Как научиться определять источник всех проблем и почему это важно уметь каждому

Три шага, которые помогут находить простые и логичные решения.

Майкл Купер
Бизнес-тренер, специалист по стратегиям развития крупных компаний и стартапов, основатель агентства Innovators + Influencers.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали один час на спасение планеты, я бы потратил 59 минут на определение истинной проблемы и одну минуту — на её решение».

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Звучит несколько экстремально, зато подчёркивает важность точного определения проблем. И намекает на любопытный факт: достаточно чётко обозначить, что именно вам мешает и чего конкретно вы хотите достичь, — и уже в этом вы сможете найти решение. Причём оно, скорее всего, будет очевидным, прямолинейным и позволит сэкономить уйму времени, денег и других ресурсов.

Есть простой вопрос, который я, как тренер, задаю своим клиентам, когда они приходят ко мне со сложностями в бизнесе: «Какую проблему мы решаем?» И я знаю, что уже одним этим сильно влияю на их дело.

К сожалению, моя практика показывает, что очень немногие руководители владеют навыком определения проблем. Хотя он не сложен и потребует от вас лишь некоторого терпения, повторения и внимательного изучения вопроса. То есть, по сути, элементарного критического мышления.

Выявить в любой теме ключевую сложность, которая мешает вам и вашему бизнесу жить и развиваться, можно всего за три последовательных шага. Я называю их фильтром определения проблем.

1. Критически оцените текущую ситуацию

Взгляните на сложившиеся обстоятельства будто со стороны. А теперь максимально полно опишите ситуацию словами. В чём, как вам кажется, заключается проблема? Как и на что она влияет? Какие эмоции вызывает у всех заинтересованных сторон? Что случится, когда вы эту проблему решите? Что произойдёт, если вы откажетесь её решать?

Чем более полно, критично и беспристрастно вы проанализируете положение, в котором оказались, тем лучше.

2. Понятно сформулируйте проблему, как видите её вы

После того как вы подробно изучили и ясно представили себе сложившуюся ситуацию, набросайте черновую формулировку основной проблемы. Для этого возьмите несколько листов бумаги и озаглавьте каждый: «Проблема, которую мы пытаемся решить: _».

Заполните первый лист описанием вашей трудности. На следующих постарайтесь перефразировать проблему до максимально короткой и понятной формы.

3. Спросите себя: «Почему возникла эта проблема?»

Если ответом станет описание другого препятствия, поздравляю: вы перешли на более глубокий, реальный уровень анализа. Затем, оказавшись уже в новой точке, опять спросите себя: «А почему возникла эта проблема?»

Повторяйте так несколько раз, пока не упрётесь в фактор, который является источником всех уже выявленных вами трудностей. Или пока не обнаружите, что у отказа решать ключевой вопрос есть неожиданные последствия.

В своё время японская компания Toyota разработала методику « „почему“» для программы улучшения технологических процессов. На самом деле не обязательно повторять вопрос «Почему?» ровно пять раз. Иногда достаточно и одного. В других случаях потребуется, например, 17 итераций.

Спрашивайте себя: «А почему возникла эта проблема?» — столько раз, сколько необходимо, пока не доберётесь до фактора, который является истинной причиной ваших затруднений.

Вот простой пример, как это работает.

Проблема: не заводится двигатель.

Вопросы и ответы, которые помогают найти решение:

  1. Почему возникла проблема? Потому что сел аккумулятор.
  2. А почему возникла эта проблема? Потому что не работает генератор и аккумулятор не подзаряжается во время движения.
  3. А почему возникла эта проблема? Что‑то не то с ремнём генератора.
  4. А почему возникла эта проблема? Ремень генератора уже преодолел много тысяч километров, но его ни разу не меняли.
  5. А почему возникла эта проблема? Потому что раньше с ремнём всё было хорошо, но теперь его ресурс израсходовался, необходима замена.

Вывод: ключевая проблема — износ ремня генератора.

Очевидное и простое решение: заменить старый ремень новым.

Эти шаги помогут вам выяснить ключевые точки преткновения в вашей работе или в бизнесе. И определить, не тратите ли вы силы на решение несущественных вопросов вместо основного. Кстати, когда вычислите эту самую основную проблему, не забудьте спросить себя (или тех людей, чьё мнение для вас авторитетно), является ли найденное решение очевидным и простым. И ещё: а стоит ли вообще решать обнаруженную проблему? Нередко ответом бывает «нет».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
ilay juniors
23.07.21 19:43
еще бы правильно отвечать на эти почему, а то так будет долго звучать вопрос ))
Полиграф Шарико
16.08.21 12:04
пустота
Andrei Tsarev
05.03.22 11:13
Самый современный и самый распостраненный вариант решения проблем " Ок Гугл". 😁
Valeri Mostovskih
29.03.23 09:49
Вот почему когда важный какой-то вопрос, то обязательно говорят, что это в определенной любимой кем-то сфере?? Причины нужно знать всегда и в любой сфере. То же и со здоровьем. И отношениями. С любой.
Читать все комментарии