Тест Люшера: как цвет помогает понимать себя

Хотите узнать о себе больше? Попробуйте методику цветового выбора Люшера. Из этой статьи вы узнаете основы психологии цвета, а также какие есть приложения для прохождения теста Люшера.

Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее

Наша жизнь наполнена цветом. За последние сто лет мир стал ярче. Спектр не расширился, но изменилось восприятие цвета.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех красок (красный, охра, черный и белый). В то время как эпоха Ренессанса, – можно сказать, «буйство цвета». В Венеции, Париже и Амстердаме довольно высокая влажность воздуха. Это дает мягкие переходы цветовых тонов – художникам приходилось искать все новые и новые оттенки, чтобы передать всю красоту неба, моря, пейзажей. Сегодня, благодаря развитию химической промышленности, у нас есть не только голубизна неба, пурпур заката и зелень деревьев, но и краски, созданные человеком (неоновый, золотой и т.п.).

Неизменно одно – цвет влияет на наше психическое и физическое состояние. Как? Узнаете из этой статьи.

Психология цвета

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие: одни тона вызывают тревогу или тоску, другие – радость и воодушевление. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.

Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Жак Вьено

Психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Так, если в западно-европейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в Азии – это цвет траура.

Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую психологическую характеристику цветов:

  • Красный – люди, предпочитающие этот цвет, полны энергии и чувства собственного достоинства.
  • Оранжевый – цвет мечтателей, а также людей с сильной интуицией.
  • Желтый – этот цвет выбирают интеллигентные и коммуникабельные личности, легкие и смелые в общении.
  • Зеленый – этот цвет выбирают люди, стремящиеся к самоутверждению.
  • Голубой – цвет беззаботности, люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства.
  • Синий – люди, выбирающие этот цвет, скромны и меланхоличны.
  • Фиолетовый – предпочитают инфантильные и легко внушаемые натуры.

В темноте все цвета одинаковы. Фрэнсис Бэкон

Однако это лишь наиболее общая характеристика. Фундаментальным изучением психологии цвета занимается швейцарский психолог Макс Люшер.

Методика цветовых выборов Люшера

Макс Люшер
Швейцарский психолог. В 1949 году защитил диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики». Разработал цветовой тест, получивший международную известность и признание.

Восприятие цвета объективно. Однако для человеческого глаза нет «чистого» ощущения цвета. Мы видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой.

Кроме того, на восприятие оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, воспитание, настроение, физическое состояние человека (к примеру, острота зрения). Из этого складываются субъективные цветовые предпочтения, которые, в свою очередь, позволяют провести анализ личности.

Методика Люшера основана на ранжировании цветов. Человеку предлагается абстрагироваться от всех мыслей, переживаний, а также ассоциаций, навязанных модой (красный – хит сезона), и просто выбирать цвета по принципу: нравится – нравится, но меньше – еще меньше и т.д.

В результате, выбор цвета происходит бессознательно. Это позволяет получить объективную оценку личности. Человек предстает таким, какой он есть, а не таким, каким хотел бы быть.

Тест Люшера получил признание и широкое распространение во всем мире. Им пользуются при подборе кадров, в геронтологических и социологических исследованиях. По сути, это индивидуальный индикатор психологического и физиологического состояния человека. Он показывает, что вас тревожит, к чему вы стремитесь и что нужно сделать, чтобы уравновесить все сферы своей жизни.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. В обоих – довольно запутанная (для непрофессионала) техника интерпретации. Но, к счастью, сейчас есть приложения, которые сделают все за вас. Рассмотрим некоторые из них.

Обзор приложений

iOS

Тест Люшера и психология личности. Определение настроения по цвету
В приложении представлена как краткая, так и полная версии теста Люшера. Перед началом тестирования нужно ввести имя, фамилию, прочесть инструкцию и выбрать тип теста. Приложение бесплатно. Результаты можно расшарить в социальных сетях.

Android

Колорограф (Тест Люшера)
Краткий вариант теста Люшера предполагает таблицу из восьми цветов. В приложении предлагается дважды ранжировать их с промежутком в 1 минуту. После этого появляются результаты. Приложение бесплатно. Возможности сохранять результаты нет.

Скачать в googleplayТест Люшера
Запускаете и сразу выбираете цвета. Через минуту – повторяете то же самое. Еще через несколько мгновений – получаете результат. Сохранить его нельзя, зато можно опубликовать через соц.сети.Скачать в googleplayТест Люшера

Еще одна реализация популярного психологического теста. Просто выбирайте из палитры и пар цвет, который нравится больше. Сразу после этого приложение выдаст результат.
Скачать в googleplay

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Yurij Dotsenko
10.05.14 16:50
Спасибо! Может быть у Вас есть ссылки на конкретные методики или патенты? Например такие, как с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев, что приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.
Joni-Jo Des Brachun
21.05.14 19:21
Коммерческие структуры - зная как на нас влияют цвета - давно уже используют их в своих логотипах (зачастую в полезных целях!) Мой перевод - оригинал тут: http://visual.ly/color-psychology-logo-design
Joni-Jo Des Brachun
21.05.14 19:25
Цвет и сочетания цветов психологически по-разному воздействуют на человека. Цвет может успокаивать или возбуждать, внушать доверие или смущать и наводить на размышления. А как обстоит дело с применением цвета в брендинге? Цвет в фирменном стиле (дизайне товара, в оформлении упаковки) — это передача определенного настроение и характера бренда. Цвет это то, что, во многом, отличает настоящий бренд от набора товаров одного производителя и под одним логотипом. И вот нашел тоже интересную инфографику упорядоченую по настроению!
Эдуард Галеев
08.05.16 06:48
Очень не рекомендовал бы тест людям не склонным к рефлексии, самоанализу. Результаты могут быть очень жестки и неприятны.
Читать все комментарии