Как помочь школьнику-гуманитарию справиться с математикой

Попробуйте отнестись к заданиям как к игре и добавить приятных эмоций в процесс решения задач.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.


Лайфхакер уже писал о том, как помочь ребятам справиться со страхом перед математикой. Разберёмся, что делать, если боязни уже нет, зато есть скука и непонимание, зачем нужны эти задачи и формулы.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Начните с игры

Этот пункт актуален для родителей младших школьников. Помните: освоить элементарные навыки счёта может каждый человек, и неважно, технический у него склад ума или гуманитарный. Ваш ребёнок тоже с этим справится. Ну а какие именно навыки будут казаться ребёнку элементарными, во многом зависит именно от родителей.

Первые вычисления лучше проводить во время игры. Можно считать всё, что окружает ребёнка во время прогулки или дома. Например, попробуйте вместе определить, сколько у него машинок, кукол или фигурок динозавров. А потом предложите подумать, сколько их будет, если к тем, что уже есть, добавить ещё одну игрушку.

Как правило, этот этап вообще не вызывает сложностей ни у родителей, ни у ребёнка. Значит, и следующие ступени он тоже постепенно одолеет. Главное — двигаться не спеша, шаг за шагом.

Наталья Небогатова
Автор Лайфхакера.

Я помню, как в пятилетнем возрасте однажды сидела на работе у мамы-бухгалтера. Чтобы я не мешала, меня попросили сосчитать, сколько будет три плюс три да ещё плюс три. Тогда это была для меня очень сложная задача. И я помню, как радовалась, когда мне удалось сложить цифры правильно, причём в уме, без счётных палочек или камешков. Конечно, со временем эта задача стала казаться элементарной. Но память о тех усилиях, а также уверенность, что я справлюсь, остались надолго.

Двигаться от элементарных задачек к более сложным, причём находить примеры в окружающем ребёнка мире, — отличная стратегия для математического старта.

Объясняйте решения задач на примерах, близких ребёнку

Если навыки счёта освоены, может появиться другая проблема. Ребёнок читает условия задачи, например про грибы в лесу, и не видит ничего общего с упражнением про футболистов на тренировке, которое разбирали в классе. Обе задачи решаются аналогично, но за конкретными образами он не видит общих формул.

Значит, надо помочь ему научиться оперировать абстрактными понятиями. Для этого можно взять задачу и несколько раз переформулировать условия, чтобы речь в ней шла о совсем разных вещах, но все числа оставались неизменными.

Например, в упражнении из учебника нужно узнать, сколько птиц останется на дереве, если сначала там было три голубя, потом один улетел, но добавились два воробья. Можно переформулировать задание так: сколько детей останется в песочнице, если сначала там играли три мальчика, потом один ушёл домой обедать, но зато пришли две девочки. А потом сделать героями машинки и динозавров. Или пирожки и конфеты.

Числовой пример можно вообще записать лишь один раз и показывать, что он годится для всех вариантов.

Ребёнок увидит, что разные задачи решаются по одной и той же формуле. Следующий шаг — оставить тех же персонажей, но поменять числа. Так школьник сможет понять, по какому принципу решаются все подобные задачи.

Важно, чтобы условия упражнений были интересны ребёнку. Пусть в них действуют его любимые герои. А вместо скучных яблок или лимонов будут пузырьки с зельями, древние артефакты или модные сумочки — выбор зависит от того, чем увлекается школьник. Тогда математика не будет у него ассоциироваться с расчётами, которые вызывают лишь скуку.

Найдите и разберите вместе тему, с которой началось непонимание

Следующие проблемы могут начаться в средних классах школы. В это время появляются абстрактные понятия, которые не объяснишь на пальцах. Причём часто бывает так: ребёнок не разобрался в одной теме, поэтому ему сложно изучать все последующие. Со временем непонимание накапливается, а потом следует вывод: «Математика — это скучно, и вообще я гуманитарий»

Но бывает, что достаточно найти ту тему, которая оказалась слишком сложной, и разобраться в ней. Тогда вместе с пониманием вернётся и интерес.

В таких случаях объяснение тоже должно быть наглядным. Пусть оно вызывает эмоции — для гуманитариев это важно. Для этого стоит снова поискать подходящие образы в мире, который понятен и интересен школьнику.

Например, некоторым ребятам бывает трудно разобраться, что такое отрицательные величины и модуль числа. В реальной жизни примеров не найти. Зато можно представить, например, две армии в компьютерной игре. Сила каждого из дружественных бойцов — положительное число, сила юнита соперника — отрицательное. Конкретное значение силы — это модуль числа. Если в сражении встретятся два воина с одинаковой силой — победителя не будет. Они оба исчезнут с экрана.

Такой пример наглядно покажет, почему, если сложить два числа с одинаковым модулем — положительное и отрицательное, мы получим ноль.

Можно поискать подобные примеры для самых разных понятий. И найти их в образах из мира фильмов, сериалов, книг или игр. Но главное — сначала отыскать ту первую тему из учебника, которая оказалась непонятной.

Добавьте эмоций в скучные темы

Со временем в программе появляются такие математические понятия, которым сложно найти наглядные аналоги. Например, тригонометрические правила. Или алгебраические формулы сокращения выражений. В упражнениях с их использованием трудно найти хоть какие-то живые эмоции, зато в них много рутины. И человеку, который привык мыслить яркими образами (то есть классическому гуманитарию), становится скучно.

В таком случае стоит поискать связь математических упражнений с реальной жизнью. Понять, что ещё, кроме хорошей оценки в журнале, они принесут. Например, учёные выяснили, что занятия математикой не только развивают мышление. Они помогают эмоциональное здоровье — то есть чувствовать себя более устойчивым в сложных ситуациях, меньше ощущать симптомы тревоги и даже депрессии.

Чтобы получить такие результаты, придётся потрудиться. Так же, как атлету в спортзале, который хочет улучшить спортивные показатели. Поэтому стоит отнестись к математическим упражнениям как к тренировкам. И каждую задачу воспринимать как ещё один удар по боксерской груше, подход к турнику, сложное танцевальное па. Или ещё один раунд игры, в которой хочется победить.

Такое отношение добавит мотивации и эмоций, а опыт решения сложных задач прибавит уверенности в своих силах.

Кому-то могут быть не близки спортивные аналогии, зато нравится всё, что связано с эстетикой и стилем. Для таких школьников тоже можно найти мотивацию. Сложные алгебраические выражения после долгих преобразований выглядят лаконично и красиво. Поэтому решение любой непростой задачи — процесс превращения громоздкого и не очень понятного объекта в гармоничный и эстетически привлекательный. А значит — результат вычислений точно добавит приятных эмоций тому, кто выполнил эту работу.

Можно поискать и другие аналогии, которые близки ученику. Это не всегда простой, но действенный метод. Со временем навык мыслить абстрактными понятиями укрепится, и математические задачи уже не будут вызывать такого сильного отторжения. Ну а развитое логическое мышление наверняка поможет в самых разных жизненных ситуациях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Игорь
05.09.23 12:21
На высшей математике в вузе будет больше букв чем цифр😄
Наталья Небогатова
05.09.23 16:45
Точно 😄
Вера Верина
15.09.23 14:44
Со структурной лингвистикой сталкивались? - абсолютная алгебра:))) А теория формальных языков, которую изучают все языковеды и айтишники? К сожалению, Вам не очень повезло с учителем((( Одна знакомая школьная учительница говорит:" Не хочу слышать, что ты гуманитарий! Если умеешь писать сочинение, то ты уже знаешь математику на хорошо. Чуть-чуть усердия и будет отлично"
Elena Gritcun
18.09.23 09:19
Ну, моя учительница математики заставила весь класс написать документ для родителей, который начинался так: «Росписка в том...» ))
Читать все комментарии