Как проверить свечи накаливания
Что такое свечи накаливания и какими они бывают
Между цилиндром, головкой блока цилиндров и поршнем внутри двигателя сгорает топливно-воздушная смесь. Чтобы её поджечь, нужны свечи. В бензиновом двигателе топливно-воздушную смесь поджигают свечи зажигания. А в дизельном смесь горит из-за сжатого воздуха.
Свечи накаливания нагревают воздух до 700–900 градусов, благодаря чему дизель испаряется. Его пары начинают гореть. Из-за этого возникают газы, которые мощным давлением двигают поршень. От этого через шатун вращается коленчатый вал.
Свечи накала работают на протяжении нескольких минут после запуска двигателя. Они помогают настроить температурный режим в моторе. В современных машинах они могут включаться даже на ходу, чтобы повысить температуру смеси до нужной отметки. Поэтому состояние свечей особенно важно для дизельных машин зимой, когда на улице слишком холодно.
Свечи накала бывают двух видов: саморегулирующиеся и низковольтные.
- Саморегулирующиеся состоят из нескольких элементов — нагревательной трубки и длинных спиралей. Одна из них — нагревательная, она быстро доходит до 1 000 градусов после запуска мотора. А вторая — регулирующая, она контролирует температуру и нужна, чтобы свеча не вышла из строя.
- У низковольтных свечей обе спирали меньше по размеру. Они быстрее нагреваются. А температурный режим контролирует не сама деталь, а электронный блок управления свечами в автомобиле.
Почему свечи накала могут выйти из строя
Чаще всего такое происходит по следующим причинам:
- Свечи накаливания загрязнены. Из-за нагара они перестают работать так, как требуется.
- Срок службы подошёл к концу. Свечи нужно менять каждые 75–120 тысяч километров в зависимости от модели машины.
- Неисправна электрическая система. Если в ней скачет напряжение, то из-за этого могут перегорать свечи накаливания.
- Проблемы с топливной системой. Некачественное горючее или засоренные топливные фильтры могут приводить к недостаточному сгоранию дизеля. Это ведёт, помимо прочего, к повреждению свечей накала.
Как понять, что свечи накаливания неисправны
Есть несколько признаков, которые указывают, что свечи накала не нагревают воздух до нужной температуры в камере сгорания.
- Если в автомобиле есть датчик работы свечей накаливания, то появится сигнальный значок на приборной панели, указывающий на неисправность. Обычно он выглядит как спираль.
- Двигатель заводится с трудом. Неисправные свечи не дают мотору достаточно тепла, чтобы запуститься.
- Обороты двигателя скачут. Нервно прыгающая стрелка на тахометре говорит о нестабильности работы мотора. Это может быть признаком неполного сжигания топлива.
- Большое количество дыма из выхлопной трубы. Это происходит из-за того, что топливо не сгорает до конца.
- Потеря мощности. Двигатель не может работать на полную, если свечи неисправны.
- Расход топлива растёт. Это тоже связано с недостаточным нагревом воздуха.
Как проверить свечи накаливания
Свечи можно оценить, не демонтируя их, прямо на двигателе. Второй вариант — снять элементы и осмотреть их более детально. Или же можно поехать в автосервис, где мастера сами продиагностируют проблему.
Как проверить свечи накала, не выкручивая их
Для этого потребуется мультиметр.
Ирина Франк, управляющий директор компании FRANK AUTO, советует действовать следующим образом.
1. Убедитесь, что двигатель выключен и остыл. Проверку необходимо проводить только после полного остывания свечей.
2. Откройте капот и найдите предохранитель, который отвечает за систему накала.
3. Мультиметром проверьте целостность предохранителя. Для этого подключите прибор к выводам. Если элемент перегорел, замените его.
4. Прозвоните мультиметром каждую свечу по отдельности, поднося щупы прибора к наконечникам. Аппарат должен издавать протяжный писк. Если он есть, значит, свеча исправна. Если звука нет, то деталь пора менять.
Как проверить свечи накала после демонтажа
Для этого потребуются ключи размером от 8 до 12 мм и мультиметр (тестер).
Вот что советует Ирина Франк.
1. Отключите аккумулятор и снимите все электрические соединения со свечей накаливания.
2. Открутите свечи ключом.
3. Осмотрите свечи на наличие повреждений или нагара. Если они сильно загрязнены или на них есть трещины, детали следует заменить на новые.
4. Возьмите мультиметр и переведите его в режим измерения сопротивления. Подключите щупы тестера к выводам свечи. Нормальное сопротивление для рабочего элемента должно быть в пределах 0,5–2 Ом. Если значение сильно выше или бесконечно, свеча неисправна.
5. Проверьте мультиметром напряжение. Оно должно быть одинаковым на всех свечах и составлять около 12 В.
6. Выясните, нет ли короткого замыкания между корпусом свечи и её выводом. Для этого подключите один щуп мультиметра к корпусу, а другой — к выводу. Если прибор показывает сопротивление, значит, свеча неисправна.
7. Проведите тест на нагрузку. Для этого подключите свечу к источнику питания 12 В на несколько секунд, подайте ток и наблюдайте за её работоспособностью. Свеча должна раскалиться до красного цвета. Если этого не произошло, то деталь нужно заменить.
В каких случаях нужно проверять свечи накала в автосервисе
Проверка свечей накаливания — не самая сложная процедура. Но, по мнению Ирины Франк, всё же есть несколько случаев, при которых машину следует отвезти на станцию техобслуживания.
- Если проверка свечей показала, что они работают, но мотор не запускается. Проблема может быть в неисправности системы управления двигателем или топливной системой.
- Если во время проверки обнаружились повреждения проводки. Для ремонта потребуется специализированное оборудование.
- Если после замены свечей накаливания или устранения проблемы иным способом по-прежнему что-то не работает, то нужна диагностика других систем автомобиля. Например, системы впрыска или компрессии двигателя.
- Если вы не уверены в своих навыках или не знаете, как правильно проводить тесты, лучше доверить это дело специалистам.
Станьте первым, кто оставит комментарий