Триумф Тейлор Свифт и «Пыяла» в мировых чартах: что произошло в музыке в 2023 году

9 событий и тенденций, которыми отметился уходящий год.

1

Тейлор Свифт вызвала землетрясение и стала человеком года

Два концерта поп‑звезды, прошедшие на сиэтлском стадионе Lumen Field 22 и 23 июля, запомнились необычной и даже пугающей новостью — 70 000 ликующих фанатов вызвали толчки, эквивалентные по силе землетрясению с магнитудой 2,3 по шкале Рихтера.

Подобное уже происходило в 2011 году, причём на этом же стадионе, — когда игрок футбольной команды «Сиэтл Сихокс» Маршон Линч ушёл от девяти соперников и принёс команде победу. Публика отреагировала на решающий тачдаун так бурно, что сейсмологические станции также зафиксировали землетрясение в районе стадиона. Правда, даже такой исторический для сиэтлской команды момент не сравнился с концертами Тейлор — зафиксированная после тачдауна магнитуда была вдвое меньше.

Это не единственный рекорд, поставленный Тейлор Свифт в 2023‑м. Она выпустила концертный фильм Taylor Swift: The Eras Tour, который собрал порядка 250 миллионов долларов в прокате и стал самой кассовой картиной такого жанра в истории.

Последняя новость о Тейлор Свифт пришла совсем недавно — певица стала человеком года по версии журнала Time, обогнав куклу Барби, Владимира Путина и Си Цзиньпина.

Панки пришли в кино

В этом году группа «Король и Шут» была везде: на билбордах, в стриминговых сервисах, в бесчисленных интервью на YouTube и в рекламе «Яндекса» и «Кинопоиска». Всему виной сериал‑байопик о жизни фронтменов и вымышленных мирах песен группы.

«Король и Шут» уже появлялся в современном инфополе, когда пару лет назад хитом TikTok, а следом и стриминговых сервисов стала «Кукла Колдуна», записанная группой в 1999 году. Сериалу удалось выжать максимум из вирусного потенциала хитов группы — в марте 7 из 10 строчек в топе «Яндекс.Музыки» занимали песни о лесниках и вурдалаках.

Теперь ждём не менее складного байопика и не менее беспощадного промо с Юрием Хоем из «Сектора Газа» — фильм о группе должен выйти в наступающем году.

ИИ‑музыка зашла слишком далеко

В апреле в TikTok и Twitter завирусился Heart On My Sleeve — совместный трек Дрейка и The Weeknd. За первые четыре дня песня собрала больше 3,5 миллиона долларов на разных платформах, а спустя время даже попала в отбор премии «Грэмми». Но есть нюанс — ни Дрейк, ни Эйбел Тесфайе в записи не участвовали.

Оказалось, всё это снова проделки нейросетей, а точнее рэпера Ghostwriter, который сочинил песню, записал вокал, а потом обработал голос с помощью искусственного интеллекта. Это далеко не единственный прецедент: Егор Летов «перепевал» «На заре», Фредди Мёркьюри — Toxicity от System of a Down, а вирусных ИИ‑каверов Канье Уэста хватит уже на целую дискографию.

В итоге лейбл Universal, владеющий правами на песни The Weeknd, посодействовал удалению Heart On My Sleeve со стриминговых площадок, а история со звёздным фитом послужила началом для дискуссии о правах на такую музыку и процесса лицензирования голосов.

The Beatles выпустили новую песню

2 ноября вышла Now And Then — по словам Пола Маккартни и Ринго Старра, последняя песня The Beatles. Это не первый случай выпуска «новых» композиций после распада группы и смерти Леннона — в 1990‑х Пол, Ринго и Джордж Харрисон уже записывали Real Love и Free as a Bird, восстановленные из домашних демозаписей Джона.

Now And Then была среди тех же черновиков, но тогда группа не смогла её доработать из‑за посторонних шумов на записи. Ограничения удалось обойти совсем недавно, а помогла в этом команда режиссёра Питера Джексона и разработанная ими технология искусственного интеллекта — при монтаже семичасового фильма The Beatles: Get Back в 2021 году специалистам уже приходилось восстанавливать старые аудиозаписи группы.

Ринго и Пол записали барабаны, бас, гитары и фортепиано, вместе с продюсером Джайлзом Мартином изменили структуру песни и добавили к голосу Леннона бэк‑вокальные партии из старых записей группы. Сингл вышел двойным — второй песней стала Love Me Do, записанная The Beatles в 1962 году. Так новый релиз включил как последнюю, так и первую песню группы.

На сцену вернулись любимые музыканты детства: от Blur до N’Sync

Ностальгирующих меломанов в 2023 году порадовали не только The Beatles. Любители поп‑панка из 2000‑х услышали One More Time… от Blink 182, первые синглы с грядущего релиза Green Day и песню с двойного альбома Sum 41, который станет последним в дискографии группы.

Blur вернулись с первым за восемь лет меланхоличным альбомом «The Ballad of Darren». Metallica выпустила первый полноформатный релиз с 2016‑го — «72 Seasons» не показал ничего сверхъяркого, но напомнил о славных временах группы. Отошедшие от смерти клавишника Энди Флетчера Depeche Mode выпустили свой лучший альбом в XXI веке (по крайней мере, по мнению журналистов NME).

Даже N’Sync вернулись, чтобы записать первую песню аж с 2002‑го — правда, получился не хит в духе эмтивишного прошлого бойз‑бэнда, а ни к чему не обязывающий проходной трек с автотюном для третьей части «Троллей».

Эд Ширан не завершил карьеру

Вокруг Эда Ширана развернулся скандал: наследники певца Эда Таунсенда обвинили музыканта в плагиате. Истцы посчитали, что порядок аккордов в хите Thinking Out Loud очень уж походит на последовательность в Let’s Get It On — песне Марвина Гэя, соавтором которой был Таунсенд.

Ширан отрицал обвинения и даже заявил, что завершит карьеру, если его признают виновным. Трёхчасовое заседание суда закончилось победой музыканта, который пришёл на него лично и исполнил присяжным несколько песен с аналогичной аккордной последовательностью, подчеркнув тем самым абсурдность обвинений.

«На недельку до второго» обогнала Инстасамку в чартах

Февраль отметился самой громкой новинкой в мире российского гейминга последних лет — на ПК и консолях вышел шутер об альтернативной версии СССР Atomic Heart. Не менее звучным стал и другой инфоповод — стриминговые сервисы захватил саундтрек к игре, в котором «Трава у дома», «Комарово» и другие советские песни зазвучали в современной обработке. Над музыкой работала международная команда композиторов и продюсеров, а также приглашённые музыканты, такие как Муджус или звезда фонка Dvrst.

Релиз быстро занял первое место в рейтинге популярных в России альбомов на Apple Music, а переосмысленная «Комарово» даже стала лидером чарта «Яндекс.Музыки», обогнав Инстасамку. Правда, слава была недолгой, примерно как у случайного мема в интернете — к концу года в том же чарте «Яндекса» не осталось ни одной песни с альбома.

Песня «Аигел» вошла в мировые чарты

Хитом зимнего сезона в российских стримингах стал сериал «Слово пацана», установив рекорд по популярности в России. Каждому поп‑культурному явлению свой вирусный саундтрек — и в этом случае это звание досталось «Пыяла» от группы «Аигел».

Песня вышла ещё в 2020 году, но «взорвала» только с выходом сериала: её активно «шазамили» при просмотре новых серий, под неё снимали «тиктоки», «рилс» и «шортс», и, судя по позициям в чартах Apple Music, просто слушали — причём не только в России, но и в других странах постсоветского пространства, на Кипре, в Польше и ОАЭ.

Музпросвет пришел в YouTube

Музыкальные журналисты выкладывали видео в YouTube и до 2023 года. Например, старожил жанра «Скиллз» ведёт блог с 2019‑го, Олег Кармунин рассказывает «Истории русской попсы» с 2021‑го, а ведущие «Лонгплей» делятся неизвестными фактами об известных песнях с 2020 года. Но в 2023‑м в YouTube появились и другие авторы из медиа и каналов в Telegram, а ролики окончательно ушли от формата с зачитыванием текста и несложным монтажом.

Вот несколько относительно новых каналов, на которых о музыке рассказывают популярным языком и с качественным продакшеном.

  • «Брокен дэнс» — видеоэссе от ведущего «Вписки» и админа Telegram‑канала «сломанные пляски» Николая Редькина. Внутри ликбезы о трендах прошлого — в хип‑хопе, поп- и инди‑музыке.
  • «Редакция.Плюс» — блог авторов «Всякой годной попсы» Антона Вагина и Александра Кателкина. Рассказывают о поп‑культуре: не только о музыке, но и ТВ‑шоу, видеоиграх или, например, «Кока‑коле».
  • «Тихое место» — филиал одноимённого Telegram‑канала в YouTube с профайлами музыкантов и разборами трендов. Фокусируется на зарубежной поп- и хип‑хоп‑музыке.
  • «а можно потанцевальней» — блог Антона Савенко, автора канала с таким же названием в Telegram. В видеоэссе Антон рассказывает о трендах, преимущественно в рэпе, и объясняет их популярность.
  • PRNRP — блог от Дани Порнорэпа, админа канала PRNRP в Telegram и ведущего подкаста «Порнокаст». Выпускает видео с фразой «Чем крут» в названии, объясняя популярность Скриптонита, Инстасамки или, например, Бабангиды.
  • «Войс» — канал бывших редакторов «Афиши Daily» Николая Овчинникова и Владимира Завьялова. Пока в нём только одно видео — про феномен группы «Браво».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Master1305 / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
S G
23.12.23 08:55
>Егор Летов «перепевал» «На заре», Фредди Мёркьюри — Toxicity от System of a Down, а вирусных ИИ‑каверов Канье Уэста хватит уже на целую дискографию. и видео с нарезкой того, как кто-то там просто рот открывает и даже не попадает в слова. Нафига такое выкладывать?