10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации

Используем голос как инструмент.

Быть услышанным важно не только дикторам и певцам, но и каждому из нас — при общении с начальством, в деловых переговорах или горячих дебатах за чашкой кофе. И голос в любой ситуации может стать решающим аргументом, даже если на руках нет нужных козырей. Рассказываем, что делать, если природа не наградила обволакивающим бархатным баритоном или пленительным меццо-сопрано.

1. Дышите

Грустно, когда воздух заканчивается прямо посреди важного пассажа. Да и судорожный свистящий вдох на полуслове не добавляет уверенности. Можно сказать, что у всех разный объём лёгких — что же делать, если у вас он не особо большой? Но тут, как часто бывает, размер не имеет значения: важно, как вы лёгкими пользуетесь.

Вокалисты и дикторы знают, что дышать лучше всего не грудью, а животом — это называется диафрагмальным дыханием. Пробуйте не поднимать плечи для вдоха, а добирать воздух брюшной полостью. И поверьте, так умеет делать каждый — просто ложитесь и дышите, внимательно прислушиваясь к телу. Сразу заметите разницу. Как только поймёте механизм, пытайтесь переносить такое же дыхание и в режим стоя. А там и до привычки недалеко.

2. Не торопитесь

«Чем быстрее всё скажу, тем быстрее они услышат и не смогут перебить», — думают некоторые. Кое-где может сработать, но потребуются дополнительные навыки — от дикции чуть ли не профессионального уровня до того же дыхания. Если этого нет, быстрая речь в лучшем случае скатится в тараторенье. В худшем — в кашу.

А вот размеренную и уверенную речь не только приятнее слушать, но и проще воспринимать. Совсем хорошо, когда чёткие слова произносятся в ровном темпе и не перемежаются паразитами и лишними звуками вроде «эээ». Выверенные паузы — ваш лучший друг в разговоре. 

Да, поначалу это может быть непросто. Кое-где придётся ловить себя за руку (в нашем случае за горло) и искусственно замедляться. Но со временем и практикой это войдёт в привычку, и станет попроще.

3. Пойте в душе

Звучит смешно, но это работает. В душе вас никто не смущает, а значит, вы раскрепощены и можете использовать свой голос без оглядки на посторонних. Даже соседей можно не бояться: шум воды всё скроет.

Во время пения не бойтесь прорабатывать и верхние, и нижние ноты вашего регистра, тихие и громкие звуки и даже особые приёмы вроде любительского гроула и фальцета. А дополнительная влажность, царящая в ванной, раскрепостит связки и только скрасит звучание. 

В итоге эта комната станет прекрасным тренажёрным залом — и мышечная память даст о себе знать уже при следующем разговоре. Причём вы даже сами этого можете не заметить.

4. Успокойтесь

Голос часто отражает психическое состояние. Исследования показывают, что он даже может служить ранним индикатором депрессии. А замедление речи, монотонность и сужение диапазона — частые признаки сниженной уверенности и настроения.

Наверняка вы и сами замечали: когда человек нервничает, его голос может дрожать и срываться. Происходят запинки, иногда даже появляется лёгкое заикание. Чтобы этого не произошло, попробуйте отвлечься: вспомните о чём-то приятном, представьте собеседника в смешной шляпе, мысленно перенеситесь из страшной аудитории в уютный загородный домик. Опять же, глубокий вдох никогда никому не мешал.

5. Слушайте себя

Если вы хоть раз пользовались диктофоном или смотрели видео с собственным участием, то наверняка поражались: «Вот как, оказывается, я звучу? Фу, это же не мой голос!»

Так вот, это абсолютно нормально. Из-за строения черепа и слуховых каналов мы слышим собственный голос в искажённом виде — и к нему же привыкаем. А звукозаписывающее оборудование выводит его нам уже чистым, без «черепных» помех. 

Попробуйте записывать свой голос и слушать эти аудиозаписи. Если вы полюбите его таким, каким его слышат окружающие, говорить станет тоже несколько проще.

6. Слушайте других

В диалоге для вас, конечно же, важны вы. Но если только солировать, остальные либо не смогут присоединиться, либо вообще отпадут. И это работает в том числе и в публичных выступлениях, где прямой словесный ответ вы не получаете в реальном времени.

Следите за настроением адресата речи, за откликом и реакцией на ваши слова. Подмечайте, к чему люди прислушиваются, что принимают острее, а что скорее игнорируют. Если же вы на выступлении и глаза разбегаются, попробуйте выбрать кого-то одного — но не стремитесь на нём закрепиться. Блуждайте глазами не столько по аудитории, сколько над головами, чтобы не распыляться на нескольких человек с разным настроем. 

Ну а за ловлю эмоций всех присутствующих будет отвечать тот самый избранный. Да, один случайно взятый зритель может не отражать настроения всех остальных — но психологически вам как оратору будет проще общаться не с целым безликим залом, а с конкретным человеком.

7. Тренируйтесь

В желании развить голос некоторые идут на дорогостоящие курсы и офлайн-занятия. Если у вас нет ни времени, ни желания куда-то ходить и что-то искать, есть более приятные и ненапряжные способы. Понятно, что так профессиональным диктором быстро не стать, но улучшить звучание можно.

  • Читайте вслух. Особенно если дома есть дети — тут и вовсе получится совместить приятное с полезным. Но читайте не «на отвали» — даже «Теремок» и «Колобок» должны быть вашими персональными тренажёрами. Проговаривайте каждое слово, раскрывайте рот, не бойтесь выглядеть странно — вы развиваете и разминаете ротовой аппарат. А если детей поблизости нет, читайте для себя. 
  • Не пренебрегайте ИИ-тренерами. Например, с помощью Vocal Image можно не только подобрать индивидуальный план занятий, но и узнать мнение других пользователей о том, как ваш голос воспринимается со стороны. А российский онлайн-сервис Speech Up проанализирует речь по десяткам параметров — от темпа до слов-паразитов — и поможет подготовиться к выступлению. 
  • Не забывайте о привычных скороговорках. Есть масса приложений и сервисов на любой вкус: в «Ехалгрека» можно записывать собственный голос, у «Скороговоруна» найдёте упражнения на дыхательную и артикуляционную гимнастику, а с «Оратором» можно тренироваться в приятном игровом режиме.

8. Экспериментируйте

Монотонная речь — даже самая уверенная и поставленная — за 15 минут выведет из себя даже самого внимательного слушателя. При этом опытные профессора знают секрет: хорошая лекция с определённой периодичностью должна перемежаться шуткой, эпатажем, восклицанием и чем угодно ещё — лишь бы переключить внимание, взбодрить и заново заинтересовать слушателя. И недавние исследования доказывают, что динамичность — признак уверенной речи, который не зависит от национальных особенностей.

Что есть в вашем инструментарии? Громкость и темп речи. Меняйте их, добавляйте динамики, акцентируйтесь на важных деталях или, наоборот, не особо значимых, но занятных дополнениях — и даже с трудом завоёванное внимание гарантированно будет удержано.

9. Вдохновляйтесь

Уникальное собственное звучание — это, конечно, прекрасно. Но путь к нему местами долгий и тернистый: вам надо не только тренировать связки, но и настраивать себя, совсем как инструмент. А каждому инструменту нужен свой камертон.

Попробуйте подобрать личный источник настроя и звучания. Подумайте, что или кто вам нравится, какая подача цепляет и вдохновляет, в какую сторону хочется расти. Радует ли вас официальный голос Альфа и бессменный чтец «Гарри Поттера» — Александр Клюквин? Или вы теряете голову от низких грудных тонов Лизы Боярской? А может (кто знает), вы без ума от лягушонка Кермита или Микки Мауса? 

Ищите и пробуйте. Вариантов много — от любимых актёров Голливуда и виртуозов дубляжа до классных подкастеров и красноречивых родственников. Да, даже любимая тёща, которая на любом застолье за словом в карман не лезет, может подойти!

10. Отстаньте от себя

Мэтт Абрахамс, преподаватель стратегических коммуникаций в Стэнфордском университете и автор книги «Думай быстрее, говори лучше», называет этот шаг Get out of your own way. И это один из этапов достижения мастерства в спонтанной речи. Звучит занятно, но в чём смысл?

Дело в том, что нам отчаянно хочется быть идеальными и звучать «как надо». Причём сразу. Поэтому мозг начинает заранее заготавливать фразы и позы, которые наше тело выуживает из мышечной памяти. Вроде бы хорошо, но получается не очень: голос звучит не живо, а механически. 

Абрахамс рекомендует откликаться на момент, не гнаться за идеальной фразой — а сказать то, что на уме сейчас. Потому что сила живой речи не в отточенности, а в искренности.

Обложка: Midjourney / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Julia Svit
Интересная статья, мне она точно пригодится. У меня всегда проблемы с передачей информации. От волнения я быстро говорю и люди меня не всегда понимают (((
Наталья Мурахтанова
Меня раздражают мои голосовые: всё время кажется, что слишком много вдохов)) Поучусь диафрагмальному дыханию, пожалуй.