Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Своё дело
8 апреля 2020

Как бизнес выживает во время пандемии: 9 честных историй

Карантин и падение рубля сильно ударили по малому и среднему бизнесу. Пора забыть о конкуренции и начать обмениваться опытом — иначе выжить будет сложно. Лайфхакер и МТС попросили предпринимателей из разных отраслей рассказать, что они делают, чтобы удержать свою компанию на плаву. В этом материале не будет рекламы — только личный опыт и полезные советы от тех, кто в эти дни пытается выжить в новой реальности.
Фото автора Лидия Суягина
Лидия Суягина

Редактор спецпроектов Лайфхакера

Как бизнес выживает во время пандемии: 9 честных историй

Кафе и сервисы доставки продуктов

Екатерина Гамова

Бренд-директор сети семейных кафе «АндерСон».

Мы сейчас в откровенно сложном положении. За последнюю неделю поток гостей в разных кафе снизился: где‑то на 50%, где‑то на 90%. Полностью прекратила свою работу кейтеринговая служба. Уже понятно, что дальше будет только хуже. Цены на продукты, которые мы закупаем, выросли вместе с курсом доллара и евро. Последние две недели в срочном порядке ищем отечественных поставщиков сырья. Это работа ювелирно‑сапёрная, стабильное качество даже у очень хороших российских поставщиков — редкость.

Практически все наши кафе расположены в арендованных помещениях. Выручка уже уменьшилась, а арендные ставки не снизились, арендных каникул тоже ждать не приходится. Может быть, город пойдёт на уступки, но в нашей сети только 4 из 37 кафе в Москве и Московской области расположены в зданиях, арендованных у города, остальные арендодатели — частные. Мы уже сообщили партнёрам, что вынуждены приостановить все платежи в условиях такого форс‑мажора. Сейчас рассчитываемся только по обязательным платежам: зарплата, налоги, ЖКХ.

Мы, что называется, с колёс подстраиваемся под изменяющиеся условия. Первым делом усилили безопасность. Опросили гостей: узнали, какие наши меры они считают важными и что ещё предлагают сделать в этом направлении.

бизнес в кризис
У нас постоянно работают закрытые бактерицидные лампы и очистители воздуха, а все, кто входят в кафе, обязательно дезинфицируют руки.

Каждые полчаса обрабатываем дверные ручки, каждый час — все игрушки. После каждого гостя протираем безопасным дезинфицирующим раствором столы и кнопки вызова официанта. Готовим в перчатках и масках.

Сейчас, когда этих мер уже недостаточно, организовали доставку продуктов напрямую из кафе. Таким образом сохраняем штат: на курьерскую работу ориентируем всех сотрудников. В доставку предлагаем всё: от замороженных пельменей и сырников до горячих блюд, напитков и десертов для взрослых и детей. Даже анимацию — как полноценную праздничную программу, так и просто услуги аниматора. Он может приехать и поиграть с ребёнком, если мама на удалёнке решает свои рабочие вопросы или просто эмоционально выгорела от нахождения тет‑а‑тет с малышом в четырёх стенах.

Коллегам по цеху советую, во‑первых, быть гибкими. Ищите новые каналы сбыта: сформируйте предложение «всё с собой», организуйте доставку через агрегаторы или собственными силами, договоритесь о том, чтобы привозить обеды в те офисы, которые расположены рядом с вами и ещё не перешли на удалёнку, придумывайте что‑то своё.

Будьте гибкими в поиске новых каналов продвижения. Размещайте собственными силами посты в группах в социальных сетях, подключайте своих знакомых, постоянных клиентов, товарищей по несчастью. Развивайте аккаунты своих ресторанов, будьте на слуху — сейчас для этого самое время.

Во‑вторых, проанализируйте критично свои расходы и оптимизируйте всё что можно. Ни у кого не получится спрогнозировать, как долго продлится кризис в сфере услуг. Откажитесь от одноразовых стаканчиков, дорогой упаковки и недешёвых рекламных услуг. Делите между своими сотрудниками задачи и ищите новые таланты. Возможно, кто‑то из вас снимает видео, кто‑то почти профессионально сёрфит в социальных сетях и пишет яркие тексты. Помните: выживет на рынке тот, кто будет быстро бежать и креативно реагировать на обстоятельства, которые предлагает нам жизнь.

Антон Корбутяк

Генеральный директор сервиса по доставке наборов для приготовления смузи FruitPack.ru.

В сложившейся ситуации сервисы доставки продуктов оказываются особенно полезными людям. Мы зафиксировали увеличение числа заказов в два раза на прошлой неделе. Но не всё так однозначно. Некоторые поставщики повышают стоимость товаров с апреля, объясняя закупкой в валюте, а не в рублях. Ожидаем увеличения закупочной цены из‑за резкого скачка доллара в ближайшие недели.

Пока мы не повышаем цены и не планируем это делать. Сейчас у нас бесплатная доставка автокурьерами по Москве в пределах МКАД. Если цена закупки сильно ударит по нашей экономике, то сделаем доставку платной.

Развлечения и спорт

Егор Ситников

Организатор барной викторины «ЗБС».

Я живу в Ульяновске и занимаюсь интеллектуально‑развлекательным шоу «ЗБС». Проекту недавно исполнилось 2 года, за это время в играх приняло участие более 1 000 человек. Обычно играем раз в две недели по два дня, потому что желающих всегда много — до 150 участников в один день.

Пока у нас отменилась ближайшая серия игр. Это связано напрямую с карантином и запретом массовых мероприятий. Если такой режим затянется, то вероятность отмены многих корпоративных мероприятий тоже будет высокой. Уже думаем насчёт онлайн‑формата. На его проработку уйдёт какое‑то время, но проект в любом случае будет существовать.

Предпринимателям, которые занимаются организацией мероприятий, советую прежде всего не унывать. Используйте время по максимуму и уделите его тем сторонам бизнеса, которые в обычном режиме являются забытыми и заброшенными.

Придумывайте новые сюжеты для мероприятий, обновите своё коммерческое предложение, обсудите с партнёрами и подрядчиками другие форматы. Проанализируйте статьи расходов: может, стоит что‑то поменять, отказаться от лишних трат, а где‑то просто сэкономить. Приведите в порядок здоровье.

Карантин не вечен, выйти из него нужно наполненным новыми силами, энергией и свежими идеями. Своё наверстаете всегда. А о том, что любой кризис — это ещё и пора возможностей для реализации себя в чём‑то новом, и говорить не буду. Это очевидно.

Дарья Литовченко

Основатель сервиса тренировок на свежем воздухе SPORTULES.

Мы помогаем людям не рисковать, занимаясь спортом, и проводим групповые тренировки на открытом воздухе в мини‑группах до 6 человек. Занятия проходят в парках и скверах, можно найти любой ближайший и избежать поездок на общественном транспорте.

Наши постоянные клиенты продолжают тренироваться, но прироста новых в последние три недели нет. Наш большой вызов сейчас — рассказать людям о том, насколько важно укреплять здоровье, заниматься спортом и бывать на свежем воздухе. Тем, кто вынужден отказаться от привычного зала, мы предлагаем две бесплатные групповые тренировки в любой локации при предъявлении абонемента в фитнес‑клуб.

Елена Синицина

Исполнительный директор Музея Московских стрельцов и Музея военной формы РВИО.

У меня АНО, в состав которой входят два московских музея. По сути, это такие частные музеи при общественной организации. У нас нет государственного бюджета. Есть учредитель, который даёт деньги на содержание, но в основном мы зарабатываем сами. Из‑за того, что происходит сейчас, наши услуги не востребованы. Совершенно понятно, что в ближайшее время на содержание музея денег не будет.

В конце февраля был принят приказ Правительства Москвы о мерах борьбы с коронавирусом. Детям запретили выезд в музеи, а это наши основные посетители. За март мы получили примерно 1/6 часть доходов по сравнению с двумя предыдущими месяцами. На сегодняшний день мы полностью закрыты.

Здорово, что в этом году интерес к музеям немножко вырос. Вместе с правильной стратегией это позволило скопить небольшую подушку безопасности. На неё и будем жить в ближайшее время. Тех, кто работает непосредственно с посетителями, мы отправили домой, сохранив 2/3 оклада. На удалёнке остались те, кто занимается продвижением и PR. А ещё я всем сказала, что если во время самоизоляции кто‑то действительно заболеет, то обязательно нужно взять в поликлинике больничный лист. Его оплачивает фонд социального страхования, а не организация, это поможет снизить финансовую нагрузку.

Мой главный совет всем владельцам маленького бизнеса — разговаривайте со своими сотрудниками. Соберите весь коллектив, объясните, что происходит, ответьте на вопросы.

Это позволит избежать конфликтных ситуаций, обид и недомолвок. Перед закрытием я провела собрание коллектива, всё объяснила и ответила на все вопросы. Честно сказала, что в текущих условиях денег хватит на два месяца. В это время я смогу спокойно выплачивать зарплату, а потом, надеюсь, мы вернёмся к выполнению своих обязанностей и у нас всё будет хорошо.

Медицина

Александр Косарев

CEO, co-founder «Здравпринт».

Мы производим индивидуальные ортезы — медицинские приспособления, которые заменяют гипсовые повязки в травматологии, а также применяются в неврологии, например, для лечения пациентов, перенёсших инсульт, или для людей с ДЦП. В команде 3 человека — это основной костяк, который занимается непосредственно технологией и производством. На данный момент наш основной рынок — Россия, но уже получаем запросы от зарубежных компаний.

Так как делаем ортезы по собственной технологии, а материал покупаем у московского производителя, цены мы не меняли. Однако производитель материала использует импортное сырьё, поэтому прогнозирует скорое повышение цен на 10‑15%.

Во всей этой ситуации мы стараемся найти позитивный момент. Во время ослабления рубля у российских производителей появляется шанс увеличить свою долю на рынке. Надо создавать предложение в тех нишах, где есть сильная зависимость от импорта.

Объём заказов вырос — это связано с работой, которая велась до начала эпидемии. Правда, у нас появился новый заказчик, который не смог закупить импортные серийные ортезы из‑за скачка курса евро, а мы смогли предложить альтернативу.

Так совпало, что именно сейчас мы выполняем крупный заказ. С помощью курьерских служб удалённо обеспечиваем производство материалами и запчастями, отгружаем товар заказчикам.

IT и сервисы для бизнеса

Дмитрий Коробицын

Генеральный директор компании «Поставщик счастья».

Наша компания занимается оптовыми продажами и дропшиппингом, мы работаем с интернет‑магазинами: помогаем им хранить, собирать и доставлять заказы покупателям. От нас зависит очень много людей. Сейчас нет критического спада продаж, но уже заметны некоторые тенденции к нему.

В такой ситуации наша цель — научиться работать дистанционно и обезопасить сотрудников.

Ещё с 9 марта мы перевели всех, кто трудится в офисе, в режим удалённой работы. Наш склад и пункты выдачи не могут перестать функционировать — их невозможно перевести в онлайн. В начале марта мы установили ультрафиолетовые рециркуляторы, санитайзеры, закупили градусники и медицинские маски. Начали вести журналы измерения температуры, несколько человек с симптомами гриппа отправили домой.

В пиковые часы в пункты выдачи за заказами приходит много людей. Чтобы этого избежать, мы сделали на сайте лендинг для курьеров, где они могут написать номер заказа, прежде чем ехать к нам на склад. Когда доставщик приедет, посылку уже приготовят и быстро ему передадут. Раньше время ожидания доходило до 20 минут, сейчас мы сократили его до трёх минут.

Мы зависим от логистики, «Почты России», транспортных компаний и курьерских служб. Если наши логистические партнёры будут вынуждены прекратить работу, нам придётся последовать за ними. Мы сможем принимать и обрабатывать заказы, но не будем их отгружать, продолжим оказывать только цифровые услуги, которые не требуют контактов с товаром.

Максим Агафонов

Директор российской части «Эквид».

Мы делаем конструктор интернет‑магазинов и уже 10 лет помогаем людям продавать свои товары в Сети. У «Эквида» три офиса в России (в Ульяновске, Самаре, Владивостоке) и один в США, в городе Энсинитас, Калифорния. В российской части трудится более 160 сотрудников.

Сейчас бизнесу самое время переходить в онлайн. А тем, кто уже продаёт в интернете, стоит добавить подходящие под ситуацию способы доставки (постаматы и курьеров), чтобы не заставлять покупателей толпиться в очередях в отделениях «Почты России». И никогда не поздно создавать подушку безопасности: хоть по чуть‑чуть, но откладывайте.

Пока новые клиенты только прибавляются, но мы переживаем за старых, так как у них может снизиться выручка из‑за уменьшения числа покупок. Для российских клиентов у нас все тарифные планы в рублях, они остаются на фиксированном уровне, несмотря на валютные скачки.

С 15 марта перешли на удалённый режим работы. В офис можно прийти по срочному делу, там всё дезинфицируется по усиленной программе. Закупили санитайзеры для сотрудников и другие актуальные штуки. Туалетную бумагу массово не закупали, тут в обычном режиме.

Катерина Богина

Основатель и управляющий партнёр тренингово-консалтинговой компании Insight Group.

Для тренинговых компаний ситуация мгновенно стала критической. Сначала запретили мероприятия от 50 человек, потом от 20, а это означает, что все тренинги, стратегические сессии и собрания резко были поставлены на паузу. В такой ситуации чуть меньше пострадало онлайн‑образование, но даже многие крупные компании, не говоря о средних бизнесах, полностью заморозили бюджет на обучение.

Первым делом мы провели несколько стратегических сессий внутри компании, чтобы удержать ситуацию. Обсудили, на каких продуктах сфокусироваться и какими шагами двигаться. Буквально одним днём мы переместились на карантин, не потеряв при этом эффективности: команда могла работать удалённо и с клиентами, и между собой в ежедневных задачах.

Сейчас мы переориентируемся на услуги, которые не требуют физического присутствия: построение систем оценки, разработка методологии и создание обучающих видео.

У нас была удачная возможность перестроиться: многие запланированные модульные программы уже и так были наполовину в онлайне, так что оставалось перевести их ещё больше в дистанционный формат.

Самое удивительное, что на некоторые продукты спрос повысился. Например, часть компаний решила, что во время затишья можно заняться теми вещами, до которых часто не доходят руки, и с ними мы разрабатываем обучающие еженедельники по профессиональным компетенциям. Сотрудники их получат только после выхода из карантина.

Мы рассматриваем несколько сценариев развития событий — от месяцев затишья и концентрации только на онлайн‑продуктах до стремительного возвращения на круги своя уже в апреле. Ближайшее время покажет, по какому сценарию мы двинемся.

Мы призываем предпринимателей открыто делиться своим опытом. Знаете, как помочь бизнесу пережить кризис? Расскажите об этом в комментариях!

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Дмитрий Островский
26.03.20 20:22
Про два прихлопа, три притопа понятно. А про производство может кто даст дельный совет?!
Oxana Dyachenko
26.03.20 21:02
Вот Александр Косарев же занимается этим.
Наталия Иванова
26.03.20 22:39
У Александра К. производство необходимое ,а если это мебель ,сувениры и тд ,что с этим делать ?
Oxana Dyachenko
27.03.20 00:17
Самое логичное, что напрашивается, - переориентировать производство на более насущные вещи, если ресурсы позволяют.
Александр Зацепин
27.03.20 09:06
Если
Владимир Кибальник
11.05.20 17:50
Доброго дня! Имею 30 коммерческий стаж и опыт переживания различных кризисов. А также два производства: швейное и разнопрофильное - детские площадки, которые развиваются- работают по сей день. Конечно могу дать дельный совет как жить дальше. Совет здесь в комментариях сложно давать, поэтому приглашаю ко мне на страницу в ВК. там и спишемся - https://vk.com/id41272041 контакты там есть. также один из моих сайтов https://startapcom.ru/
Владимир Кибальник
11.05.20 17:50
Доброго дня Дмитрий! Имею 30 коммерческий стаж и опыт переживания различных кризисов. А также два производства: швейное и разнопрофильное - детские площадки, которые развиваются- работают по сей день. Конечно могу дать дельный совет как жить дальше. Совет здесь в комментариях сложно давать, поэтому приглашаю ко мне на страницу в ВК. там и спишемся - https://vk.com/id41272041 контакты там есть. также один из моих сайтов https://startapcom.ru/
Sergey Smirnov
04.04.20 13:09
Из всех этих так сказать бизнесменов внимания заслуживает только Здравпринт.
Alex Ponomar
04.04.20 13:11
А ресторатор чем вам лично не угодила?
Ало Алобл
08.04.20 13:42
Вы про ту что первой побежала плакаться политикам в рубашку? С такими ценами как у них, думаю максимум что сорвалось, это покупка дома в бритонии
Alex Ponomar
08.04.20 14:46
Пожалуйста, не нарушайте режим самоизоляции от нашего сайта.
Ярослав Быстров
08.04.20 22:19
Классно ребятам в столице) Вас что блин не закрыли всех на посещения ? игрушки она протирает
Сергей Иванов
12.04.20 15:21
Данная ситуация показала во всей красе, что у населения нет денег и хоть об придумывайся, денег не заработать никак, поэтому единственное правильное решение требовать СВОЕ у этой воровской власти. В ближайшие выборы вышвыривать эту нечесть и строить нормальную экономику в своей стране. Все советы имели бы смысл, если бы ни одно но, 90% населения практически без денег и хоть морду медом намажь, толку не будет!!!
Alex Ponomar
12.04.20 18:40
90% населения через некоторое время: ура, поправки! ура, единая россия! ура, пятый срок!
Владимир Кибальник
11.05.20 17:51
Доброго дня! Есть решения- Всегда есть. Из такой задницы приходилось вылезать за 30 коммерческой деятельности
Игорь Мишенков
17.04.20 23:24
Чем отличается настоящий предприниматель от нытиков и "поисковиков виноватых" - в этих девяти историях. Спасибо авторам!.. Комментарии по выживанию? Увы, я начал бизнес по доставке блюд слишком близко к разразившемуся кризису - 1 ноября 2019 года. Мы не сумели капитализировать узнаваемость бренда за 3,5 месяца и в середине марта, ещё до известия о "каникулах", я принял решение закрыться. Когда В.В. Путин впервые объявил о нерабочей неделе, понял, - а сейчас ещё отчётливее понимаю, - что сделал правильно. Хотя доставка сейчас держится, люди в нашем городе предпочитают ставшие узнаваемые задолго до кризиса марки - "Додо Пицца", "Домино'с" и другие. Местные бренды чувствуют себя неважно... В целом, считаю, вслед за авторами историй выше, что нужно чутко реагировать на рынок, "зреть в корень" и трансформировать бизнес-модель под предлагаемые ситуацией условия. Всем добра, терпения и неуёмного стремления идти вперёд даже в такое сложное время!
Серёга Унковский
10.04.24 22:26
Я инвалид с2 гр. плохо разговариваю попал в ДТП перелом облих ног передвигаюсь с тпростью

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Ольга Пермякова2 часа назад

0 / 0

Также может пригодиться при глаукоме
Зачем нужна клиновидная подушка
Аватар автора комментария
Виктор Подволоцкий6 часов назад

0 / 0

Ещё проблема, когда начинает обслуживание один, а потом заканчивает другой - кому пойдут чаевые?
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Аватар автора комментария
Jyri Jarmolenko6 часов назад

0 / 0

ну не совсем. у многих слов более точный оттенок. что другим словом не заменишь
Не «выгорела», а «ухайдокалась»: 20 слов, которые заменят бумерам модный сленг
Аватар автора комментария
Avan Soulse8 часов назад

0 / 0

Просто стоит учесть, что традиция оставлять чаевые пришла к нам с Запада. Появившись в Англии ещё в 16 веке, как форма благодарности за обслуживание в мире, где классовое разделение делало слуг зависимыми от подачек. Позднее в США и в Европе она распространилась среди эмигрантов, заменив часть зарплаты официантам и другим работникам в сфере услуг, потому что их низкооплачиваемая работа напрямую зависит от клиента. Американские и европейские госслужащие же обычно в зарплатах не обижены.
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях