«Никакого упадка культуры и науки Средневековье не принесло». Почему — рассказывает историк Олег Воскобойников

Только факты о знати, воинах и горожанах эпохи «жестокости и суеверий».

Не все знают, что именно в Средние века в мире открылись первые публичные библиотеки, были придуманы очки и механические часы. А ещё — построены многие европейские замки и башни, которые сегодня считаются архитектурными шедеврами.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Историк Олег Воскобойников рассказал слушателям подкаста «Пульверизатор науки» о том, как жили люди в V–XV веках и чем знаменит этот период человеческой истории.

Олег Воскобойников
Доктор исторических наук, ординарный профессор ВШЭ. Специалист по культуре и искусству средневекового Запада.

В Средние века было не больше невежества и жестокости, чем в другие эпохи

Средними веками называют промежуток примерно с V по XV столетие. Принято считать, что это было время суеверий и безграмотности, чуть ли не самая жестокая эпоха в истории. Но это миф.

Да, были и мракобесие, и невежество, и догматизм. Однако эти мрачные тенденции появились гораздо раньше и не исчезли с окончанием эпохи Средневековья. Но это время действительно называют Dark Ages, то есть Тёмными веками. И вот почему.

Понятие «средневековье» впервые появилось в эпоху Возрождения. Учёные и мыслители назвали этим словом период, который отделял их современников от «святой древности» — sacra vetusta. По их мнению, там, в прошлом, была не только красивая латынь, но и настоящая вера, истинные гражданские ценности и чудесная поэзия. Гуманисты и философы считали, что всему прекрасному и вечному нужно учиться у древних. А значит — перепрыгнуть тёмные времена, которые начались с упадка античной цивилизации из-за нашествия варваров и переселения народов.

Но даже критики Средневековья прекрасно понимали, что нельзя выкинуть из истории целое тысячелетие. В это время развивалась и наука, и культура. Наследники греческой и римской цивилизации, испытавшие влияние иудаизма и раннего христианства, продолжали творить.

Да, многочисленные нашествия варваров и войны отбросили человечество назад. Но не уничтожили цивилизацию и не остановили развитие науки и культуры. Например, в Средние века строились прекрасные архитектурные сооружения — это факт. Но до наших дней мало что сохранилось: люди почему-то не считали нужным беречь то, что сами создали.

Например, главный храм католического мира — Базилика Святого Петра, шедевр Ренессанса и барокко. Его строили не абы кто — Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Манцу и так далее. Но чтобы построить этот великий храм, папы римские сравняли с землёй базилику IV века, которую, согласно местному преданию, строил сам Христос.

Олег Воскобойников

Поэтому от Средневековья осталось, скорее всего, лишь около 10% архитектурных сооружений, остальные были разрушены. Ну а если говорить о науке, то стоит вспомнить: именно в тот период появились механические часы, ветряные мельницы, кормовые корабельные рули, благодаря которым развивалось судоходное дело. А ещё — очки и публичные библиотеки. Так что тёмными эти века считать не стоит.

Рыцарь — это и титул, привилегии, и обязанности

Средние века невозможно представить без рыцарей. Не тех, что спасали принцесс в сказках, а людей с соответствующим титулом.

Тут иногда возникает путаница. Сегодня историки называют рыцарями не только титулованных особ, но и тех, кого средневековые источники именовали miles. Это латинское слово использовали вообще для всех воинов, в том числе и для пехотинцев. В разных европейских языках были названия и для конников. Это шевалье во французском, риттер — в немецком, райдер — в английском. Всех этих воинов можно назвать рыцарями.

Не тот, кто идёт, а тот, кто едет — человек на коне. Это одновременно социальный статус и набор прав и обязанностей, из которых основное — это право ношения оружия.

Олег Воскобойников

Да, оружием в Средние века имел право владеть не каждый. Нужно было получить эту привилегию от вышестоящего — то есть от сеньора. И каждый рыцарь при этом немедленно вступал в вассально-ленные отношения. По призыву сеньора он был обязан прибыть со всем вооружением и встать в строй. А если под его началом были другие рыцари, то привести и их тоже.

Рыцарем не обязательно родиться — им можно было стать

Да, это справедливо. Тут стоит разделять наследственных аристократов и знать. Первые получали все свои привилегии по принципу кровного родства — то есть наследовали их. Вторые могли их заслужить — то есть стать одним из знати можно было и выходцам из простых семей.

Механизм был несложным. Первая ступень карьеры будущего рыцаря — оруженосец. Если воин был физически силён, хорошо владел оружием и к тому же был честным, смелым и сообразительным, то имел шансы подняться на следующую ступень. Особенно если умел налаживать контакты с другими — или, как сказали бы сегодня, владел искусством нетворкинга. С позиции оруженосца можно было со временем перейти в более высокую лигу, то есть стать рыцарем.

Не то чтобы с полпинка, но военную карьеру можно было сделать. Ты человек на поле боя крутой — у тебя постепенно портфолио формируется неписаное. И в конце концов за тебя могут замолвить слово. Ты станешь не аристократом ещё, но благородным, то есть будешь называться miles.

Олег Воскобойников

Ещё немного о рыцарских занятиях, уже не боевых. В мирное время у воинов тоже находились важные дела, отказываться от которых было нежелательно. Например, именно в те времена появилось понятие «консилиум». То есть участие в общих обсуждениях, помощь советами. Такие консультации требовались, например, когда нужно было определить, где провести границу между владениями. Сеньор собирал всех вассалов, и вместе они искали решение.

Не прибыть на такое совещание — дурной тон. Тем, кто пропустил встречу, приходилось оправдываться перед вышестоящим и писать объяснения. Эти письма с извинениями можно прочитать и сегодня. Сохранились и послания сеньоров с выражением неудовольствия — их отправляли прогульщикам. Кстати, написать такое письмо на красивой и правильной латыни — ещё одна обязанность вассала. Сам сеньор брался за перо редко, обычно он поручал это тем, кто был у него в подчинении.

Рыцарские доспехи можно надеть довольно быстро

Очень популярен миф, что латы и другое боевое облачение нужно было надевать несколько часов. А снять доспехи самому рыцарю было очень сложно. Поэтому воины почти всегда были в полном боевом облачении, особенно в походах.

Но это не так. Да, в популярных фильмах и сериалах, например в «Игре престолов», рыцари всегда в кирасах или кольчугах. Но на самом деле надеть доспех с помощью оруженосца можно было за 10–15 минут. Самостоятельно — чуть дольше, но ненамного. Поэтому в латы облачались только перед боем. А в остальное время носили обычную одежду.

В 20-килограммовых доспехах при нормальном уме и твёрдой памяти ты не будешь ходить. Каждодневная одежда знатного человека — это, конечно, не латы. С XIII века это уже мантии, хитоны, рубашки и всё такое.

Олег Воскобойников

Важным признаком одежды знатного человека был цвет. Чистый белый, алый, пурпурный, небесно-голубой, синий — вот оттенки, которые говорили о высоком статусе владельца. А «цвет без цвета», грязные и пёстрые тона выдавали в человеке простолюдина.

С гигиеной в Средние века всё было лучше, чем принято думать

Принято считать, что в Тёмные века люди не заботились о чистоте. Что в городах кругом были нечистоты и грязь и повсюду людей преследовал ужасный запах.

Тут сложно отделить миф от правды. Культа чистоты в то время и правда не было. Римские водопроводы были разрушены, а ничего похожего ещё не построили. Поэтому «удобства» были во дворе, а мыться благородным рыцарям приходилось, черпая воду из ушата. Или с помощью слуги, который поливал из кувшина.

Но в сельской местности, где сохранились старые поселения, учёные находили строения, похожие на бани. Значит, люди наверняка мылись. Хотя сказать, как часто они это делали, сегодня нельзя. Но можно предположить, что это зависело от климата: чем жарче на улице, тем чаще нужны были гигиенические процедуры.

Хотя, скорее всего, к запаху тела тогда относились спокойно, потому что помыться было гораздо сложнее, чем сейчас.

Не было водопровода, ты не мог включить кран нигде, ни в каком замке. Тебе принесут воды — есть слуги. Они нальют, вскипятят воду в большом котле на кухне, этот котёл припрут в твою спальню. Поставят ванну, а служанки тебя помоют.

Олег Воскобойников

А вот личного пространства даже у знати почти не было

Кстати, о замках. Они выглядят внушительно. Но даже у людей из благородного сословия, которые в них жили, было очень мало личного пространства. И это точно не миф.

До XIV–XV веков знатные горожане или люди с деньгами могли построить башню, то есть микрозамок. Сегодня можно побывать, например, в башнях Азинелли и Гаризенда в Болонье. И увидеть, что коридором там служила внутренняя лестница, которая соединяла нижние комнаты с верхними. Она проходила через все жилые помещения. В любой момент на ступенях могли появиться, например, слуги. Или другие члены семьи.

Наверное, хозяин башни жил на самом верху, поэтому его почти не тревожили. У него было интимное пространство, и в брачную ночь он не рисковал оказаться на глазах у челяди. Но в остальных помещениях уединиться было нельзя.

Та же история и в замках. Например, в Кастель-дель-Монте — а это один из красивейших замков мира и символ Италии — не было изолированных комнат. Замок полностью сохранил структуру 1240 года. Там восемь трапециевидных залов на первом этаже и столько же на втором. Внизу были общественные помещения для прислуги. Второй этаж — это piano nobile, покои для господина. Там были комнаты, а точнее огромные залы государя Фридриха II.

Это реально очень красивое, особенное место. Но где там этот владелец знаменитого гарема мог уединиться с гаремом или с кем-то из них? Трудно себе представить.

Олег Воскобойников
Замок Кастель-дель-Монте. Изображение: Luce61 / Wikimedia Commons

У бедняков личного пространства было ещё меньше. В холодное время вся семья обычно собиралась в одной комнате — тепло поддерживали только в ней. А может, помещение вообще было единственным, и там жила вся семья. По краям обычно стояли лавки. Но могла быть и одна большая кровать в центре. На ней спали впятером-всемером, то есть всей семьёй. И это было нормой.

Впрочем, дети и сейчас часто стремятся забраться в кровать родителей. Тут дело не в богатстве или бедности, а в биологии и психологии. А мы, люди, вряд ли кардинально изменились со времён Средневековья. И это не миф.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий