на видное место, чтобы не потерять.

Кадр: Global Cycling Network / YouTube

На ниппелях преста дополнительно выкрутите гаечку штока золотника. Не бойтесь, она не отвалится. Сделайте пару коротких нажатий на шток для проверки, что клапан открывается, и чтобы продуть случайно попавший мусор.

7. Проверьте положение ниппеля

Кадр: Cycle Maintenance Academy / YouTube

Убедитесь, что вентиль расположен перпендикулярно к ободу, а не наклонён в какую-либо из сторон. При значительном смещении его придётся поправить, иначе есть риск отрыва, например во время резкого торможения.

Кадр: How2torials / MadeGood Bikes / YouTube

Для этого полностью выпустите воздух из камеры, нажав на золотник. На вентилях шредер он утоплен, поэтому давить нужно обратной стороной колпачка или чем-то тонким вроде ключа. Если на ниппеле у обода есть фиксирующее колечко — открутите его, чтобы высвободить наконечник.

Кадр: Cycle Maintenance Academy / YouTube

Далее одной рукой возьмитесь за спицы, а второй — за шину с камерой. Сдвиньте её в противоположную наклону ниппеля сторону, пока он не встанет вертикально.

8. Установите адаптер

Если насос совместим с ниппелем колеса — пропустите этот шаг.

Если вы хотите накачать камеру с вентилем преста автомобильным насосом с наконечником шредер, просто прикрутите адаптер сверху.

Кадр: MasterVelo / YouTube

В отсутствие переходника можно выйти из положения следующим образом. Возьмите защитный колпачок с ниппеля и полностью срежьте его верх, чтобы получилась своего рода трубочка. Прикрутите её на место, чтобы добавить недостающей толщины для насадки насоса шредер.

9. Присоедините насос

Компактный бесшланговый насос просто наденьте на ниппель до упора, стараясь удерживать его перпендикулярно без перекосов, чтобы не согнуть вентиль. После этого зафиксируйте клапан, подняв рычажок.

Кадр: Global Cycling Network / YouTube

Если насос оснащён шлангом и насадкой — наденьте её на ниппель и поднимите или опустите фиксирующий рычажок (в зависимости от конструкции). Если на конце шланга не наконечник, а гайка, накрутите её от руки на вентиль или адаптер.

10. Подкачайте камеру

Придерживая насос и плавно двигая его поршень, накачивайте колесо, пока покрышка не примет форму. На бесшланговых моделях действуйте аккуратнее, чтобы не согнуть вентиль: для этого обхватите устройство рукой вместе с соседними спицами и используйте их как дополнительный упор.

11. Расправьте покрышку

Чтобы шина встала ровно, её необходимо расправить. Сожмите покрышку руками и, слегка покачивая поперёк обода, убедитесь, что она села без перекосов и утоплена в обод равномерно по всей окружности.

12. Накачайте камеру до рабочего давления

Полностью накачайте колесо до рекомендованного производителем покрышки давления. Обычно это среднее значение между минимальным и максимальным, которое всегда указано на шине в барах (bar).

Кадр: Global Cycling Network / YouTube.

Например, на колёсах городских байков будет написано что-то вроде min 2,7 bar — max 4,4 bar. Для повседневной езды можно смело доводить до 3,5 bar. Хотя это вопрос личного предпочтения, который зависит от множества факторов.

Если не хотите заморачиваться, воспользуйтесь калькулятором, который выдаст оптимальное давление после ввода информации о байке, покрышках и ездоке.

Важно понимать, что недокачанные колёса хуже амортизируют, из-за чего есть риск повредить обод при ударах и неровностях. Также приспущенные шины чаще пробиваются, на них тяжелее ехать из-за худшего наката. Вместе с тем минимальное давление обеспечивает лучшее сцепление и проходимость по пересечённой местности.

Повышенное давление вредно тем, что ускоряет износ центральной части протектора, а также добавляет риск разрыва на кочке и делает езду некомфортной — на руки и тело передаётся вибрация от малейшей неровности. Однако хорошо накачанные колёса улучшают накат, позволяя тратить меньше сил.

Для езды по песку и рыхлому грунту, снегу можно снизить давление до минимального или чуть выше. Для ровного асфальта и покрытий хорошего качества немного не доходите до максимума.

Оптимальное давление также зависит от веса велосипедиста и перевозимого груза: лёгким ездокам нужно меньшее значение, более тяжёлым — большее. Вот примерные цифры для обычных городских и горных велосипедов. Для более точных подсчётов используйте калькулятор, ссылка на который указана выше.

Вес, кг Давление, бар
50 2,38–2,59
63 2,52–2,72
77 2,72–2,93
91 2,86–3,06
105 3,06–3,27
118 3,2–3,4

Ещё один момент, который стоит учесть, — это температура воздуха. Летом нельзя качать колёса до максимума, чтобы при нагреве и расширении воздуха давление не превысило допустимое и колесо не лопнуло. Зимой, наоборот, следует поддерживать значение не ниже среднего, чтобы оно не упало на улице и протектор работал должным образом.

13. Проверьте давление

Кадр: RunBikeMike / YouTube

Проще всего определить давление по встроенному или отдельному манометру. Для этого включите его, наденьте на ниппель и посмотрите на шкалу или экран. Если недокачали — добавьте воздуха, если перестарались — спускайте понемногу, нажимая на золотник, и проверяйте снова.

Без манометра точное давление никак не измерить, но понять, что колесо достаточно накачано, всё же можно. Нужно лишь сесть на велосипед и посмотреть, как ведёт себя покрышка: если совсем не прогибается — значит колесо перекачано, если вдавливается слишком сильно (где-то на половину толщины), то наоборот. Если же прогиб небольшой, но есть, — давление в самый раз.

Кадр: Global Cycling Network / YouTube

При сдавливании рукой накачанное колесо городского или горного велосипеда должно проминаться с небольшим усилием. На шоссейных и спортивных байках покрышка должна прожиматься только с большой силой и совсем немного.

14. Наденьте колпачок

Когда колесо будет накачано, переведите рычажок насосного клапана в нерабочее положение или открутите шланг от ниппеля и отсоедините прибор. На вентилях преста действуйте аккуратнее и не раскачивайте насос из стороны в сторону, снимая его, чтобы случайно не погнуть довольно нежный шток золотника.

Если использовали адаптер для накачки — снимите его, работая против часовой стрелки. Далее верните на место защитный колпачок и закрутите. На вентилях преста перед этим не забудьте закрутить фиксирующую шток гаечку.

На вентилях шредер не мешкайте, отсоединяя насос, иначе выпустите много воздуха из камеры. Чем быстрее снимете, тем меньше давление упадёт.

Как накачать колесо велосипеда без насоса

К сожалению, подкачать спущенное колесо без насоса не выйдет. Лайфхаки из интернета вроде заливки водой, надувания ртом и тому подобного не работают. Все реально действующие рекомендации так или иначе сводятся к тому, чтобы как-то раздобыть насос или получить доступ к компрессору.

Поэтому, если вы находитесь в относительно людном месте, попробуйте попросить насос у других велосипедистов или водителей проезжающих мимо авто. Также можно докатить байк до ближайшего шиномонтажа или заправки и воспользоваться их компрессором для накачки шин.

Если на вашем велосипеде используются ниппели преста, то важно иметь с собой адаптер под шредер. Ведь именно такие насадки в 100% случаев будут на насосах, которые вам одолжат автомобилисты, и в компрессорах на АЗС или шиномонтаже.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter