Что делать, если вы опоздали на самолёт

Даже в такой ситуации можно найти решение.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Как определить, по какому тарифу куплен билет

Есть три основные категории билетов, которые различаются не только ценой и комфортом перелёта, но и возможностью возврата денег, если по каким‑то причинам на борт вы не попали. Обычно название тарифа указано на самом документе, как и опция по его возврату или обмену.

  1. Невозвратные билеты стоят дешевле всего. Часто авиакомпании маркируют их словами «промо», «лайт» или «бюджет». Вернуть деньги за такой билет можно только до вылета, если путешествие сорвалось из‑за форс‑мажора или по другой существенной причине (например, пассажир заболел). Но и в этих случаях стоит рассчитывать на возврат лишь части средств: аэропортового сбора или других расходов, которые компания перечисляет сторонним организациям. А вот обменять такие талоны и вовсе нельзя.
  2. Билеты средней ценовой категории, которые часто обозначают как «стандарт», «эконом» или «оптимум», можно вернуть или обменять, заплатив сборы. Для этого нужно предупредить авиакомпанию, что вы не летите, до окончания регистрации или ещё раньше — всё зависит от правил перевозчика. За возврат или обмен билета придётся заплатить штраф. Например, в «Аэрофлоте» эта сумма составит 2 800 рублей за полёт по России и 46 USD за международный рейс. Причём, если маршрут с пересадкой, придётся заплатить сбор за каждую стыковку. Бывает, что авиакомпании предлагают ваучеры вместо возврата денег за билеты — и в этом случае платить штрафы не нужно. Но помните, что вы сами вправе выбирать между ваучером и денежной выплатой.
  3. Самые дорогие билеты дарят пассажиру максимум привилегий, в том числе возможность поменять или сдать билет бесплатно. Некоторые компании пойдут на это, даже если самолёт уже в небе без вас. Правда, и заплатить за такой тариф придётся в два, а то и в три раза больше, чем за остальные.

Что делать, если регистрация закончилась, но самолёт ещё не улетел

Если вы опоздали на 5–10 минут, всё равно поспешите к стойке и попробуйте вежливо договориться. Есть шанс, что авиакомпания пойдёт навстречу и зарегистрирует вас, несмотря на строгие правила. Обычно на решение перевозчика в этом случае влияют несколько факторов — например, есть ли у вас багаж или как далеко от стойки находится гейт.

В случае чёткого отказа не тратьте время на пустые уговоры и не поддавайтесь отчаянию. Лучше поскорее узнайте, можно ли обменять билет или вернуть деньги. Об этом расскажут в представительстве авиакомпании в аэропорту или по телефону. Конечно, всё зависит от правил того или иного перевозчика, но в большинстве случаев, если вы не предупредите о своём опоздании заранее, билеты экономкласса, скорее всего, попросту сгорят. При своевременном обращении компания предложит вернуть или обменять талон, но придётся заплатить штраф.

Обладателям максимальных тарифов предложат сесть на следующий рейс без доплаты или вернут деньги, но для этого придётся написать заявление. А вот тем, у кого невозвратные билеты, остаётся смириться с потерей денег и оформлять бронирование по новой.

Что делать, если вы зарегистрировались на рейс, но посадка уже закончилась

Когда двери в гейт закрылись, уговоры на сотрудников авиакомпании, к сожалению, уже не подействуют. Не теряйте времени и сразу обращайтесь к перевозчику, чтобы найти решение проблемы. В зависимости от тарифа вам предложат вернуть деньги полностью или частично либо зарегистрируют на ближайший рейс с доплатой или без.

Причём рассчитывать на возврат средств могут даже обладатели невозвратных билетов. Например, когда пассажира долго проверяли таможенные или пограничные службы и не нашли нарушений или запрещённых предметов. Правда, для этого придётся собрать доказательства. Запросите в службе безопасности аэропорта справку о том, сколько времени вы провели на досмотре.

Что делать, если вы опоздали на стыковочный рейс

В этой ситуации всё зависит от способа бронирования.

Когда билеты на стыковочные рейсы куплены в рамках одного бронирования, это значит, что авиакомпании, совершающие рейсы, сотрудничают друг с другом. Например, пассажир опоздал на второй самолёт, потому что первый полетел с задержкой по вине перевозчика. В таком случае первая компания должна решить проблему: предложить новый билет без доплаты или предоставить наземный трансфер до следующей точки путешествия.

Для этого нужно связаться с авиакомпанией‑виновником по телефону либо через представительство в аэропорту. При этом помните, что опоздание на стыковку из‑за перевозчика приравнивается к задержке рейса. В России пассажир вправе рассчитывать на напитки через 2 часа, на питание через 4 часа и на заселение в гостиницу за счёт авиакомпании, если рейс откладывается на 6 часов или более. В Европе и Америке правила схожи. В Азии и Африке всё зависит от авиакомпании.

Другой вопрос, если вы сами подбирали маршрут стыковок и покупали билеты на рейсы по отдельности. В таком случае авиакомпании не несут ответственности за то, что вы опоздали, даже если задержка рейса случилась по их вине. В этой ситуации придётся действовать по обстоятельствам. Если закончилась регистрация или посадка на следующий рейс, а вы остались не у дел, свяжитесь с авиакомпанией — в зависимости от тарифа, она предложит решение проблемы. Невозвратный билет, увы, сгорит.

О каких правилах нужно помнить

  • Регистрация на рейс обычно начинается за 2–3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета. На посадку нужно успеть за 15–20 минут до отправки самолёта. Эту информацию можно уточнить в авиакомпании.
  • Время вылета в билете всегда местное. Учитывайте этот нюанс и сверяйтесь с часовыми поясами, чтобы не опоздать из‑за нелепой ошибки.
  • Если вы ещё на пути в аэропорт понимаете, что можете не успеть на регистрацию, пройдите её онлайн на сайте авиакомпании. Это поможет сэкономить время и нервы. Если вам нужно сдать багаж, это в большинстве случаев можно сделать на отдельной стойке.
  • В некоторых аэропортах можно даже не распечатывать посадочные талоны и пользоваться электронными. О такой возможности можно узнать на официальном сайте.
  • Если вы зарегистрировались на рейс в последние минуты работы стойки и опасаетесь, что можете не успеть на посадку, заплатите за услугу Fast Track, которую предоставляют многие крупные аэропорты. Суть в том, что вас без очередей проведут по всем точкам контроля и досмотра. Услугу можно заказать онлайн на сайте аэропорта или непосредственно на стойке регистрации.
  • Постарайтесь приезжать в аэропорт минимум за 2 часа до вылета. А если путешествуете с большим количеством багажа, маленькими детьми или животными, лучше и вовсе прибыть на 3 часа раньше.
  • Постарайтесь предварительно изучить схему аэропорта, особенно если вы будете там впервые. Этот совет будет как нельзя кстати и при стыковочных рейсах. Так вы сможете лучше ориентироваться в незнакомом месте и не тратить время на поиски нужной стойки регистрации.
  • При планировании составного маршрута ищите рейсы со стыковками длительностью не менее часа, а лучше двух. Для полного спокойствия старайтесь выбирать стыковки в одном терминале аэропорта. Если прилёт и вылет из разных терминалов, заранее изучите способы трансфера.
  • Ознакомьтесь с правилами перевозки багажа и ручной клади на сайте авиакомпании. Перевес чемодана или маникюрные ножницы в рюкзаке могут задержать вас на стойке регистрации и в пункте досмотра, и вы опоздаете на посадку.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: phive/Gorodenkoff/Shutterstock/Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Юлия Чебан
22.04.14 14:53
"Также, если ваш билет имеет хотя бы одну пересадку, возобновлять придется все перелеты, так как автоматически они аннулируются." Не всегда. Авиакомпания имеет право на отмену сегментов перелета при неявке на рейс, но не все это делают. Лучше уточнить. Есть еще один вариант: просто не лететь :-) Не самый лучший, но вариант. Чаще всего, при неявке на рейс стоимость билетов не возвращается. Очень хороший совет - читать правила тарифа. И желательно это делать перед оплатой за авиабилет!
Людмила Горбань
22.11.15 23:11
А у меня была вообще кошмарная ситуация. Я летела в США ,в Денвер с пересадкой в Сиетле. Туда прилетела благополучно, прямой был рейс. А вот обратно... С Денвера до Сиетла долетела нормально, нашла там стойку регистрации на Москву.... и о ужас мой рейс сегодня не летает!!!! Это при том что я практически не знаю языка, без больших денег(думала, зачем они мне, я ведь сразу домой). короче я металась по Сиетловскому аэропорту-городу(такой он огромный) и совсем не знала что мне делать. Мне дочь написала записку на английском языке, что бы я при экстренной ситуации обратилась к работникам порта за помощью.... я так и сделала . По их выражению лица я поняла, что что то не так с моим рейсом. в конце концов в этот день там работал молодой человек (армянин), который говорил на русском. Он мне и объяснил всю ситуацию с моим рейсом. Оказывается мне проставили в Москве, при покупке транзитного билета, дату вылета по летнему времени, а это был ноябрь и все перешли на зимнее время и расписание изменилось....Вообщем ужас! Денег нет, языка не знаю... и следующий рейс, этой авиа компании, будет только через 4 дня!!!!! Я была в таком шоке, что не передать! В итоге меня этот парень забрал к себе домой, а там молодая жена и маленький ребенок...так я у них и прожила эти 4 дня. потом он меня посадил как то на рейс летящий в Москву, они не соглашались, но он их уговорил...денег я не платила никаких. Передо мной никто(авиакомпания) даже не извинился . Вся семья была на нервах. Совет: ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ ДАТЫ И ВРЕМЯ ПЕРЕЛЕТА!!!!
Григорий Булатов
06.08.17 07:40
Что можно сделать если у меня билет был на четвёртое число а я думая что у мя шестого числа вылет пропустил самолёт подскажите пожалуйста что делать в этом случае возможно ли поменять билет и сколько будет стоить замена билета
Алексей Пономарь
06.08.17 10:37
Уже ничего, только покупать новый.
Читать все комментарии