1. Огромные гульфики
В Европе XIV века мужские кальсоны снабжались специальными мешочками, куда помещались гениталии. Причём гульфики эти J. Ashelford. The Art of Dress: Clothing and Society 1500–1914 так, чтобы не скрывать, а, напротив, показывать достоинства их владельцев. Более того, их также наполняли тканью, чтобы ещё увеличить предполагаемые размеры содержимого.
Гульфики расшивали бисером, жемчугом и драгоценностями, What goes up must come down: a brief history of the codpiece / University of Cambridge из бархата и снабжали пуговицами и завязками. Причём их устанавливали и на доспехах — там они были металлические.
Эта мода достигла своего пика в 1540‑х годах, но к 1590‑м пошла на спад.
Гигантские гульфики, которые носили модники, J. Ashelford. The Art of Dress: Clothing and Society 1500–1914 насмешками более консервативных господ. Например, Франсуа Рабле иронизировал над этим элементом одежды в своей книге 1532 года «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Когда мода на гульфики прошла и соображения о благочестии в обществе поменялось, их даже пришлось J. Ashelford. The Art of Dress: Clothing and Society 1500–1914 с церковных статуй и надгробий. Потому что важные господа, заказывая памятники, не стеснялись дополнительно украшать изваяния, представлявшие их после смерти.
В конце концов, памятник должен отображать лучшее, чем человек мог похвастаться, пока ещё пребывал среди живых, правда?
2. Обувь с чрезвычайно длинным носком
Гульфики были не единственным своеобразным модным аксессуаром Средневековья. Ещё в Европе в XIV–XV веках была M. Scott. Medieval Clothing and Costumes: Displaying Wealth and Class in Medieval Times весьма странная обувь — пулены. В Польше их также называли кракове.
Это были мягкие кожаные башмаки с невероятно длинным носом — иногда до 60 сантиметров. Чтобы они не теряли форму, солидные господа помещали внутрь китовый ус. При этом носили такую обувь и не очень обеспеченные ребята — это был отличный способ покрасоваться.
Церковь пулены осуждала. В 1388 году один набожный англичанин M. Scott. Medieval Clothing and Costumes: Displaying Wealth and Class in Medieval Times, что окружающие его господа не могли встать на колени во время молитвы, потому что у них были слишком длинные носки туфель. А в пьесе 1440 года обладателей пуленов M. Scott. Medieval Clothing and Costumes: Displaying Wealth and Class in Medieval Times в склонности к гордыне и пустой похвальбе.
Вижу я, что ты раздуваешь своё хвастовство длинными носками туфель!
Кстати, как и гульфики, пулены бывали и металлические — они служили частью доспеха. История не сохранила упоминаний о том, использовалась ли такая обувь как оружие. Хотя, надо полагать, если как следует лягнуть таким башмачком соперника по фехтованию в гульфик — мало никому не покажется.
Пулены были весьма неудобной обувью, и носившие их нередко S. A. Mays. Paleopathological study of hallux valgus / American Journal of Physical Anthropology бурсит — воспаление суставов. И к 1480‑м годам они наконец вышли из моды и были заменены на туфли с короткими и широкими — «утиными» носами.
3. Чудовищно высокие платформы
Думаете, в наши дни женщины ходят на по‑настоящему высоких каблуках? Ха! Это вы ещё в Средние века не заглядывали. Чопины, они же цокколи, были популярной в Европе XIV–XVII века обувью. Они изготавливались из пробкового дерева и M. DeMello. Feet and Footwear: A Cultural Encyclopedia рост обладательницы сантиметров на 50.
В эпоху Возрождения чопины получили особенно широкое распространение. Они отражали статус владелицы: чем выше цокколи — тем благороднее дама. Приятно взирать на чернь свысока, знаете ли. А то, что ходить неудобно, — ну так красота требует жертв.
Чтобы встать на чопины, благородной девице требовалась помощь пары слуг.
Но зато, M. J. Bossan. The Art of the Shoe итальянского танцмейстера Фабрицио Карозо, при должной сноровке леди в цокколях могла грациозно двигаться, прогуливаться и даже танцевать гальярду.
В интернете можно найти утверждения, что обувь эта якобы была изобретена, чтобы женщины могли перемещаться по залитым нечистотами улицам, не пачкая платья. В действительности же Средневековье было не таким уж и грязным, и чопины были сугубо модным аксессуаром. А миф такой, возможно, M. J. Bossan. The Art of the Shoe потому, что их путали с ходулями.
В те времена многие крестьяне действительно использовали палки для ходьбы по вспаханным полям и болотам, для пересечения ручьёв и так далее. Но это всё частности быта сельских жителей — благородная дама в поле в чопинах, очевидно, не пошла бы.
Церковь эту обувь M. J. Bossan. The Art of the Shoe символом греха и распущенности. В Венеции в 1430 году даже был принят закон, ограничивающий их высоту до 3 дюймов (7,6 см), но его никто не соблюдал. В 1700‑х же чопины M. J. Bossan. The Art of the Shoe из моды, и на смену им пришли более привычные нам каблуки.
4. Очень широкие юбки
Первоначально кринолином называли хлопковую ткань с основой из жёсткого конского волоса, изобретённую в начале XIX века. Её использовали для создания подкладок к платьям, которые придавали им нужную форму. Но в апреле 1856 года парижская компания RC Milliet A. Gernsheim. Victorian & Edwardian fashion: a photographic survey юбку из стальных обручей, выполнявшую ту же роль, и с тех пор кринолином стали называть именно такую конструкцию.
Дамы, желавшие сделать свои платья действительно пышными и широкими, надевали под платье каркасы из металла, китового уса, тростника и даже каучука. Диаметром кринолиновые юбки могли M. Ginsburg. Victorian dress in photographs 1,8 метра.
Ну и что, что в таком платье нельзя ни посидеть, ни в дверь пройти, ни нагнуться, чтобы шнурки завязать? Зато красиво. Ну, относительно. Бывали экземпляры и до 2,8 метра диаметром, но их использовали только для постановочных фотографий — ходить в них было нельзя. Кринолин стал чрезвычайно модным в 1850‑х — его носили женщины всех социальных слоёв.
Однако он был не только неудобен, но порой ещё и опасен.
Сохранись записи о случаях, когда женщины в кринолине умирали или получали травмы, потому что не могли быстро его снять. Например, сестра милосердия Флоренс Найтингейл в 1863–1864 годах F. Nightingale. Notes on Nursing for the labouring classes, что в от возгорания этой конструкции погибло не менее 630 женщин.
Так, 13 февраля 1863 года 14‑летняя кухарка по имени Маргарет Дэйви сгорела заживо, когда подошла к разожжённому камину снять несколько ложек с полки над ним. Похожий случай произошёл в том же году с 16‑летней Эммой Муссон — ей под платье залетел горящий уголёк. Кроме того, женщины в кринолине цеплялись за колёса карет, слетали с лестниц и попадали под лошадей. В отчёте от 2 июня 1864 года A. Gernsheim. Victorian & Edwardian fashion: a photographic survey смерть некой Энн Роллинсон, которая работала в цехе по отжиму белья в Фирвуде. Её кринолин был захвачен вращающимся валом, и модницу раздавило.
Благо к концу 1860‑х годов кринолины стали A. Gernsheim. Victorian & Edwardian fashion: a photographic survey в размерах, и женская смертность пошла на убыль.
5. Высоченные парики со шляпами
В XVIII веке молодые британские аристократы The Macaroni in ‘Yankee Doodle’ Is Not What You Think / Atlas Obscura после совершеннолетия ездить в Европу, а в частности — в Италию. Это называлось «Гранд‑тур». И из поездок этих они привозили с собой разные модные тенденции, казавшиеся глупыми более взрослым чопорным британцам. Таких франтов называли «макарони» в честь итальянского блюда, и отличительной чертой их были сногсшибательные парики.
Эти искусственные напудренные причёски с завитыми кудрями и бантами были очень, очень высокими — настолько, что головы их обладателей казались вытянутыми чуть ли не вдвое. А чтобы казаться ещё выше, макарони надевали поверх всего этого благолепия шляпу с пером. Её приходилось Мю Cumming. The Dictionary of Fashion History (2nd ed.) булавкой, чтобы не свалилась.
Производство париков было недешёвым E. Cockayne. Filth, Noise & Stench in England. Yale University Press, ведь их изготавливали из натуральных человеческих волос. И если стремление к прекрасному было сильно, а вот финансовое положение — не очень, можно было заказать искусственную шевелюру из конских либо козьих волос. Выходило дешевле, но вот друзья могли и засмеять.
Волосы для парика E. Cockayne. Filth, Noise & Stench in England. Yale University Press специальным сортом глины, использовавшейся для штукатурки, а также подкрашивались мукой. Затем специальной помадой из воска, медвежьего жира или сала волосы поднимали, заставляя их буквально «колом стоять».
К этому украшению должны были прилагаться узкие штаны, короткие пальто, яркие туфли и полосатые чулки. Вот такой вот запоминающийся образ.
6. Украшения из живых существ
Обычной брошкой с золотой бабочкой или жуком никого не удивить. А как насчёт живых насекомых, ползающих по вам в качестве украшения? В наши дни это звучит не особо приятно, но в истории были случаи, когда люди украшали себя образчиками живой природы.
Так, в викторианскую эпоху определённую F. Cowan. Curious facts in the history of insects получили броши, сделанные из живых жуков. Насекомых украшали золотом и бриллиантами, прицепляли ажурной цепочкой к одежде с помощью булавки и позволяли им гулять по телу.
Сохранились Insect Jewelry of the Victorian Era / JSTOR Daily о том, как в 1891 году некая миссис Де Джонс прикрепила алмаз к спинке жука и повесила его на шею как ожерелье. Насекомое ползало по декольте, бриллиант переливался — оригинальный аксессуар, не правда ли? Викторианские модницы также украшали платья живыми сверчками, гусеницами и светляками, чтобы те светились, стрекотали и всячески привлекали внимание к своей хозяйке.
Причём чем реже и экзотичнее было насекомое, тем более престижным оно считалось.
Некоторые редкие виды радужных жуков даже F. Cowan. Curious facts in the history of insects под угрозой исчезновения — так активно их ловили для продажи.
Одними насекомыми викторианские леди не ограничивались — тогда также была популярна таксидермия, и для девушки из высшего общество было Michelle Tolini on Zoological Fantasy in Late‑Nineteenth‑Century Dress / 19thc‑artworldwide.org потрошить разных зверюшек и украшать ими своё жилище или одежду. Чучело райской птицы на шляпке и живой жук или ящерица в декольте — как вам такие пикантные детали?
В наши дни желающие украсить себя насекомыми тоже находятся. Например, в 2006 году модельер Джаред Голд Giant Madagascar Hissing Cockroach Brooch: Live Insect Jewelry / Trend Hunter коллекцию гигантских мадагаскарских шипящих тараканов с прикреплёнными к ним кристаллами Сваровски. Впрочем, популярности они не снискали — защитники прав животных справедливо указывают, что подвергать инсектоидов таким страданиям бесчеловечно.