Зачем регистрировать товарный знак и как сделать это без лишних проблем

Лайфхаки от профессионалов.

Ирина Резникова

Патентный поверенный № 1947, старший партнёр патентно-адвокатского бюро «Гардиум».

Что такое товарный знак

Товарный знак, который ещё иногда называют торговой маркой, — это логотип и название, прошедшие регистрацию в Роспатенте и теперь юридически защищённые от неправомерного применения. То есть после регистрации товарным знаком имеет право пользоваться только его законный владелец.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Зарегистрировать как товарный знак можно название, логотип и их комбинацию. Это может быть как наименование компании, сайта, продукта, так и фамилия или имя как персональный бренд.

Изображения, то есть логотипы, также можно запатентовать: дизайн считается художественным элементом. Однако обычно бизнесы стремятся зарегистрировать название и логотип как товарный знак и получить соответствующее свидетельство в Роспатенте, чтобы добиться максимальной правовой защиты.

Зачем регистрировать товарный знак

В первую очередь чтобы защитить компанию от конкурентов и не нарваться на судебные иски. А ещё после регистрации товарного знака появляются новые бизнес‑возможности.

Защитить бизнес от недобросовестных конкурентов

Это основная задача. Если кто‑то незаконно использовал название или логотип компании на упаковке или на вывеске в магазине, владелец товарного знака может обратиться в суд. Нарушителей заставят изъять товары из оборота и уничтожить их, а вывеску — снять. Дополнительно может быть выплачена компенсация в размере до пяти миллионов рублей.

Точно так же компании смогут защищать свой бренд и в интернете. Например, рекламные площадки Google Ads и «Яндекс Директ » удаляют объявления, которые нарушают исключительные права. Главное, чтобы владелец доказал, что логотип или название принадлежит ему. Организация даже имеет право через суд отобрать домен с названием, которое повторяет её торговую марку или похоже на неё.

Наконец, владелец товарного знака может внести его в специальный реестр, чтобы запретить провоз контрафактных товаров через таможню. С этого момента контроль смогут пройти только импортёры, которые получили разрешение.

Запустить франшизу

Без собственного бренда это не сделать: невозможно предоставить право пользоваться тем, чем не владеешь. А логотип и название — важные элементы франшизы.

Начать продавать товары на маркетплейсах

Торговые платформы не хотят рисковать, потому что их могут оштрафовать за нарушение прав на товарный знак, и требуют показать свидетельство на него.

В договоре для поставщиков нередко встречается пункт о досудебном возмещении издержек при нарушении интеллектуальных прав. Это значит, что если площадка получит претензии о выплате компенсаций, она их выплатит, однако затем продавец будет обязан возместить издержки по требованию, а не после решения суда. А вот зарегистрированный товарный знак даёт площадке возможность мотивированного отказа от выплат и подтверждает добросовестность продавца.

Получить новый нематериальный актив

Товарный знак — это не просто уникальное название или логотип, но и полноценный актив компании. Крутой и узнаваемый знак высоко ценится простыми покупателями и инвесторами.

Неслучайно спор между Apple Computer (сейчас называется Apple Inc. и производит iPhone) и Apple Corps длился больше 25 лет. Стив Джобс и компания много раз платили штрафы, пока стороны не пришли к соглашению — всё, чтобы сохранить знаменитый логотип. В свою очередь, удачный ребрендинг Facebook* привёл к росту стоимости акций компании.

А ещё торговая марка считается имуществом, поэтому её можно заложить, чтобы получить кредит, или даже сдать в аренду.

Каким должен быть товарный знак, чтобы его зарегистрировали

Есть несколько основных требований.

Уникальным

Он не должен повторять уже зарегистрированные товарные знаки. Это касается как внешнего вида, так и звучания.

Например, поводом для спора могут быть Cristal и Crystal. Хотя названия пишутся по‑разному, звучат они одинаково. Также вряд ли получится зарегистрировать логотип Pumba, в котором сохранены характерные очертания бренда известного производителя спортивной одежды.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Узнаваемым

В товарном знаке не должны использоваться общеупотребительные понятия или общепринятые термины и значения, которые характеризуют качества товара. Логотип не может повторять форму продукта.

Это значит, что не получится зарегистрировать «Автомобили» как название компании‑автопроизводителя или запатентовать логотип с изображением конкретных конфет в упаковке.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Не вводящим в заблуждение

Обычно это требование касается географических названий. Так, на логотипе вина, которое произведено в Крыму, не должна упоминаться Грузия. Однако по такой же причине могут отказать в регистрации названия «Лучшие ручки» производителю карандашей.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Никого не оскорбляющим

Без нецензурной лексики, а также оскорбительных или негуманных фраз и изображений.

На практике, впрочем, не всегда понятно, как решения принимаются. Так, торговую марку «Ёбидоёби» зарегистрировали, а «Йошкину коту» трижды отказывали в регистрации товарного знака. С точки зрения ведомства, японское выражение, написанное в русской транслитерации, бранным не является, а вот «Йошкин кот» — оскорбительная фраза.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Состоящим не только из аббревиатур

Роспатент не зарегистрирует случайное сочетание букв. Но если аббревиатура представляет собой уникальную композицию, её можно будет зарегистрировать как бренд. Например, под требование подходят логотипы разных телеканалов.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Без элементов официальной символики

Причём это касается не только флага или герба России, но и, например, символики международных организаций.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Без упоминаний объектов культурного наследия

То есть нельзя использовать всё, что входит в реестр объектов культурного наследия. Так что не получится назвать цветочный магазин «Букет & Кремль» или использовать в качестве элемента логотипа Исаакиевский собор.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

Где проверить уникальность торговой марки

Это можно сделать самостоятельно с помощью нескольких бесплатных сервисов.

  1. Официальный реестр Роспатента. Проверить получится только названия, зато система сразу анализирует версии на кириллице и латинице. Есть бесплатная и платная версии. В базу первой входят только уже зарегистрированные знаки, а во вторую — ещё и проходящие регистрацию. На сайте также можно посмотреть все сведения о торговой марке, например историю передачи прав.
  2. Brand Search. Бесплатный сервис, с помощью которого получится проверить товарные знаки, названия юридических лиц, домены. Поиск идёт по всей базе Роспатента, в том числе её платной части. Ещё одно преимущество Brand Search — автоматический подбор классов МКТУ (международная классификация товаров и услуг) и расчёт вероятности регистрации товарного знака.
  3. Linkmark. Его особенность — поиск по изображениям. Сайт позволяет проверить не только названия, но и логотипы. Картинки подбираются на основе кодов международной классификации, так что новичку может быть трудно разобраться. К сожалению, в бесплатной версии анализируются только зарегистрированные товарные знаки, а поиск по изображениям ограничен первыми 12 результатами.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрацией товарных знаков занимается Роспатент, а точнее, его дочерняя организация — Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Его главный офис находится в Москве, но также есть региональные отделения в Санкт‑Петербурге и Новосибирске.

Обычно процедура регистрации торговой марки занимает от трёх до восьми месяцев. Ускоренная процедура за три месяца возможна только при оплате специального тарифа Роспатента за 94 тысячи рублей.

Процедура регистрации бренда выглядит так.

  1. Разработка названия и логотипа. Необходимо, чтобы товарный знак был уникальным и отвечал всем другим требованиям Роспатента. Также стоит подготовить описание, которое тоже надо будет включить в заявку.
  2. Подбор классов МКТУ. Товары и услуги могут относиться к разным классам, поэтому важно определить подходящий. Всего категорий 45, их можно посмотреть на сайте ФИПС или подобрать с помощью сервиса Brand Search.
  3. Оплата госпошлины. Пошлина за регистрацию товарного знака составляет около 30 тысяч рублей, на 30% меньше при подаче электронной заявки — 23 тысячи. Пошлины за рассмотрение и экспертизу зависят от числа классов МКТУ. Рассчитать пошлины можно с помощью таблицы на сайте Роспатента.
  4. Подготовка и подача заявки. На портале ведомства есть бланк и заполненный пример с нужными сведениями. В документе необходимо указать владельца знака, заявителя, описать знак, а также указать классы МКТУ и список товаров и услуг. К заявке надо приложить товарный знак, квитанции об оплате госпошлин и документы, доказывающие приоритетность и уникальность. Когда всё будет готово, нужно подать весь пакет через «Госуслуги» или личный кабинет Роспатента.
  5. Ответ на запросы эксперта. После принятия заявки специалисты ведомства проводят формальную экспертизу и экспертизу по существу. Во время первой проверяется оплата госпошлины и соблюдение законов. В ходе второй — соответствие требованиям уникальности логотипа и так далее. Если эксперты Роспатента хотят что‑то уточнить или сомневаются в охраноспособности знака, они отправляют соответствующий запрос. На него надо ответить в течение шести месяцев.
  6. Получение свидетельства. Если экспертиза прошла без проблем или заявителю удалось опровергнуть аргументы экспертов, товарный знак вносят в реестр Роспатента, а владелец бренда получает свидетельство о регистрации торговой марки.

Если самостоятельно разобраться с требованиями Роспатента не получается или вы хотите сэкономить время, можно обратиться к патентному поверенному. Последний поможет подготовить документы, составить заявку или исправить её и ответить на запросы экспертов. Квалификацию специалиста можно проверить через особый реестр Роспатента.

Что делать, если торговая марка уже занята

Есть несколько вариантов, от более простых до по‑настоящему трудных.

Поменять классы МКТУ или убрать лишние

Это самый простой способ, и он может сработать: вполне реально зарегистрировать похожие товарные знаки, но в разных классах. Допустим, Роспатент отказал фабрике по производству фартуков в регистрации бренда «Добрая хозяюшка», потому что этот товарный знак уже есть в 25‑м классе (одежда). Тогда компания может попробовать зарегистрировать «Добрую хозяюшку» в 24‑м (ткани и текстильные изделия, не относящиеся к другим классам) или 26‑м классе (кружева и вышитые изделия).

Ещё один работающий метод — уменьшить количество классов МКТУ и оставить только действительно нужные товары или услуги, а не все товары в классе. Люди нередко выбирают категории про запас или даже весь класс товаров — естественно, что в таком случае вероятность совпадений возрастает. Стоит задуматься, что именно вы продаёте сейчас и оставить только это.

Доработать логотип или название

Надо сделать их уникальными и избавиться от сходства с вариантом конкурента.

Чтобы исправить логотип, стоит обратиться к дизайнеру: нужно добавить отличительные свойства и оригинальные элементы. Например, дополнить изображение новым элементом или изменить стиль текстовой части.

Иллюстрация: Аника Турчан / Лайфхакер

В случае с названиями юристы обычно опираются на решения Суда по интеллектуальным правам. Конкретные изменения зависят от вида сходства.

  1. Фонетическое. Насколько торговые марки похожи по звучанию. Допустим, Fenix и Phoenix пишутся по‑разному, но читаются примерно одинаково.
  2. Семантическое. Оценивается разница в смысле слов. Так, igood и beGood были признаны сходными по семантическому признаку, а вот Canti и Cantinero — различными.
  3. Графическое. Визуальное сходство. Часто встречается при использовании латинских названий. Например, Globo и Globe. Это требование можно обойти, изменив шрифт и добавив какие‑то особые элементы к слову.

Получить письменное согласие от владельца похожей торговой марки

Тогда Роспатент может зарегистрировать товарный знак даже в том же классе.

Однако если Роспатент сочтёт, что использование торговой марки вводит в заблуждение потребителя, то может отказать в регистрации бренда, несмотря на письменное согласие.

Доказать, что чужой товарный знак не используется

В этом случае придётся идти в суд. Последний надо убедить, что торговая марка не используется больше трёх лет. Если это получится, логотип или название будут аннулированы, а их правовая охрана прекращена. И можно будет зарегистрировать свой бренд.

Доказать, что товарный знак был узнаваемым до регистрации

Если Роспатент отказал в регистрации торговой марки, потому что посчитал название неохраноспособным, например из‑за общеупотребительных понятий, то переубедить ведомство будет очень сложно. Нужно доказать, что товарный знак давно известен потребителям и они связывают его именно с вашей компанией.

Так, трансформаторному заводу «Волхов» отказали в регистрации товарного знака, потому что «НТЗ Волхов» состоит только из аббревиатуры и географического наименования. Чтобы переубедить Роспатент, юристы собрали доказательства, что название используется давно и хорошо известно клиентам. В итоге товарный знак удалось зарегистрировать.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий