10 мифов о боях на мечах, которые мы почерпнули из фильмов и сериалов

Если бы средневековые мастера фехтования увидели, во что превратили их искусство киноделы, то наверняка расстроились бы.

Миф 1. Огненный меч — вполне практичное оружие

Кадр из сериала «Игра Престолов»

В различных фильмах и сериалах в жанре фэнтези герои просто обожают огненные мечи. Если вы рыцарь‑паладин, сражающийся с нечистой силой, восставшими из гроба мертвецами и прочими ведьмами, пламенеющий клинок — однозначно ваш выбор.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Ибо ночь темна и полна ужасов, которые следует приласкать огнём и мечом.

Но если бы герои вроде Колдера из «Последнего охотника на ведьм» попробовали поджечь своё оружие в реальности, то столкнулись бы со множеством проблем.

Во‑первых, если меч огнеопасной смесью, она сгорит за минуту‑другую, что не позволит часами бродить с пылающим клинком, как в кино. Во‑вторых, ударив кого‑то огненным оружием, поджечь его не удастся — разве что враг придёт на бой с вами, предварительно облившись бензином.

В‑третьих, если холодный меч в огонь, вы можете снизить прочность металла. И огненный клинок запросто сломается или погнётся, если столкнётся с чем‑то более‑менее твёрдым.

И, наконец, такое оружие банально опасно для собственного владельца. Актёр Ричард Дормер, игравший Берика Дондарриона в «Игре престолов», , что долгие недели тренировался обращаться с огненным мечом, чтобы не подносить его к лицу и волосам. В реальном же бою будет легче обжечься самому, чем поразить врага.

Миф 2. Тот, кто стоит выше противника, имеет преимущество

Помните ту эпичную сцену из «Звёздных войн»: Энакин, с суровой физиономией замерший у огненной реки, Оби‑Ван, стоящий на склоне… И тут последний изрекает: «Всё кончено, Энакин! Я стою выше тебя!» А Энакин в ответ: «Ты недооцениваешь мою мощь!» И теряет ноги.

Сцена крутая, но есть одно маленькое но: в реальном фехтовании тот, кто стоит ниже — на склоне или лестнице, — наоборот, находится в более выгодной позиции, потому что может нанести удар по ногам противника. Об этом Мэтт Истон, тренер по фехтованию и эксперт по европейским стилям боя с холодным оружием.

Защищать мечом свои ноги сложнее, чем голову и корпус. Поэтому воин, вынужденный отражать удары снизу, будет более уязвим. Один тычок, и у вас дыра в бедренной артерии, паху или животе.

Так что Оби‑Ван не имел никакого преимущества над Энакином, кроме морального. Ну, если бы последний действительно фехтовал, а не играл в акробата.

Миф 3. Окровавленный меч можно отряхнуть и вложить в ножны

Во всяких там фильмах про самураев или играх вроде Ghost of Tsushima и Sekiro герои, убив кого‑нибудь, легко стряхивают кровь с катаны одним движением и её в ножны. Иногда они при этом вытирают клинок о рукав кимоно у сгиба локтя — и, наверное, потом ходят весь день в окровавленной одежде, ведь это совсем не противно.

Это движение называется чибури, что можно буквально перевести с японского как «стряхивание крови».

Всякие же грубые европейские наёмники и рыцари, далёкие от утончённого японского фехтования, совершив кровопролитие, банально вытирают меч о собственные штаны или одежду убиенного врага и убирают его.

В реальности так делать , потому что, поместив в ножны окровавленный или даже недостаточно очищенный меч, вы испортите и клинок, и его вместилище. Кровь въедается даже в самые стойкие виды стали, вызывая коррозию и порчу оружия.

Поэтому настоящие воины, пролив кровь, протирали меч тканью (в случае с самураями — рисовой бумагой), смазывали маслом и только после этого возвращали в ножны. Во время боя же, когда оружие ещё могло понадобиться, его носили в руке или на плече.

Миф 4. Нельзя вкладывать оружие в ножны, не пролив крови

Изображение меча и ножен из рукописной Библии Мациевского, ок. 1250 г. Изображение: Wikimedia Commons

Ещё один популярный фэнтези‑штамп. Свирепый воин выхватывает меч, считая, что ему нанесли обиду, которую можно смыть только кровью. Но потом понимает, что погорячился, что‑то неправильно понял и нужды с кем‑то сражаться нет.

Тогда благородный воитель, чтобы сохранить честь, режет себе клинком руку, прежде чем убрать его обратно в ножны. Делается это, чтобы никто не смог упрекнуть его в том, что он зря мечом махал.

В реальности, кстати, на казацких шашках тоже нередко гравируют фразы вроде «Без нужды не вынимай, без чести не вкладывай».

Однако даже самые отчаянные и помешанные на чести воины знают, что резать себя почём зря мечом — отличный заработать заражение крови.

А миф этот, возможно, из‑за непальских воинов‑гуркхов. Когда туристы просили тех показать свои боевые ножи кукри, те отмазывались, что не могут их достать — придётся порезать кого‑то. Это правило они придумали, чтобы их не доставали зеваки.

Миф 5. Дуэлянты всегда могут скрестить мечи и поговорить

Кадр из фильма «Звёздные войны: Пробуждение Силы»

Довольно клишированный момент из голливудских фильмов: герои отчаянно сражаются, а затем в какой‑то момент скрещивают мечи и пытаются пересилить друг друга. При этом они нередко успевают обменяться несколькими пафосными фразочками.

В реальном на мечах, особенно в немецком стиле, соперники и правда часто скрещивают оружие, но не у середины клинка, как в кино, а у сильной стороны, то есть возле самой гарды.

И при этом они не толкают вымученные диалоги, а стараются поразить врага остриём в лицо или корпус, используя собственное оружие как рычаг, — по крайней мере, так в своём фехтбуке 1568 года немецкий мастер фехтования Иоахим Мейер.

Клинч в фехтбуке Ганса Тальхоффера, XV в. Изображение: Wikimedia Commons

Всё происходит быстро и заканчивается либо расхождением соперников, либо ранением и последующим добиванием одного из них.

Миф 6. В массовом сражении противники всегда разбиваются на пары

Битва при Креси, миниатюра 1415 г. Изображение: Wikimedia Commons

Это настоящий бич фильмов, в которых есть сцены боёв на мечах. Две армии бегут друг на друга с громкими кличами, не задумываясь о построении. Затем они сталкиваются, как волны, люди разбиваются на пары и сражаются в честных поединках.

Вспомните бои во «Властелине колец» и «300 спартанцев» — армии там бьются строем от силы несколько секунд, после чего переходят к благородным дуэлям один на один.

В реальности такого, естественно, не было. Строй старались сохранять до последнего, а когда он всё-таки рассыпался, напасть втроём‑вчетвером на одного врага, отбившегося от группы, просто идеальным решением.

Например, именно так убили короля Англии Ричарда III в битве при Босворте — тот свалился с лошади, потеряв шлем, и его по крайней мере трое вражеских пехотинцев, накинувшихся одновременно. Эти изверги нанесли ему одиннадцать смертельных ранений, из них девять прямо в череп. Вот такой вот честный средневековый бой.

Миф 7. Стальные мечи при ударах всегда высекают искры

В поединках на мечах в голливудском кино клинки высекают столько искр, что поражаешься, почему обладатели такого оружия не носят сварочные маски для защиты глаз. Откроем секрет: к мечам на съёмочной площадке специально электроды. И каждый их контакт в итоге вызывает зрелищные снопы искр.

На самом деле мечи при столкновении действительно могут производить вспышки, вот только они такие слабые, что их видно лишь в темноте. Посмотрите на саблистов из фехтовального клуба Аризоны на видео выше — и поймёте, что голливудские киноделы в очередной раз немного преувеличили.

Миф 8. Мечи отлично подходят для метания

В некоторых произведениях, герои которых поднаторели в фехтовании, мечи служат оружием не только ближнего, но и дальнего боя. Скажем, в книгах Сапковского ведьмак Геральт несколько раз метал свой стальной клинок как копьё.

Или Рейдзё из фильма «Ниндзя‑убийца» вообще швырял короткий ниндзято (которого, кстати, в реальности не существовало) как топорик, с оборотом.

Но реальные мечи не предназначены для метания, и аэродинамические качества у них, мягко говоря, .

Бросить свой клинок — значит остаться безоружным, а противник в лучшем случае получит несмертельный порез.

Метание меча даже в средневековых исторических фехтбуках. Вот только там оно описывалось как отвлекающий манёвр, а не реальный способ убийства врага.

Скажем, если вы на поле боя подобрали оружие убитого противника, биться с его ещё живым товарищем двумя мечами будет несподручно. А вот схватить лишний меч как копьё и сразу в физиономию врага, чтобы ошеломить его, — отличное решение. Тренер по фехтованию XV века Фиоре де Либери не даст соврать.

Главное — затем сразу ткнуть супостата своим основным клинком в грудину, пока он не опомнился.

Миф 9. Мастера боя на мечах обожают прыжки и обратное сальто

Вообще, в кино бои на мечах напоминают странную форму брейк‑данса: воины делают сальто, взбегают по стене и перепрыгивают соперника, чтобы атаковать его сзади, ходят колесом и выдают тому подобные трюки.

Если же вы посмотрите на реальные бои в стиле европейского исторического фехтования HEMA, то увидите, что они довольно скучные, короткие и не такие зрелищные. Спортсмены некоторое время кружат друг напротив друга, затем обмениваются ударами, рефери приказывает им разойтись и решает, чья атака была успешной.

Дело в том, что в реальности бой именно таким — короткая, жестокая и эффективная схватка, в результате которой один противник получает ранение, а второй его добивает. Чем приём проще, тем он лучше.

Собственно говоря, в упомянутой ранее сцене из «Звёздных войн» Энакин лишился ног как раз потому, что решил прыгнуть с кувырком, а не сделать простой шаг вперёд.

Реальное фехтование не подразумевает никаких сальто и пируэтов, которым учили Цири Геральт и Весемир и которые так любят джедаи. Совершать акробатический трюк — значит лишний раз подставляться под удар или укол.

Рисунок из руководства по фехтованию Пауля Гектора Майра, 1550 г. Изображение: Wikimedia Commons

И да, трюки очень энергозатратны и выматывают даже самых тренированных спортсменов. Роман Вучайнк, словенский исследователь исторических европейских боевых искусств, : движения настоящих мечников всегда экономны и коротки, потому что они стараются сберечь силы и дыхание.

Поэтому Оберин Мартел, исполняющий прыжки и кувырки перед заметно более выносливым Григором Клиганом, в реальности выглядел бы довольно нелепо.

Миф 10. Длинный тяжёлый меч можно волочить за собой

В различных фильмах и компьютерных играх — особенно грешат этим Dark Souls и Elden Ring — присутствует такой штамп. Персонаж, вооружённый длинным двуручным мечом, сближаясь с противником, волочёт своё оружие по земле. В большинстве случаев оно при этом зловеще скрежещет. Видимо, это делается, чтобы запугать противника.

На самом деле ни один разумный воин подобного вытворять , потому что понимает: так можно запросто испортить свой меч, приведя лезвие в негодность.

Двуручный меч не тянули за собой по земле, а просто несли на плече.

Правда, кавалеристы, например, иногда держали оружие книзу клинками во время атаки, чтобы использовать массу скакуна и увеличить импульс восходящего удара снизу вверх. При этом их мечи порой цеплялись за землю. Но это происходило , — специально всадники елозить остриями по грунту явно не стали бы.

Впрочем, иногда воины всё-таки касались земли мечом, и в дуэльных правилах XVIII века даже имелся на такое действие. Дело в том, что испачканный клинок увеличивал вероятность заражения крови от ран, и это считалось бесчестным приёмом.

Так что, если дуэлянту хотелось отдохнуть, а просить передышки было нельзя, он якобы «нечаянно» тыкал мечом в землю, и судья останавливал поединок, чтобы оружие почистили и смазали заново.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Anastasiconostas / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Афоня Айфоня
21.08.22 10:34
Про огненные мечи развенчивание мифа просто умиляет. В жанре фентези герои сражаясь с нечистой силой используют огненные мечи, но в реальности было бы так то и так то. Это уже сказка. И огненные мечи да загорающиеся от них противники имеют такую же "природу" как и нечисть. Что тут опровергать?
Asya Sokolova
21.08.22 13:18
Огромное спасибо за такую классную, интересную и так круто оформленную статью!!!!!!
Александр Сачек
23.08.22 01:36
Наверно, реальное сражение было бы забавно наблюдать в фильмах. После какой - то пафосной фразы наступал бы скучнейший бой)
Artem Abramov
23.08.22 10:10
В мнении автора намешана и правда и вымысел. Например кавалерийский удар мечом или саблей наносится как правило сверху вниз, если ты будешь тянуть клинок его выбьет при столкновении. Тем более не использовали двуручные мечи в кавалерии.Фиоре предлагает метнуть основной меч, при том прихватив пальцами за гарду, Мусаси же предлагал метать вакидзаси.Приводить ХЕМА как "настоящий бой" нелепо, участники боятся лишь потерять баллы, а не руку или жизнь, их фехтование так же далеко от реального.Так же автор путает периоды, поскольку раньше при столкновении армий, пока не было строевого боя действительно бой был в россыпь, боец убивал противника и искал другого по ближе, что бы убить.Про атаку противника который находится выше приводится дуэльная рекомендация теоретика. Отгадайте почему в раннем средневековье делали насыпь. Удобней бить взбирающегося противника, чем полностью подвижного. Ну и так далее
Читать все комментарии