Как заставить себя учить английский (и надо ли)

Пять правил, которые помогают не только учить язык, но и завершать любые долгие дела.

Тимур Зарудный

Ведущий блога про мотивацию.

Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс. Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.

В институте я делал всё по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мёрфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное — всё рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.

Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чём не спрашивали, а мне было стыдно.

Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их всё ещё недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.

Всё поменялось, когда я начал диджеить и стримить своё музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.

Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мёртвой точки.

Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.

1. Нахожу причину, которая щёлкает

Формулировка «выучить английский» — это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было всё конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.

Всем надоело слово «мотивация». Назовём это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щёлкает.

— Мне нужно выучить английский.

— Зачем?

— Чтобы свободно на нём говорить.

— Не то. Зачем?

— Чтобы смотреть фильмы в оригинале.

— Не то. Зачем?

— Скрыть это от друзей, а потом поразить их своим идеальным произношением в следующей поездке.

— (Щёлк) О!

Щёлкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями.

В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.

С другими проектами щёлкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.

Важно: если вы хотите выучить английский, чтобы «быть умницей», то лучше сразу записаться на приём к психотерапевту и начать разбираться, откуда это взялось. Потому что здоровая цель — про нынешние ценности и кайф, а не про избавление от страхов (тем более детских).

Я сделал текстовый шаблон, вопросник самому себе. Отвечая на него, я выясняю, стоит ли любое новое дело моих усилий. Копируйте себе и пользуйтесь на здоровье.

2. Начинаю с тем, что имею

Лучше пользоваться багажом, который взял с собой, а не жалеть об оставленном на перроне. Поэтому не «выучить английский, чтобы потом сделать радиопрограмму», а «делать радиопрограмму на английском прямо сейчас с тем, что умею». Это называется проектным обучением, и для меня работает лучше традиционной модели.

Благодаря этому подходу я уже шесть лет снимаю документальный фильм о своей жизни, в день по секунде. До него я не умел снимать, монтировать и красить видео — хотел научиться, но постоянно ломало. Как только придумал щёлкнувшую причину и начал снимать на iPhone — дело пошло.

На этом этапе главное не оказаться в заложниках «идеального проекта», когда кажется, что всё выходит криво, а ты — лох и неудачник. Для этого у меня два приёма.

Первый — разрешаю себе делать криво, потому что для меня любой кривой проект лучше несделанного. К нему всегда можно вернуться и поправить.

Второй — «метод прогрессивного джипега» Артемия Лебедева. Прогрессивный джипег — это когда принимаешь, что проект готов в любой момент времени, а всё дело в проработанности деталей.

167. Метод прогрессивного джипега

Это значит, что любая радиопрограмма готова, как только я записываю музыкальный микс. Текстовая подводка, обзор, рассказ о госте — это уровни детализации, которые делают программу интереснее, но необязательны.

Любая статья готова, как только я формулирую тему и то, кому и как она сможет помочь. Структура, тезисы, иллюстрации и примеры из жизни — это детализация, которая делает мою мысль понятнее.

Пробежка зачтена, как только я обуюсь в кроссовки, выйду на улицу и сделаю несколько первых шагов. Захочу — пробегусь, не прёт — ладно, попробую в следующий раз. Километры, пульс, оценка осанки, заминка на турниках после — это детализация тренировки, которая помогает кайфануть и прокачаться.

Редактор Юлия Медведева объясняет, как это работает в жизни обычного человека.

3. Учусь тому, что нужно прямо сейчас

Чтобы написать два абзаца о музыке и госте программы, не нужно штудировать весь учебник грамматики и говорить как нэйтив. Я просто набирал типовые фразы других ведущих и выдёргивал интересные обороты из статей в журналах — всё по методу прогрессивного джипега.

Когда понимал, что знаний недостаточно, выделял проблемы, находил приём и оттачивал его до автоматизма:

  • не «делать радиопередачу на английском», а «набрать хлёстких фраз», «описать суть пластинки двумя предложениями через Google Translate» и «почистить записанный голос от шумов»;
  • не «учиться писать статьи в инфостиле», а «соблюдать минимальную текстовую гигиену», «описать свой опыт, а не абстракции» и «сделать структуру в мире читателя, которую он сможет применить»;
  • не «снимать фильм», а «снимать без тряски в руках», «выбрать способ покраски видео» и «автоматизировать добавление дат»;
  • не «бегать», а «следить за пульсом», «скорректировать осанку» и «следить за дыханием».

Со временем приёмы встраиваются в жизнь и складываются в общий навык. Об этом же говорит программист Кэти Сиерра.

4. Занимаюсь регулярно, но только в кайф

Регулярность — это система. Система важна для обучения. Каждый сформированный в мозгу навык — это связь между нейронами, проторённая тропинка. Чем больше я повторяю действие, тем чаще по тропинке ходит импульс. Чем чаще ходит импульс, тем удобнее тропинка и легче по ней ходить. Именно поэтому легко делать то, что проделал тысячу раз.

Посмотрите четырёхминутное видео Академии Хана о том, как это происходит в мозге, это чистая магия:

Раньше мне казалось, что для понимания нового важно больше концентрироваться и дольше работать. «Чем дольше просижу над заданием, тем круче всё пойму». Всё работает не так.

В учёбе одинаково важно и копать, и давать мозгу время, чтобы новая информация разложилась по полочкам, превратившись в знания.

Если постоянно учить или писать, мозг не успеет структурировать информацию. Получится бесполезная свалка.

Это значит, что учёба по 15–20 минут и через день работает лучше, чем заниматься один день в неделю по 2–3 часа. Как в качалке: мышцы растут не на тренировке, а во время отдыха. Почему это работает?

Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в своё удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь 5. Не хочется 5 — столько, сколько нужно для действия без сопротивления.

Главное — регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.

Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить всё в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.

Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn. Он на простом английском и с русскими субтитрами.

Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.

5. Собираю обратную связь

Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушёл не туда.

Ещё хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Trello.

Коротко

  1. Найдите причину, которая щёлкает внутри.
  2. Начинайте с тех знаний и навыков, что уже есть.
  3. Если чего-то не хватает — разбирайте конкретный приём и доводите его до автоматизма.
  4. Занимайтесь регулярно и в кайф.
  5. Делайте шаг назад, собирайте обратную связь.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Free Choice
Очень хорошие курсы по английскому на Ютубе. Канал: English Galaxy. От начального до продвинутого и все бесплатно. Канал ведет учитель английского с дипломом Кембриджского университета.
Ivan Mastyev
Очень хороший текст. Действительно мотивирует! Спасибо!
Дмитрий Сас
Бро, красава!) Кажется, что еще есть шанс выучить анг.язык без этой систем бесмысленной заучки.
Валерия Попович
Вы молодец! Круто написали!
Читать все комментарии