31 января 2020 года вышли последние серии «Коня БоДжека» — мультсериала для взрослых о приключениях антропоморфного коня-алкоголика и его друзей. Лайфхакер прощается с историей и вспоминает уроки, которые она нам преподала.

Осторожно: материал содержит спойлеры.

1. Признавать ошибки не страшно

Сериал начинается с того, что бывшая голливудская звезда БоДжек знакомится с писательницей вьетнамского происхождения Дианой Нгуен. Коню нужно вернуть популярность, и один из способов это сделать — написать книгу о самом себе. Герой отдаёт это дело в руки литературного раба и начинает рассказывать Диане свою жизнь: именно в этот момент он встаёт на путь признания ошибок, сперва отрицая их, затем признавая и наконец — раскаиваясь.

БоДжек мог бы стать настоящим антигероем: он ненавидит свою мать, предал лучшего друга Хёрба, не оценил искреннюю любовь всех, кому было на него не плевать. Много пил и склонял других к вредным привычкам — например, завязавшую с алкоголем и наркотиками звезду Сару Линн. Тем не менее ему нельзя не сочувствовать: каждый раз, как только конь осознаёт свою ошибку, он неловко и неуклюже пытается её исправить. И именно осознание своих ошибок медленно меняет жизнь БоДжека в лучшую сторону — он наконец выясняет отношения с любимыми женщинами, озвучивает претензии к семье и даже просит прощения у смертельно больного друга. Мы не можем изменить своё прошлое, но вот будущее — вполне.

2. Борьба с вредными привычками не дело одного шага

Мы много слышим о том, как вредны алкоголь и наркотики, — но когда своими глазами видим, в какую бездну они толкают героя, по коже пробегает настоящий холодок. Отношения БоДжека с выпивкой начались, когда он был ребёнком: одинокий и забытый родителями, он глотнул из бутылки, чтобы не было так горько. Потом он пил в подростковом возрасте, на съёмочной площадке и блестящих вечеринках — когда для веселья, когда для того, чтобы забыться. Свои отношения с алкоголем звезда пересматривает лишь тогда, когда они приводят к страшному — и делают героя опасным для других.

После этого конь пытается встать на путь исправления: отправляется в рехаб, проходит курс лечения и долгое время ходит на собрания анонимных алкоголиков, стараясь держаться. Правда, после первого же удара судьбы он снова прикасается к выпивке. Интересно, что БоДжек не единственный персонаж с зависимостью: его врач, конь-иппотерапевт, тоже алкоголик в завязке, который однажды срывается и не может остановиться.

Сериал объясняет, что «взять и бросить» любую вредную привычку возможно, но это довольно трудно. На пути к нормальной жизни возможны срывы. Но это вовсе не значит, что нужно переставать к ней стремиться.

3. Разбитые отношения не склеить красивым жестом

Писательница Диана Нгуен — трогательная и творческая девушка, бескомпромиссно честная и до неловкости стеснительная. Удивительно, что в самом начале истории её угораздило вступить в отношения с Мистером Подхвостом — весёлым псом-телезвездой, недальновидным экстравертом и воплощением праздника, в общем, своей полной противоположностью.

Отношения героев переживают кризис буквально с самого знакомства: Подхвост не может понять Диану, а сама Диана — относиться серьёзно к бесконечным авантюрам возлюбленного. Тем не менее пёс пытается бороться за свою любовь: сперва вручает Нгуен букву D, украденную из надписи Hollywood, затем решает покорить её сердце роскошным подарком, полностью воссоздавая библиотеку главного героя из диснеевских «Красавицы и чудовища». При этом пара не может озвучить друг другу настоящие ожидания от отношений, не так уж много разговаривает — и в итоге расстаётся.

Любовь не похожа на игру в карты, где одно красивое действие может побить десятки глупых придирок, ошибок и несказанных друг другу слов. И история Мистера Подхвоста и Дианы только в очередной раз это подтверждает.

4. Становиться идеальным родителем не обязательно. Достаточно попытаться быть хорошим

Кошка-карьеристка Принцесса Кэролин — образец селф-мейд-вумен: она успешна в бизнесе, рулит жизнями голливудских звезд и проектами с многомиллионным бюджетом. Однако к середине истории она становится матерью и с ужасом осознаёт, что не может быть эффективна в детской так же, как в своём офисе: задачи разрывают героиню на части, малыш требует внимания, и при всём этом мир заставляет улыбаться и продолжать шагать вперёд, как ни в чём ни бывало. Принцесса так замотана, что даже не успевает придумать имя для дочки.

Однажды, не успев на очередную очень важную вечеринку, героиня останавливается и выдыхает: становится ясно, что её новый проект «Малышка» куда сложнее, чем всё, чем она занималась до этого. Стать идеальной мамой — нерешаемая задача. Но можно попытаться просто делать всё как можно лучше — и ребёнок обязательно это оценит.

Сериал вообще довольно много говорит о вопросах семьи и материнства: так, мать главного героя БоДжека тоже не была идеальной. Но в отличие от Принцессы Кэролин, она и не пыталась, искренне ненавидя мужа, который сломал ей жизнь, и ребёнка, который от этого мужа был рождён.

Быть матерью очень тяжело, и когда бог даёт зайку, никакой лужайки не прилагается. Мультсериал показывает, что быть родителем — великий труд, и грань между хорошим и плохим здесь куда тоньше, чем кажется.

5. Быть непохожим на других — не плохо

Тодд Чавез — безработный парень, который однажды пришёл на одну из вечеринок БоДжека, а потом так и остался жить у него на диване, где завис примерно на пять лет. В четвёртом сезоне он открывает, что асексуален, и теряет из-за этого любимую, которой довольно сложно чувствовать себя желанной без физического контакта.

Вместе с тем Тодд не отчаивается и, пожалуй, впервые в жизни чувствует себя по-настоящему хорошо: находит других людей, которым не интересен секс, и заводит новые отношения с девушками, которые принимают его таким, какой он есть. Признание Чавеза освобождает его от того, что якобы должен и не должен делать «нормальный человек» — и помогает стать счастливее.

6. Даже в самые горькие моменты найдётся время для дурацкой шутки

«Конь БоДжек» — сериал на стыке трагедии и комедии: когда зритель уже готов расплакаться от очередного поворота сюжета, история подбрасывает нелепый и оттого особенно смешной панч. За большинство шуток отвечают простак Тодд и не слишком умный Мистер Подхвост: герои то решают открыть женское такси с косатками-стриптизёршами в роли водителей, то придумывают кабинет с клоунами-дантистами, который потом перерастает в парк ужасов.

Впрочем, персонажи продолжают оставаться ироничными, даже когда жизнь подбрасывает лимон, который не превратить в лимонад. На похоронах БоДжек произносит речь, которая скорее напоминает выступление стендап-комика, а во время душещипательного разговора со старой подругой внезапно переключается с собственной боли на рассказ о том, как ненавидит дыню — Джареда Лето от мира фруктов. Именно чувство юмора (порой довольно жёсткое) не даёт героям опуститься в пучину отчаяния и помогает не терять надежду даже в самые печальные моменты.

7. Время не лечит. Но делает нас самими собой

В заключительных сериях Диана Нгуен пытается написать мемуары и много размышляет о японском искусстве кинцуги — заполнении трещин на посуде расплавленным золотом. Кинцуги напоминает, что именно трещины делают нас теми, кто мы есть, и потому не стоит их прятать.

Все герои сериала — глубоко травмированные люди, постоянно передающие боль по кругу. Беатрис Хорсман была несчастна в браке и оттого не любила своего сына. БоДжек ненавидел мать и поэтому оказался неспособным подарить любовь кому-то ещё. Диана Нгуен не могла найти взаимопонимание в семье, а потому полностью закрылась от Мистера Подхвоста, а сам Подхвост мучительно переживал развод с каждой из своих жён. Тодд годами не разговаривал с родителями, а Принцесса Кэролин долгое время не видела ничего кроме работы. Каждый персонаж проживает жизнь наедине со своей болью, всячески пытаясь отвлечься. Но сделать это до конца так и не выходит.

Герои совершили много ошибок, большинство которых, как оказалось, невозможно исправить: отношения разрушились, дружба утекла сквозь пальцы, а старые обиды остались рядом навсегда. Но вместе с ними пришёл и опыт: понимание того, как важно отдавать любовь тем, кто рядом, что настоящую близость легко упустить, а своевременное раскаяние может склеить то, что разбито.

И именно опыт делает нас теми, кто мы есть: не всегда хорошими и правильными, но искренними и живыми. Такими, какими мы себя знаем, — преодолевшими многое, и оттого особенно сильными.

А за что вы полюбили этот сериал?