Как простая математика поможет вам сделать выбор при покупке
Муки выбора
«Как много всего, я не могу выбрать!» — часто думаем мы, когда нужно что-то купить. Неважно что — принтер, кофеварку или диван. В наше время, в эпоху громадного выбора, мы тратим часы на чтение отзывов и сравнение моделей. Теряем время, раздражаемся, ссоримся с близкими. Жалеем, что выбрали не то или не по той цене. Сколько раз мы говорили себе: «Глаза разбегаются! Было бы два варианта, я бы выбрал и не мучился». Действительно, во времена дефицита наши мамы этих мук не знали.
Конечно, не все так страдают. Satisficing & Maximising, одна из самых известных теорий поведенческой экономики, делит людей по типу поведения при выборе на два вида:
- Satisficer (S) приходит в магазин, видит нужную вещь, оценивает стоимость и покупает. И не жалеет. Пришёл, увидел и купил.
- Maximiser (M) покупку, например, телефона превратит в целую историю. Он будет читать отзывы на форумах. Изучит ассортимент нескольких магазинов. Настроит пару десятков фильтров на «Яндекс.Маркете», получит несколько сотен вариантов с разрывом в цене в несколько тысяч и пару десятков продавцов. А если он проявит силу воли и не станет метаться в поисках, то сожаления на тему «надо было ещё поискать» ему обеспечены.
Знакомо? Если вы M и испытываете муки при выборе планшета, тратите много часов на подбор обоев, а туфли покупаете со слезами на глазах, то читайте дальше.
5 простых шагов к принятию решения
Теория принятия решений предлагает немало методов для поиска лучшего варианта из множества возможных. Один из них — многокритериальная модель принятия решений, основанная на ранжировании критериев и оценке альтернатив. Её упрощённая версия поможет оптимизировать процесс выбора.
1. Проанализируйте желания, выберите критерии, отбросьте неподходящее
Представьте, что вы неопытные родители и вам нужно выбрать коляску для ребёнка. Решите, какие характеристики коляски важны. Например, нужны большие колёса, чтобы не застревать в сугробах. Неширокая модель, так как в доме узкий лифт. Небольшой вес. Критерии могут быть разные: цвет, компактность при складывании, наличие дополнительных аксессуаров.
Допустим, вы выбрали такие критерии: проходимость, вес и стоимость. Установите пороги отсечения, например стоимость не более X рублей, вес не более Y килограммов. Тогда у вас останутся только подходящие варианты, например A, B, и C.
2. Определите шкалу оценки для каждого критерия
Поставьте вариантам баллы по каждому критерию. Для критерия «вес» оценочная шкала и баллы могут выглядеть так:
- 5 — самая лёгкая коляска;
- 4 — достаточно лёгкая;
- 3 — средняя;
- 2 — тяжёлая.
Для критерия «стоимость»:
- 5 — дешёвая;
- 4 — недорогая;
- 3 — средняя;
- 2 — дорогая.
Для критерия «проходимость»:
- 5 — большие колёса;
- 4 — средние колёса;
- 3 — маленькие колёса.
Далее оцените коляски по каждому критерию. Пусть коляска A будет с большими колёсами, очень дорогая, лёгкая (оценки: 5, 2, 5). Коляска B тоже имеет большие колеса, среднюю стоимость, тяжёлая (оценки: 5, 3, 2). C — средние колёса, модель недорогая и лёгкая (оценки: 4, 4, 5).
Для наглядности можно представить данные в виде таблицы:
Критерии оценки (индекс критерия) | |||
Альтернатива | Проходимость (3) | Стоимость (2) | Вес (1) |
A | 5 | 2 | 5 |
B | 5 | 3 | 2 |
C | 4 | 4 | 5 |
3. Распределите критерии по степени важности
Самому важному присвойте самый высокий индекс, менее важному — самый низкий.
Очевидно, если недорогая коляска плохо ездит по снегу, то выбор нас не устраивает. Поэтому иерархия критериев может выглядеть так:
- № 1, самый важный — проходимость, присваиваем вес 3;
- № 2 — стоимость, вес — 2;
- № 3 — лёгкость, вес — 1.
4. Вычислите окончательную оценку каждого варианта
Умножьте индекс каждого критерия на балл по этому критерию и сложите полученные числа. Окончательные оценки будут выглядеть так:
- A: (3 × 5) + (2 × 2) + (1 × 5) = 24;
- B: (3 × 5) + (2 × 3) + (1 × 2) = 23;
- C: (3 × 4) + (2 × 4) + (1 × 5) = 25.
5. Проанализируйте полученный результат
Выходит, лучший вариант — C, так как он получил наивысшую оценку. Эту коляску неопытным родителям и стоит купить, чтобы спокойно гулять по нечищенным тротуарам и при необходимости легко закидывать её в багажник.
Выводы
Описанный способ применим для любых бытовых нужд. С его помощью можно выбирать всё, что можно оценить: квартиру, машину, галстук отцу на 23 Февраля. Критерии для квартиры, например, будут такими: стоимость, количество комнат, близость к работе, ремонт. Для машины: стоимость, расход топлива, разгон до 100 км/ч, объём багажника. Для галстука: цвет, стоимость, материал, рисунок.
Кому-то может показаться, что метод сложный, но нужно просто привыкнуть его использовать. Действий всего пять, при этом модель гибкая, можно увеличивать или уменьшать и количество альтернатив, и число критериев.
Конечно, может случиться, что к полученному результату душа не лежит. Тогда можно выбрать второй по величине оценки вариант. Или добавить критерии и снова выполнить все шаги. Главное, что вы будете избавлены от метаний, разочарований и траты времени.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «М.Видео» и других магазинов
Выгодно: мощный пауэрбанк Rocoren со скидкой 40%
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров ноября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Создаём новогоднее настроение: 15 классных товаров для дома
Выгодно: GaN-зарядка Baseus на 65 Вт со скидкой 62%
Цена дня: Bluetooth-колонка Tronsmart за 11 900 рублей
Надо брать: автоматическая кофемашина DeLonghi за 25 492 рубля
Чем заняться в Южной Корее весной: 8 необычных идей для отпуска
Мигрень. Большой гайд: от причин до лечения
«Поздно что-то менять»: 5 вредных убеждений, которые не дают уйти из нелюбимой профессии
«Машина времени» от ВТБ. Игра, которая покажет вашу карьерную суперсилу