Почему «Люди Икс: Тёмный Феникс» — бледный финал яркой франшизы

Новый фильм недотягивает ни до зрелищности «Дней минувшего будущего», ни до драматизма «Логана».

На экраны вышел фильм «Люди Икс: Тёмный Феникс» — последняя глава франшизы, давшей когда-то старт огромному миру супергероев на больших экранах. В следующем году, возможно, ещё появятся «Новые мутанты» и есть варианты продолжения «Дэдпула». Но всё же они держатся особняком от основных картин.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Так что можно считать, что глобальная девятнадцатилетняя история завершается именно сейчас. И очень грустно, что финал получился слишком бледным и вторичным, будто за годы создания фильмов о мутантах авторы выдохлись и потеряли весь тот задор, который когда-то позволил развить индустрию кинокомиксов. Обидно, что франшиза, без которой наверняка бы не появились ни киновселенная Marvel, ни множество других блокбастеров, уйдёт с почти гарантированным провалом.

И всё же выход «Тёмного Феникса» — отличный повод вспомнить историю экранных Людей Икс. Ну а напоследок, конечно, поговорить о её финале.

Предыстория — упадок кинокомиксов

Первые «Люди Икс» вышли на экраны в 2000 году. И это была настоящая бомба для гик-культуры. Чтобы осознать значимость этого фильма, нужно понять, какой была индустрия кинокомиксов к началу XXI века. Проще сказать, что её не было вовсе.

Все успешные проекты остались в далёких семидесятых-восьмидесятых. В девяностых у Marvel провалился «Капитан Америка» 1990 года, а «Фантастическая четвёрка» 1994 года так и не вышла на экраны. Франшиза о Невероятном Халке находилась на последнем издыхании. Студия была на грани разорения и продавала права на экранизации своих комиксов. Именно так 20th Century Fox и получила возможность снять фильм о Людях Икс.

Так и не вышедшая «Фантастическая четвёрка»

У DC серия фильмов о Бэтмене, которую когда-то начал Тим Бёртон, закончилась позорным «Бэтменом и Робином» — картина еле отбила бюджет в прокате и получила десяток номинаций на «Золотую малину».

Джорджа Клуни объявили худшим исполнителем роли Тёмного рыцаря всех времён (он до сих пор удерживает этот «титул»). А «Сталь» с Шакилом О`Нилом не окупила даже десятой части бюджета.

Фильм «Бэтмен и Робин» стал эталоном безвкусицы в кинокомиксах

Успешен оказался лишь фильм «Блэйд» о малоизвестном борце с вампирами из комиксов Marvel, но его трудно ставить в один ряд с традиционными историями супергероев.

До выхода «Человека-паука» Сэма Рейми оставалось ещё два года, до старта истории Бэтмена от Кристофера Нолана — 5 лет, до появления первого фильма киновселенной Marvel — 8 лет.

И для Fox было очень смелым шагом начать дорогой супергеройский проект со знакомства сразу со многими персонажами.

Сначала режиссёром планировали назначить Бретта Ратнера или даже Роберта Родригеса. Но в итоге старт будущей киновселенной доверили Брайану Сингеру — он ещё не работал над блокбастерами, но уже заслужил признание за «Подозрительные лица». Сингер не очень любил комиксы о Людях Икс, но его заинтересовала тема дискриминации, очень близкая к реальности.

В проект решили пригласить ярких и фактурных, но не «заезженных» в блокбастерах актёров — они и стоили дешевле, и ещё не приелись зрителю. Легенде «Звёздного пути» Патрику Стюарту досталась роль Чарльза Ксавьера по прозвищу Профессор Икс, Иэну Маккеллену, с которым Сингер уже работал в «Способном ученике», предложили сыграть злодея Эрика Леншерра, он же Магнето.

Патрик Стюарт и Иэн Маккеллен

Также появились набирающие популярность Холле Берри и Анна Пэкуин, а образ меняющей внешность Мистик примерила модель Ребекка Ромейн — её героине нужно было постоянно ходить почти раздетой и полностью выкрашенной в синий цвет.

Оставался вопрос лишь о главном герое. Сюжет фильма решили построить вокруг любимца поклонников комиксов Логана, он же Росомаха. Сначала на роль пригласили Рассела Кроу и Дюгрея Скотта, но обе звезды отказались. И уже за три недели до начала съёмок авторы остановились на малоизвестном актёре романтических комедий Хью Джекмане. И эта почти случайная встреча стала залогом успеха.

Успех «Людей Икс» и первая трилогия

Фильм хоть и не поставил рекордов в прокате, но оказался очень успешным и вызвал настоящий восторг у зрителей. Здесь сыграли свою роль сразу несколько факторов.

Авторы решили отказаться от классических образов мутантов из комиксов, сделав их более современными и живыми. Росомаха не носил свой традиционный жёлтый костюм, а ходил в обычных джинсах и куртке, а форма Людей Икс стала более сдержанной. Это позволило отказаться от мультяшной комичности, свойственной предыдущим фильмам про супергероев, и сместить акцент на более серьёзные вопросы.

В «Людях Икс» чувствовались недвусмысленные намёки на тему дискриминации и изгоев общества. И неслучайно важным персонажем сделали Роуг, которая из-за своих сил не может ни к кому прикасаться.

К тому же авторы не стали показывать стандартный «ориджин» — историю происхождения героев. Основной сюжет посвящён уже сложившимся командам мутантов.

Кадр из фильма «Люди Икс»

Историю дополнили крутыми спецэффектами, а актёры отыграли настолько хорошо, что буквально каждый из основного состава после выхода фильма проснулся звездой.

Успех «Людей Икс» открыл дорогу продолжениям. Вторую часть назвали коротко и узнаваемо — «X2», что подразумевает трактовку «умножить на два». Ровно так и поступил Сингер: не стал придумывать что-то принципиально новое, а лишь добавил экшена и развил полюбившиеся зрителям темы: попытки мирных мутантов найти общий язык с людьми, а также борьба с Магнето. А финал, в котором погибла Джин Грей (Фамке Янссен), явно намекал на скорое завершение истории.

Третью часть с подзаголовком «Последняя битва» уже срежиссировал Бретт Ратнер, когда-то отказавшийся от работы над первым фильмом. Всё дело в том, что Сингер в это время решил перезапустить экранные комиксы DC и взялся за провальное «Возвращение Супермена».

Для завершения истории Людей Икс выбрали одну из самых знаменитых арок комиксов — «Сагу о Тёмном Фениксе» (да, именно её ещё раз пересняли в новой картине). Дело в том, что в классических комиксах очень редко попадались действительно мрачные сюжеты с гибелью героев. И «Тёмный Феникс» был исключением.

Авторы сильно изменили концепцию, показав Феникса не порождением космических сил, а просто скрытой энергией Джин Грей. Но вот в драме они преуспели. Третий фильм оказался самым мрачным: в нём погибли важные герои, а финальная сцена с Джин и Росомахой стала одной из самых трагических развязок в кинокомиксах.

После этого основная франшиза вроде бы завершилась и ушла на заслуженный перерыв. А тем временем по проторенной дороге один за другим стали выходить фильмы по историям Marvel и DC.

Спин-офф «Люди Икс. Начало: Росомаха» и неполные перезапуски

Разумеется, студия Fox не хотела отпускать популярную тему. Ещё во время съёмок «Последней битвы» приняли решение создать серию приквелов о популярных мутантах. Первым оказался всё тот же Росомаха в исполнении Хью Джекмана.

Росомаха и Саблезубый — братья навек

Под руководством уже новых режиссёров и сценаристов прошлое героя раскрыли детальнее на основе комиксов «Оружие Икс». Но тут уже начались нестыковки. Биография Росомахи не очень сходилась с тем, что показали в предыдущих фильмах, а со второстепенными персонажами создатели обошлись и вовсе странно.

Вечный враг героя Саблезубый вдруг оказался его братом, а болтливому наёмнику Дэдпулу, которого долгие годы мечтал сыграть Райан Рейнольдс, зашили рот и превратили того в жуткое существо.

Дэдпул очень непохож на каноничную версию

Хоть фильм и собрал в прокате неплохую кассу, к нему отнеслись очень скептично: ругали заезженные клише в сценарии и невнятные повороты сюжета. Это похоронило планы снять спин-офф о Циклопе и надолго заморозило истории Гамбита в исполнении Ченнинга Татума (картина о нём, похоже, так и не выйдет) и Дэдпула.

После этого франшизу решили перезапустить и всё-таки показать историю знакомства Чарльза Ксавьера и Эрика Леншерра и появления первых Людей Икс. Сценарий придумал Брайан Сингер, но к моменту съёмок был слишком занят. И тогда за дело взялся мастер экшена Мэттью Вон, уже заявивший о себе нестандартным супергеройским фильмом «Пипец».

Режиссёр даже не слишком пытался связать свой фильм с предыдущими — в нём легко найти множество нестыковок в хронологии вселенной и характерах персонажей. Но зато всех покорил новый актёрский состав.

Вместо любимых зрителями Патрика Стюарта и Иэна Маккеллена взяли не менее эффектных актёров нового поколения: Джеймса Макэвоя и Майкла Фассбендера. На роль Мистик пригласили восходящую звезду Дженнифер Лоуренс, а Зверя на этот раз сыграл Николас Холт.

Эти актёры и определили будущее франшизы и, возможно, с этого и началось постепенное падение мира Людей Икс. Сам «Первый класс» оказался хорошим и крепким «ориджином», который понравился зрителям. Мэттью Вон отчасти вернулся к классике не только сюжетно, но и визуально: жёлтые костюмы и яркий грим некоторых мутантов явно отсылали к комиксам, хотя именно этого и хотел избежать Сингер в первых фильмах. Все примерно понимали, что история дружбы закончится враждой, и потому сюжет сразу намекал на трагический финал.

А дальше франшиза раскололась надвое.

«Дни минувшего будущего» и падение блокбастеров

После выхода «Первого класса» Мэттью Вон хотел запустить собственную трилогию и окончательно отойти от связи с предыдущими картинами. Он придумал сюжет фильма «Дни минувшего будущего», где Росомаха попадает в прошлое и старается изменить реальность, чтобы избежать гибели мутантов.

Огромный каст «Дней минувшего будущего»

На роль молодого Логана режиссёр планировал пригласить Тома Харди, а в финале связать две временные линии воедино.

Студия одобрила сценарий, но предпочла вернуть бразды правления Брайану Сингеру и оставить Джекмана единственным исполнителем роли Росомахи. Популярность Дженнифер Лоуренс у молодой аудитории заставила выдвинуть Мистик на первый план, превратив её из помощницы главного злодея в положительную героиню.

При этом у актрисы начались проблемы с кожей из-за нанесения синего грима, и потому её персонажа всё чаще показывали в простом человеческом обличье.

Основная команда Людей Икс вернулась на экраны в 2014 году. И «Дни минувшего будущего» Сингера стали самым крупным кроссовером франшизы. Здесь объединились персонажи классической трилогии и «Первого класса».

В новых фильмах грим стал менее естественным, чем на старте франшизы

Несмотря на очередной неполный перезапуск, авторы удачно сыграли на ностальгии. В то время как знакомые из первых фильмов персонажи сражались за выживание в будущем, Росомаха спасал мир вместе с новыми героями в прошлом.

Но всё же эта идея оказалась тупиком в развитии сюжета. Отказ от планов Вона не позволил продолжить историю, и следующий крупный релиз «Люди Икс: Апокалипсис» оказался очередным частичным перезапуском.

Макэвой, Фассбендер, Лоуренс и прочие новые звёзды вернулись к своим ролям. И если основываться на истории «Дней минувшего будущего», это те же герои, что были в самом начале. Но история Шторм, Циклопа, Ночного Змея и многих других снова изменилась. Если смотреть все картины подряд, то можно запутаться в происхождении того или иного персонажа, а уж о сменах актёров и говорить не приходится.

Новые Джин Грей, Ночной Змей и Циклоп

В итоге картина держалась только на спецэффектах и новых линиях вроде намёков на очередное появление Темного Феникса — на этот раз роль Джин Грей досталась звезде «Игры престолов» Софи Тёрнер. Зрители по привычке шли на продолжение знакомой истории, но всё же фильм разругали. Уже тогда можно было понять, что франшиза выдохлась, но в Fox хотели достойного завершения.

К тому же зрители в это время очень полюбили авторские проекты той же вселенной.

«Дэдпул» и «Логан» — успех взрослых фильмов

После выхода «Первого класса» получила развитие и сольная история Логана «Росомаха: Бессмертный». В противовес довольно ярким и лёгким последним фильмам запустили более мрачный и взрослый сюжет, посвящённый жизни Росомахи после «Последней битвы». Изначально планировали, что за работу возьмётся Даррен Аронофски, но потом снимать доверили Джеймсу Мэнголду.

Кадр из фильма «Росомаха: Бессмертный»

В итоге вышел одновременно зрелищный и глубокий фильм об уже стареющем герое, который не может найти себе место в жизни и борется с призраками прошлого. Из опасений не собрать аудиторию картине всё же оставили «детский» возрастной рейтинг, однако жестокости и мрачности в ней хватало. И успех показал, что зрители уже готовы и к таким историям.

А параллельно Райан Рейнольдс пытался продавить сольный фильм о Дэдпуле, который бы исправил провальный образ наёмника из картины о Росомахе. Актёр всеми силами уговаривал продюсеров сделать рейтинг «18+», чтобы у сценаристов и режиссёра была возможность показать грубый юмор из оригинальных комиксов. Рейнольдс даже отказался от части гонорара, чтобы снизить бюджет картины.

В результате задумку одобрили и фильм стал главным кассовым успехом Fox. «Дэдпул» вышел на экраны в один год с «Апокалипсисом» и собрал в прокате на 200 миллионов больше при троектратно меньших вложениях.

Всё было просто — зрители соскучились по яркому юмору в духе боевиков девяностых, с грубыми шутками и гипертрофированной жестокостью. Уже развившаяся и захватившая все экраны киновселенная Marvel установила для всех картин «детские» стандарты, и «Дэдпул» при всей его простоте и дешевизне оказался просто глотком свежего воздуха. Фильм откровенно издевался и над стереотипами кинокомиксов, и над предыдущими частями франшизы «Люди Икс».

Популярность и сборы не только обеспечили картине гарантированное продолжение, в котором авторы просто добавили ещё больше шуток, экшена и ярких персонажей, но и открыли дорогу главному серьёзному проекту всей киновселенной — «Логану».

Кадр из фильма «Логан»

Если «Росомаха: Бессмертный» только подводил к идее, что супергерой может постареть и устать от своей жизни, то в «Логане» всё тот же Джеймс Мэнголд создал настоящую драму о потерянных людях. Росомаха и почти выживший из ума Чарльз Ксавьер доживают свои дни в бедности и забвении, но им приходится в последний раз вернуться к спасению мутантов. Они помогают юной девочке Лоре, очень похожей на самого Логана, спастись от преследующей её банды.

Мэнголд, Джекман и Стюарт сумели потрясающе эмоционально попрощаться с любимыми героями, показав, что старость супергероя ничем не отличается от преклонного возраста человека — это болезни, выживание и неизбежное забвение.

Логан ушёл красиво, со слезами на глазах актёров и зрителей, с кассовым успехом и восторгом критиков. Чего, увы, не скажешь об остальных Людях Икс.

«Тёмный Феникс» — вялое завершение легендарной истории

Уже во время работы над «Тёмным Фениксом», на старт которого намекала концовка «Апокалипсиса», стало известно, что Disney покупает 20th Century Fox, и «Люди Икс» перейдут под управление Кевина Файги. Это означало, что история мутантов завершится на этой картине.

Вроде бы создатели «Тёмного Феникса» хотели показать исправленную версию сюжета — более близкую к оригиналу, чем «Последняя битва». Но что-то пошло не так ещё на уровне сценария.

Конечно, «Люди Икс» по своей задумке следовали социальным темам, рассказывая о неравенстве. Но к финалу зачем-то вывели на первый план исключительно женских персонажей: Чарльз Ксавьер из защитника мутантов превратился в самовлюблённого эгоиста, а Мистик стала главным поставщиком морали.

В результате весь фильм оказался драмой о проблемах Джин Грей, в которой разговоров гораздо больше, чем действия. Особенно остро это чувствуется в сравнении всё с той же «Последней битвой», где девушка с силами Феникса легко расщепляла и людей, и мутантов. Теперь же Джин просто мучается от своей потерянности и вредит окружающим почти случайно, из-за чего страдает ещё больше.

Кадр из фильма «Люди Икс: Тёмный Феникс»

В результате у фильма даже не осталось лоска и масштабности блокбастеров, который привлекал в «Апокалипсисе», а до искренности «Логана» авторы так и не добрались. Сюжет снова ушёл в клише: фильм начинается со стереотипной сцены автомобильной аварии и заканчивается явным копированием одной из картин Нолана.

Экшен впечатляет лишь в самом финале, но он уже не исправляет все неоправданно затянутые разговоры об обмане и одиночестве, которыми перегрузили сюжет.

«Тёмный Феникс» лишь в очередной раз доказал, что франшизе пора на покой. Она уже выполнила свою роль и должна либо закрыться, либо перезапуститься с нуля с новыми героями.


Слабость финала не отменяет заслуги всей предыдущей франшизы. Зрителям остаётся первая трилогия, весёлый Дэдпул (который наверняка ещё вернётся), трогательный уход Логана. Просто немного жаль, что глобальная история, которая длилась почти два десятилетия, уходит под разгромные статьи критиков. Возможно, следовало остановиться чуть раньше.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ignat Evseev
08.06.19 11:08
Логан такой же скучный, а эта актриса вообще никакая.. бревно
Sergei Bankov
08.06.19 18:50
| изменено
Абсолютно не согласен. Новые серии как раз таки на уровне. А первые - дешёвое фуфло старпёрское. Дэдпул ваш с юмором за 50р унылый и Мстюнов туда же - смешали всех "бульдогов с носорогами".
Evgeny Krasovsky
09.06.19 06:31
Сами вы бледные. Фильм хороший. Сними лучше
Anrdd Derecan
15.06.19 22:19
А самое главный косяк - После "Дни минувшего будущего" Логан встретил живую Джин (хотя крышу ей снесло до событий начал феникса), ну фиг сней - живая и здоровая, хорошо. Но! в фениксе время до концовки ДМБ! так что перезапуск вообще мало общего имеет с прежними людьми X
Читать все комментарии