Совсем недавно вышла книга Фреда Вогельштейна Dogfight: How Apple and Google Went to War and Started a Revolution посвященная войне смартфонов на iOS и Android. Журналист сайта Cult of Mac встретился с автором, чтобы выяснить, кто же все таки победит и почему.
На первый взгляд, Apple и Google работают в двух разных сферах. Почему же тогда столкновение их интересов неизбежно?
Это интересный вопрос. Я начал говорить об этой войне три или четыре года назад и с тех пор довольно часто на него отвечаю. Многие не соглашались с моими взглядами: “Да это же два разных бизнеса, о чем ты говоришь?”. Технически это так. Но только технически, ведь покупатели у них - одни и те же.
Это то же, что и в случае с Apple и Microsoft - в 80-х и 90-х технически они не работали в одной сфере, ведь Microsoft создавала программы, а Apple - компьютеры. Но они работали над одинаковыми платформами - операционными системами для ПК. Сегодня история повторяется, но уже с мобильными платформами. Если разработчики решат оставить iOS в пользу Android, продажи Apple серьезно пострадают.
Иными словами, пути у Apple и Google разные, но цель обоих обеспечить своей платформе главенствующую позицию на рынке. И обе компании хорошо усвоили уроки истории - в такой войне победитель может быть только один.
Может ли это противостояние приобрести личный характер? Например, Уолтер Айзексон писал, что упоминание Android приводило Стива Джобса “в такой гнев, какого я еще не видел”
Мне кажется, да. Я еще после выхода первого iPhone в 2007 году ожидал такого поворота. Знаете в чем разница между журналистикой в сфере высоких технологий и журналистикой в других сферах? Большие компании здесь все еще управляются их основателями. Таким образом, все воспринимается очень лично.
Стив Джобс знал, что такое создать свою компанию, фактически, в гараже, Ларри и Сергей (прим. авт. - основатели Google) тоже это знают. Какое это безумство - идти вперед, не обращая внимания на то, что люди старше, богаче или мудрее называют тебя неудачником и советуют бросить это безнадежное дело. Даже сейчас, когда такие компании как Apple или Google подвергается критике, ее создатели воспринимают это как критику в свой адрес. Без преувеличения, Джобс был больше чем просто генеральный директор, так что неудивительно, что когда Google решила соревноваться с ним, он отреагировал очень несдержанно.
В предисловии к вашей книге есть строчка о том, что эта война - не просто история о двух компаниях, а глобальный вопрос для мира технологий. Что вы имели ввиду? Вы считаете это идеологическим конфликтом?
Возвращаясь в 2010 год, когда я только начал исследовать эту тему, одной из моих главных задач было поставить эту битву в некие рамки. Это не так уж легко. Многие скажут, что Facebook*, Amazon, Netflix или Microsoft так же определяют будущее технологий. Я немало времени провел размышляя об этом. Да, другие компании будут и дальше иметь огромное влияние, но смысл в том, что они не несут ответственности за, так сказать, конечный результат. Они не контролируют Android или iOS, а вот Google или Apple вполне могут предъявлять к ним требования (прямо или косвенно), если те хотят увидеть свои продукты на одной из платформ. А они хотят. Таким образом, эти два гиганта - больше, чем просто компании.
В конце книги вы рассказываете о том, что Apple не оказывала вам содействия в написании “Dogfight”. Какие трудности это повлекло?
Я достаточно давно в журналистике, чтобы понять: если пишешь книгу о Apple - не жди от них сотрудничества. Есть распространенное заблуждение, что хорошую информацию о компании можно достать, только взяв интервью у ее руководителей. Конечно, это не помешает, но на самом деле - не так уж необходимо. Разговоры с начальством - придумываются пиар менеджерами заранее, ничего нового вы из них не выпытаете. Гораздо более продуктивно общение с рядовыми “рабочими”.
Я не расстроился, получив отказ от Apple, у меня уже было немало материала и я знал, что смогу написать книгу на основе этих бесед. Если честно, не уверен, что интервью с Тимом Куком, или даже Стивом Джобсом, помогло бы мне больше узнать о внутреннем устройстве Apple, чем разговоры с инженерами, непосредственно собиравшими первые iPhone.
Не кажется ли вам рискованным выпускать книгу не о событиях “минувших дней”, а том, что происходит прямо сейчас и будет происходить в будущем? Не потеряет ли она свою актуальность слишком быстро?
Когда я взялся за книгу, я основывался на том, сколько длилась война Microsoft и Apple и точно знал - эта война продлится не меньше. Была сложность в том, чтобы решить с какой точки зрения рассказывать историю, которая каждый день обрастает все новыми подробностями и деталями. Я остановился на том, чтобы просто собрать как можно больше информации и фактов, которые могут быть полезны и интересны еще долгое время. Удалось мне это или нет - покажет время.
Надеюсь, вы не будете против, если я прямо спрошу - кто, по вашему мнению, все-таки побеждает и почему?
Очевидно, что побеждает Google и гораздо быстрее, чем я предполагал. На днях Эрик Шмидт опубликовал пост, в котором советует владельцам iPhone переходить на Android. И это не его личный каприз, это недвусмысленный намек на то, что дела Google идут настолько хорошо, что они уже могут позволить себе подобное агрессивное поведение. Знаете, я считаю, что Google выиграет, потому что Стива Джобса нет в живых. Последние 15 лет Apple шла на невиданные риски - таков был стиль Джобса, только основатель компании может позволить себе подобные решения. Именно эти рискованные ходы привели Apple на вершину, без них - она вряд ли там задержится.
Чему обоим сторонам стоит поучиться друг у друга?
В книге я говорю о том, что Apple управляют дизайнеры и маркетологи, в то время как в Google балом правят инженеры. В Apple работают гениальные инженеры, но они ничего не решают, а в Google - все наоборот.
Многие годы, самой ужасной работой для маркетолога в Силиконовой Долине считалась работа в Google, Ларри и Сергей совершенно не верят в маркетинг. Первые 8 лет они неплохо обходились вовсе без отдела маркетинга. Теперь Google продает свои товары покупателям и им не помешало бы поучиться у Apple этому искусству - рекламировать и продавать. Apple же неплохо было бы взять у Google пару уроков открытости и дружелюбия. Пока Стив Джобс занимал свой пост - формула работала, ведь он был лицом компании, но теперь его нет, а у компании нет лица. Думаю им стоит отказаться от своей одержимости секретностью.
В книге речь идет о смартфонах и планшетах, но что насчет носимой электроники? Apple собирается двигаться этом направлении, а Google не прекращает работу над Google Glass. Это будет новым витком конфликта?
Не могу точно сказать. Я лично так до конца и не понял, зачем на рынке нужна носимая электроника. Нет, Google Glass - это круто и необычно, но стал бы я носить их каждый день? Очень вряд ли, ведь это заставило бы меня слишком радикально поменять свои привычки и то, как я взаимодействую с техникой.
Смартфон и планшет легко сравнивать. Но в случае с носимыми устройствами для меня, как для журналиста в сфере технологий, странно видеть идею, но не видеть возможности для ее реализации в продукт. Если в этой сфере и будет война Google и Apple, то только если эти устройства будут сметать с прилавков как горячие пирожки, но пока мне с трудом верится, что такое возможно.
***
Победа Google в этой схватке очень долго казалась невозможной, но, может быть, пришло время пересмотреть свои взгляды? Собираетесь ли вы "дарить смартфоны на Android владельцам iPhone на рождество", как советует Эрик Шмидт? Поделитесь с нами своим мнением в комментариях.
(via)
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 необычных товаров с AliExpress, о которых вы могли не знать
10 стильных и практичных чехлов и сумок для ноутбука
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, ECCO и других магазинов
10 товаров для ванной, которые помогут расслабиться
Надо брать: наушники Amazfit Up за 5 560 рублей
Список покупок: 10 стильных украшений с AliExpress не дороже 500 рублей
Распродажа «Дни выгоды» на AliExpress: 12 товаров с отличными скидками
Находки AliExpress: 10 товаров, которые можно купить в подарок на Новый год
Не просто смена настроения. Что такое биполярное расстройство и как его распознать
Как семье с детьми купить квартиру: 5 мер поддержки, на которые вы можете рассчитывать
Куда махнуть на Новый год: 3 идеи для классного отпуска
Какой вирусный видеотренд вам подходит?