Куда податься молодому специалисту: корпорации против стартапов

Многие молодые люди стоят перед выбором: пойти на работу в солидную компанию или пуститься в свободное плавание и попробовать организовать свой бизнес. Давайте рассмотрим пять аргументов в пользу крупных корпораций и столько же — за стартапы.

Преимущества корпораций

1. Финансовая стабильность

Что даёт работа в таких бизнес-гигантах, как, например, Google, «Яндекс» или «Газпром» (кроме, конечно, раздутого самомнения)? Правильно: достойную заработную плату, премии и полный соцпакет. Но главное, вы зарабатываете на свою старость. Удивительно, но многие молодые люди безразлично или даже скептически относятся к такому понятию, как пенсионная система. Можно сколько угодно утрировать, что к моменту, когда вы достигнете пенсионного возраста, политики окончательно разворуют страну, да и жить на государственные гроши невозможно. Но обязательства государства перед своими гражданами были и будут всегда, а значит, людям, заработавшим трудовой стаж, в старости гарантирован пусть небольшой, но стабильный доход.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Между тем большинство стартаперов юридически не оформляют свой бизнес вплоть до стадий роста и расширения компании. Их можно понять: сложно нести налоговое бремя, не имея приличных доходов. А ведь до этого могут пройти месяцы и даже годы. В результате, работая по 80 часов в неделю (только бы не работать по 40 часов на дядю!), молодой предприниматель остаётся де-юре безработным. А кто даст гарантии, что бизнес взлетит и к 50–60 годам удастся накопить на беспечную старость?

2. Бесценный опыт

Известный бизнесмен Гарольд Генин (Harold Geneen) однажды сказал: «В мире бизнеса существует два вида прибыли: наличные и опыт. В первую очередь обретайте опыт, а наличные придут позже». Большие компании с тысячами сотрудников и десятками деловых партнёров — бездонный источник опыта. Разве бы вы не хотели поработать под руководством, к примеру, Фреда Смита (Fred Smith) или Джеффри Бэзоса (Jeff Bezos) и поучиться на их примере? Работая в штате, вы познакомитесь с закулисьем того или иного бизнеса, сможете изучить суровые законы рынка.

Боле того, действительно серьёзные организации понимают, что главный бизнес-ресурс — это люди, и оплачивают для своих сотрудников различные курсы, тренинги, семинары. Таким образом, у вас будет бесплатная возможность регулярно повышать свою квалификацию, расти как профессионал.

3. Связи

Из опыта складывается ещё одна важная составляющая успеха — связи. «Вы — это ваша телефонная книга», — утверждает бизнес-гуру Том Питерс (Tom Peters), полагающий, что без постоянного наращивания и поддержания связей невозможно превратить своё имя в бренд. Никому не известному стартаперу очень сложно обрасти полезными связями. Сотруднику крупной компании в этом плане намного проще: бизнес-ланчи, конференции, переговоры и другие деловые встречи помогают знакомиться и налаживать контакт с нужными людьми.

4. Отсутствие рисков

Риск — дело благородное. Рискуют многие, но получается у единиц. Видеосервис Clipclock.com, туристический портал Travolver.com, краудфандинговый сервис Smartmarket.net — вот лишь несколько примеров крупных провалов стартапов последнего времени. Начать своё дело — значит принять на себя все риски и ежедневно подвергаться опасности остаться без имущества и денег.

Крупные корпорации — это ваш надёжный тыл, они могут дать уверенность не только в завтрашнем, но и в послезавтрашнем дне. Кризисы и сокращения? Конечно, бывает и такое. Но, имея за плечами опыт работы в солидной фирме, нетрудно найти новую работу.

5. Плацдарм для будущего

Всё вышеперечисленное — фундамент для собственного опыта. Накопив начальный капитал, набравшись опыта и нарастив связи, стартап уже не кажется большой авантюрой. Кстати, некоторые корпоративные служащие умудряются совмещать привычную работу и личный бизнес (пока последний не окрепнет и не потребует полной самоотдачи).

Плюсы стартапа

1. Финансовая независимость

По меткому выражению американского промышленника, одного из первых в истории долларовых миллиардеров Пола Гетти (Jean Paul Getty), работать в крупной компании — всё равно что ехать поездом: перемещаетесь вы по вагону или просто сидите, поезд всё равно едет с определённой скоростью. Работаете вы или просто делаете вид, вы всё равно получите оклад, оговоренный в трудовом договоре. А если нет разницы, зачем напрягаться? Белые воротнички быстро заглатывают этот крючок и не замечают, как лень и безразличие порабощают их волю. Они настолько привыкают получать деньги за ежедневное присутствие в офисе, что отказ от корпоративной кормушки и смена деятельности для них — это катастрофа.

Где взять деньги — главная проблема начинающего предпринимателя, при этом он получает то, что действительно заработал. Если он делает классный продукт, то его доходы будут расти. Ещё одна хорошая новость: стартапер никогда не достигнет финансового потолка, а вот рядовой сотрудник вряд ли сможет получать такую же зарплату, как президент компании.

2. Творческий поиск

Стартап — это непрерывная генерация новых идей, развитие, движение вперёд. В противном случае бизнес-начинание ждёт провал.

Сотрудники больших компаний, напротив, боятся или не хотят выйти за рамки прописанных в договоре служебных обязанностей: вдруг их инициатива пойдёт вразрез с корпоративной этикой? В результате нескольких лет рутинного труда человек перестаёт удивляться, интересоваться новым, теряет собственное мнение и не может ни шагу ступить без разрешения начальства.

3. Личная ответственность

У сотрудников крупных фирм есть забавная игра — найти крайнего и спихнуть на него обязательства. Скованные одной цепью делают отсутствие дела и постоянно перекладывают ответственность друг на друга. При этом, если крайний, к примеру, заключает выгодный контракт, то это не его успех, а заслуга коллектива.

Работая в стартапе, а тем более руководя им, поиграть в подобные игры не получится. Отвечать придётся буквально за всё. Благодаря этому вы всегда будете знать, что успех — плод вашего труда.

4. Честность

Люди, боясь потерять насиженное местечко, быстро учатся изворачиваться, пресмыкаться и лицемерить. Доктор Хаус прав: все врут, но особенно врут менеджеры. Лгут клиентам, партнёрам, начальству, родным и самим себе. Вешая каждый день лапшу на уши покупателям (мол, товар вот-вот доставят, хотя его даже ещё не закупили), нетрудно убедить себя, что должность старшего менеджера в 40 лет — большое достижение, что нестрашно не реализовать ни один из своих талантов (зато как поёт в караоке по пятницам!), а жирок, свисающий по бокам, придаёт солидности.

Для тех, у кого есть своё дело, не существует никаких оправданий. Принимая на себя ответственность, врать себе не получится. Всё делаешь сам и за всё отвечаешь сам.

5. Свобода

Стив Возняк, Стив Джобс, Марк Цукерберг, основывая свои компании, не имели ничего, кроме дерзости и молодости (ну и гениальности, конечно). Когда начинать свой бизнес, если не в молодости, пока нет семьи, ипотеки и прочих «якорей»?

Продавшись большой компании, можно потом всю жизнь оплакивать свои нереализованные идеи. Лучше попробовать и жалеть о провале, чем о том, что могло бы быть. Да и чем чёрт не шутит, быть может, именно ваш стартап выстрелит и станет новым Flickr или YouTube?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Гульнара Эмирали
28.06.13 21:16
Да, трудно представить здравомыслящего человека, мечтающего о геморрое :) Есть одна самая важная вещь, которую вынесла в результате работы в корпорациях и выстраивания своего бизнеса: бизнес - это идея, порой творческая, которую нужно оформить в бизнес-процессы. Бизнес - это когда все работает как часы. Для того, чтобы у стартапера такая вещь случилась в жизни, очень полезно хотя бы какое-то время поработать в корпорациях, чтобы на практике освоить и понять механизмы отстраивания бизнес-процессов. Особенно в этом плане полезен опыт международных корпораций...
Dmitry Pavlov
28.06.13 21:37
Много слов слышу про "компанию" и "бизнес", и что их непременно надо "строить" и "развивать". Многие бредят построением "филиальных сетей" и "корпораций". Мне бы хотелось поставить под сомнение эту де-факто догму и рассмотреть такое явление, которое присутствовало во всех странах столетиями и называлось "ремесленничество" или как позже это обозвали "семейный бизнес", когда семья производит что-то, обеспечивая свои потребности и не пытается все время "вырасти" в корпорацию. В своем занятии эти люди достигают совершенства. Именно отсюда берет начало известная итальянская обувь, швейцарские часы, шоколад, тульские оружейники и т.п. Мне кажется, зря списали со счетов понятие "ремесло" и "мастер". Если переложить этот подход на современный мир и воспользоваться этим подходом (развитие своего дела строго до уровня необходимого самообеспечения), возможно и в современных профессиях можно достичь больших высот, играя не на гонке оборотов, захвате рынков и корпоративной конкуренции, а на совершенствовании своих услуг или продукции до высочайшего уровня, заботясь о своей небольшой потребительской аудитории и предоставляя ей максимально возможное качество. Вот в частности уход в корпоративную гонку за спросом и стимулирование потребления привели к тому что современные автомобили больше 5-10 лет не живут, одежда и обувь разваливается через пару сезонов, и т.п, заставляя нас все время покупать и покупать, ну и соответственно продавать и продавать свои услуги/товары, чтобы компенсировать затраты. А зачем все это? Почему не попытаться затормозить набирающие обороты потребительское безумие?
Андрей Коваль
02.07.13 21:09
У меня нет выбора - армия.
Иван Трифонов
24.06.16 16:52
Финансовая независимость, свобода и опыт/поиск - крайне спорные аргументы для стартапа. Если ты идёшь работать в стартап: 1) ты так же работаешь "на дядю", как и в случае с корпорацией 2) см. п. 1 3) в стартапе тоже нельзя будет съехать с заявленного русла Если ты идёшь делать свой: 1) твои финансы напрямую зависят от успехов стартапа, и для его запуска нужна либо отличная идея, которая привлечёт 100500 инвесторов (или пару крупных), либо деньги. Твои. Много. 2) свобода - нет. Будет гораздо тяжелее съехать, если ты поймёшь, что "не твоё", "а вот если бы я попробовал другое", и т.д. 3) творческий поиск - тоже нет. См. пункт 2 + если есть инвесторы, то для них метания от табуреток к мармеладкам будут выглядеть как минимум странно.
Читать все комментарии