Как простая математика поможет вам сделать выбор при покупке

Всего пять шагов позволят с лёгкостью принять решение и избежать мучений при выборе чего угодно.

Ольга Очур
Технический писатель и переводчик в собственном небольшом бюро переводов. По специальности — математик-инженер.

Муки выбора

«Как много всего, я не могу выбрать!» — часто думаем мы, когда нужно что-то купить. Неважно что — принтер, кофеварку или диван. В наше время, в эпоху громадного выбора, мы тратим часы на чтение отзывов и сравнение моделей. Теряем время, раздражаемся, ссоримся с близкими. Жалеем, что выбрали не то или не по той цене. Сколько раз мы говорили себе: «Глаза разбегаются! Было бы два варианта, я бы выбрал и не мучился». Действительно, во времена дефицита наши мамы этих мук не знали.

Конечно, не все так страдают. Satisficing & Maximising, одна из самых известных теорий поведенческой экономики, делит людей по типу поведения при выборе на два вида:

  • Satisficer (S) приходит в магазин, видит нужную вещь, оценивает стоимость и покупает. И не жалеет. Пришёл, увидел и купил.
  • Maximiser (M) покупку, например, телефона превратит в целую историю. Он будет читать отзывы на форумах. Изучит ассортимент нескольких магазинов. Настроит пару десятков фильтров на «Яндекс.Маркете», получит несколько сотен вариантов с разрывом в цене в несколько тысяч и пару десятков продавцов. А если он проявит силу воли и не станет метаться в поисках, то сожаления на тему «надо было ещё поискать» ему обеспечены.

Знакомо? Если вы M и испытываете муки при выборе планшета, тратите много часов на подбор обоев, а туфли покупаете со слезами на глазах, то читайте дальше.

5 простых шагов к принятию решения

Теория принятия решений предлагает немало методов для поиска лучшего варианта из множества возможных. Один из них — многокритериальная модель принятия решений, основанная на ранжировании критериев и оценке альтернатив. Её упрощённая версия поможет оптимизировать процесс выбора.

1. Проанализируйте желания, выберите критерии, отбросьте неподходящее

Представьте, что вы неопытные родители и вам нужно выбрать коляску для ребёнка. Решите, какие характеристики коляски важны. Например, нужны большие колёса, чтобы не застревать в сугробах. Неширокая модель, так как в доме узкий лифт. Небольшой вес. Критерии могут быть разные: цвет, компактность при складывании, наличие дополнительных аксессуаров.

Допустим, вы выбрали такие критерии: проходимость, вес и стоимость. Установите пороги отсечения, например стоимость не более X рублей, вес не более Y килограммов. Тогда у вас останутся только подходящие варианты, например A, B, и C.

2. Определите шкалу оценки для каждого критерия

Поставьте вариантам баллы по каждому критерию. Для критерия «вес» оценочная шкала и баллы могут выглядеть так:

  • 5 — самая лёгкая коляска;
  • 4 — достаточно лёгкая;
  • 3 — средняя;
  • 2 — тяжёлая.

Для критерия «стоимость»:

  • 5 — дешёвая;
  • 4 — недорогая;
  • 3 — средняя;
  • 2 — дорогая.

Для критерия «проходимость»:

  • 5 — большие колёса;
  • 4 — средние колёса;
  • 3 — маленькие колёса.

Далее оцените коляски по каждому критерию. Пусть коляска A будет с большими колёсами, очень дорогая, лёгкая (оценки: 5, 2, 5). Коляска B тоже имеет большие колеса, среднюю стоимость, тяжёлая (оценки: 5, 3, 2). C — средние колёса, модель недорогая и лёгкая (оценки: 4, 4, 5).

Для наглядности можно представить данные в виде таблицы:

Критерии оценки (индекс критерия)
Альтернатива Проходимость (3) Стоимость (2) Вес (1)
A 5 2 5
B 5 3 2
C 4 4 5

3. Распределите критерии по степени важности

Самому важному присвойте самый высокий индекс, менее важному — самый низкий.

Очевидно, если недорогая коляска плохо ездит по снегу, то выбор нас не устраивает. Поэтому иерархия критериев может выглядеть так:

  • № 1, самый важный — проходимость, присваиваем вес 3;
  • № 2 — стоимость, вес — 2;
  • № 3 — лёгкость, вес — 1.

4. Вычислите окончательную оценку каждого варианта

Умножьте индекс каждого критерия на балл по этому критерию и сложите полученные числа. Окончательные оценки будут выглядеть так:

  • A: (3 × 5) + (2 × 2) + (1 × 5) = 24;
  • B: (3 × 5) + (2 × 3) + (1 × 2) = 23;
  • C: (3 × 4) + (2 × 4) + (1 × 5) = 25.

5. Проанализируйте полученный результат

Выходит, лучший вариант — C, так как он получил наивысшую оценку. Эту коляску неопытным родителям и стоит купить, чтобы спокойно гулять по нечищенным тротуарам и при необходимости легко закидывать её в багажник.

Выводы

Описанный способ применим для любых бытовых нужд. С его помощью можно выбирать всё, что можно оценить: квартиру, машину, галстук отцу на 23 Февраля. Критерии для квартиры, например, будут такими: стоимость, количество комнат, близость к работе, ремонт. Для машины: стоимость, расход топлива, разгон до 100 км/ч, объём багажника. Для галстука: цвет, стоимость, материал, рисунок.

Кому-то может показаться, что метод сложный, но нужно просто привыкнуть его использовать. Действий всего пять, при этом модель гибкая, можно увеличивать или уменьшать и количество альтернатив, и число критериев.

Конечно, может случиться, что к полученному результату душа не лежит. Тогда можно выбрать второй по величине оценки вариант. Или добавить критерии и снова выполнить все шаги. Главное, что вы будете избавлены от метаний, разочарований и траты времени.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Томаш
16.02.17 10:21
Только это не решает проблемы "Он будет читать отзывы на форумах. Изучит ассортимент нескольких магазинов. Настроит пару десятков фильтров на «Яндекс.Маркете», получит несколько сотен вариантов...", потому что что бы узнать те же параметры, надо изрядно покопаться на форумах и т.п. Если взять в пример не выбор коляски, а выбор акустики или машины, то тут, ориентироваться на заложенные в ТТХ паспортные данные не стоит. Такие вещи только по личным ощущениям владельцев можно узнать или своим (если есть возможность попробовать).
blogman800
16.02.17 11:57
Мне кажется,модель поведения М, чем то напоминает перфекционизм. И работать над собой нужно в этом направлении.
Дмитрий Лях
17.02.17 17:19
В смысле? Не носки же выбираем
Максим Прохоров
14.10.21 21:16
это называется матрица взвешенных решений.если два и более варианта не разительно отличаются в итоге друг от друга то нужно с этими вариантами составить новую матрицу с уже другими критериями и провести процесс заново
Читать все комментарии