Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Теории большого мира
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Научпоп
Отношения
Реклама
Android iOS 6 мая 2014

Тест Люшера: как цвет помогает понимать себя

Хотите узнать о себе больше? Попробуйте методику цветового выбора Люшера. Из этой статьи вы узнаете основы психологии цвета, а также какие есть приложения для прохождения теста Люшера.
Фото автора Настя Радужная
Настя Радужная

Автор Лайфхакера

Тест Люшера: как цвет помогает понимать себя
Избранное

Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее

Наша жизнь наполнена цветом. За последние сто лет мир стал ярче. Спектр не расширился, но изменилось восприятие цвета.

Палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех красок (красный, охра, черный и белый). В то время как эпоха Ренессанса, – можно сказать, «буйство цвета». В Венеции, Париже и Амстердаме довольно высокая влажность воздуха. Это дает мягкие переходы цветовых тонов – художникам приходилось искать все новые и новые оттенки, чтобы передать всю красоту неба, моря, пейзажей. Сегодня, благодаря развитию химической промышленности, у нас есть не только голубизна неба, пурпур заката и зелень деревьев, но и краски, созданные человеком (неоновый, золотой и т.п.).

Неизменно одно – цвет влияет на наше психическое и физическое состояние. Как? Узнаете из этой статьи.

Психология цвета

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие: одни тона вызывают тревогу или тоску, другие – радость и воодушевление. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.

Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Жак Вьено

Психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Так, если в западно-европейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в Азии – это цвет траура.

Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую психологическую характеристику цветов:

  • Красный – люди, предпочитающие этот цвет, полны энергии и чувства собственного достоинства.
  • Оранжевый – цвет мечтателей, а также людей с сильной интуицией.
  • Желтый – этот цвет выбирают интеллигентные и коммуникабельные личности, легкие и смелые в общении.
  • Зеленый – этот цвет выбирают люди, стремящиеся к самоутверждению.
  • Голубой – цвет беззаботности, люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства.
  • Синий – люди, выбирающие этот цвет, скромны и меланхоличны.
  • Фиолетовый – предпочитают инфантильные и легко внушаемые натуры.

В темноте все цвета одинаковы. Фрэнсис Бэкон

Однако это лишь наиболее общая характеристика. Фундаментальным изучением психологии цвета занимается швейцарский психолог Макс Люшер.

Методика цветовых выборов Люшера

Макс Люшер
Швейцарский психолог. В 1949 году защитил диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики». Разработал цветовой тест, получивший международную известность и признание.

Восприятие цвета объективно. Однако для человеческого глаза нет «чистого» ощущения цвета. Мы видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой.

Кроме того, на восприятие оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, воспитание, настроение, физическое состояние человека (к примеру, острота зрения). Из этого складываются субъективные цветовые предпочтения, которые, в свою очередь, позволяют провести анализ личности.

Методика Люшера основана на ранжировании цветов. Человеку предлагается абстрагироваться от всех мыслей, переживаний, а также ассоциаций, навязанных модой (красный – хит сезона), и просто выбирать цвета по принципу: нравится – нравится, но меньше – еще меньше и т.д.

В результате, выбор цвета происходит бессознательно. Это позволяет получить объективную оценку личности. Человек предстает таким, какой он есть, а не таким, каким хотел бы быть.

Тест Люшера получил признание и широкое распространение во всем мире. Им пользуются при подборе кадров, в геронтологических и социологических исследованиях. По сути, это индивидуальный индикатор психологического и физиологического состояния человека. Он показывает, что вас тревожит, к чему вы стремитесь и что нужно сделать, чтобы уравновесить все сферы своей жизни.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. В обоих – довольно запутанная (для непрофессионала) техника интерпретации. Но, к счастью, сейчас есть приложения, которые сделают все за вас. Рассмотрим некоторые из них.

Обзор приложений

iOS

Тест Люшера и психология личности. Определение настроения по цвету
В приложении представлена как краткая, так и полная версии теста Люшера. Перед началом тестирования нужно ввести имя, фамилию, прочесть инструкцию и выбрать тип теста. Приложение бесплатно. Результаты можно расшарить в социальных сетях.
appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/961126542

Android

Колорограф (Тест Люшера)
Краткий вариант теста Люшера предполагает таблицу из восьми цветов. В приложении предлагается дважды ранжировать их с промежутком в 1 минуту. После этого появляются результаты. Приложение бесплатно. Возможности сохранять результаты нет.

appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=com.apps4free.Colorograph&hl=ru&gl=ru
Тест Люшера
Запускаете и сразу выбираете цвета. Через минуту – повторяете то же самое. Еще через несколько мгновений – получаете результат. Сохранить его нельзя, зато можно опубликовать через соц.сети.
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=Alekseyt.Lusher&hl=ru&gl=ru
Тест Люшера
Еще одна реализация популярного психологического теста. Просто выбирайте из палитры и пар цвет, который нравится больше. Сразу после этого приложение выдаст результат.
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=lili.tesla.lushertest&hl=ru&gl=ru
Обложка: Sanit Fuangnakhon/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное
Комментарии
Sergey Reva
06.05.14 13:49
Ну вот... Оказывается я инфантильный и внушаемый... Да это же супер классно!)) http://medportal.ru/budzdorova/fact/234/
Dinar Kutliakhmetov
06.05.14 14:48
Интересные факты о цвете - если немца спросить о том, сколько цветов в радуге, то он сочтет этот вопрос не уместным, т.к. для него радуга - это бесконечно возможное количество цветов. А некоторые племена вообще воспринимают цвет как "светлый" и "темный".
Nata_Lija
06.05.14 16:15
давно проходила какой-то жутко длинный тест Люшера из 300 вопросов, так он в конце мне выдал "извините, мы не можем определить ваш темперамент")))
Nastya Radugnaya
06.05.14 17:05
В тесте Люшера нет вопросов. Только карточки с цветом.
Nata_Lija
06.05.14 18:11
эти карточки нужно выбрать n-ое количество раз - это и имелось ввиду под вопросом
sirius2
07.05.14 00:02
Тест Люшера не может состоять из 300 вопросов. Это невербальный проективный тест, в котором в качестве стимульного материала используются цветовые карточки. Кроме того, эта методика не предназначена для определения типа темперамента.
sirius2
07.05.14 00:00
Что за ерунда с комментами? Через пень-колоду.... :(
Nastya Radugnaya
07.05.14 10:00
Спасибо за Ваш комментарий! Согласна, что цветопередача экранов гаджетов не может соответствовать оригинальным цветовым карточкам. Но все же, мне кажется, что приложения могут быть полезны хотя бы для отслеживания динамики настроения (названия поста - неслучайно). По поводу объективности восприятия цвета - так написано во всех источниках, которые я читала. Почему оно не может быть объективным? Объясните, пожалуйста? Мне интересна эта тема, хотела бы в ней до конца разобраться.
Арег Мкртычян
07.05.14 18:26
соглашусь с коллегой-психологом.И..восприятие-по определению не может быть объективным,т.к его "носитель"-Субъект, т.е. человек с эмоциями,потребностями и прочее. А эл варианты Люшера-профанация
sirius2
07.05.14 18:28
Настя, дело в том, что вообще восприятие как психологический процесс субъективно. Так же субъективен и результат этого процесса - образ, т.к. он формируется на основе совокупности полученных из-вне стимулов, которые фиксируются слуховым рецептором, зрительным и т.д. и подвергаются дальнейшей обработке нашим мозгом. Субъективно оно потому, что формирование этого образа происходит при активном влиянии субъекта, в данном случает нас с вами. Объективно мы имеем лишь электромагнитные колебания с определенной длиной волны (свет), звуковые волны определенной частоты (звук), которые воздействуют на наши рецепторы. От рецепторов, например, палочек и колбочек, сигнал идет дальше и проходит обработку в той, грубо говоря, части нашей нервной системы, которая называется анализатором. И вот на эту обработку, а в конечном итоге - образ, оказывает влияние масса различных факторов: состояние рецепторов, наше здоровье в целом, наши установки, культурная среда, в которой мы вырасли и находимся теперь, наш предыдущий опыт и много-много чего еще. Если бы восприятие цвета (и вообще восприятие) было бы объективным (за такую сентенцию мне бы когда-то давно мой преподаватель психологии когнитивных процессов влепил бы не задумываясь двойку на экзамене :) ), то электромагнитные колебания определенной длины волны мы все воспринимали бы одинаково. Однако этого не происходит, ближайший пример - люди, страдающие дальтонизмом. Ой-ё-ё-й... тут Остапа понесло. Я, пожалуй, остановлюсь. ;) А если вас, Настя, интересует этот вопрос, можете прочитать какую-нибудь хорошую книгу по общей психологии, или же - если хотите поглубже - по психологии когнитивных (познавательных) процессов.
Арег Мкртычян
07.05.14 18:31
как будто на собственную лекцию по "Познавательным ..." пришел)))
sirius2
07.05.14 18:32
Это меня понесло просто ;) Еле сдерживаюсь, чтобы не начать мини-лекцию по общей психодиагностике :)
Арег Мкртычян
07.05.14 18:39
ПОНИМАЮ))сам очень "резко и рьяно" реагирую на обывательское отношение к нашей профессии,науке и специальности
Yurij Dotsenko
09.05.14 21:15
Очень интересно! Уважаемые психологи. Подскажите, пожалуйста, а существуют ли технологии или методики, с помощью которых можно вызывать или корректировать психосоматические реакции человека с помощью сочетания цвета, формы и звука? Я понимаю всю размытость своего вопроса, но меня интересует, есть ли такие наработки в принципе? Если да, то где с ними можно ознакомиться? Спасибо!
torrentino
10.05.14 13:16
Почитайте БОС - биологически обратная связь.
Yurij Dotsenko
10.05.14 15:50
Спасибо! Может быть у Вас есть ссылки на конкретные методики или патенты? Например такие, как с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев, что приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.
Joni-Jo Des Brachun
21.05.14 18:21
Коммерческие структуры - зная как на нас влияют цвета - давно уже используют их в своих логотипах (зачастую в полезных целях!) Мой перевод - оригинал тут: http://visual.ly/color-psychology-logo-design
Joni-Jo Des Brachun
21.05.14 18:25
Цвет и сочетания цветов психологически по-разному воздействуют на человека. Цвет может успокаивать или возбуждать, внушать доверие или смущать и наводить на размышления. А как обстоит дело с применением цвета в брендинге? Цвет в фирменном стиле (дизайне товара, в оформлении упаковки) — это передача определенного настроение и характера бренда. Цвет это то, что, во многом, отличает настоящий бренд от набора товаров одного производителя и под одним логотипом. И вот нашел тоже интересную инфографику упорядоченую по настроению!
Эдуард Галеев
08.05.16 06:48
Очень не рекомендовал бы тест людям не склонным к рефлексии, самоанализу. Результаты могут быть очень жестки и неприятны.
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях