Не на жизнь, а на смерть: Фред Вогельштейн о войне iOS и Android

Совсем недавно вышла книга Фреда Вогельштейна Dogfight: How Apple and Google Went to War and Started a Revolution посвященная войне смартфонов на iOS и Android. Журналист сайта Cult of Mac встретился с автором, чтобы выяснить, кто же все таки победит и почему.

⭐ Распродажа 11.11 на AliExpress: скидки до 90% на всё, что мы любим. Ловите нашу подборку с выгодными предложениями!

На первый взгляд, Apple и Google работают в двух разных сферах. Почему же тогда столкновение их интересов неизбежно?

Это интересный вопрос. Я начал говорить об этой войне три или четыре года назад и с тех пор довольно часто на него отвечаю. Многие не соглашались с моими взглядами: “Да это же два разных бизнеса, о чем ты говоришь?”. Технически это так. Но только технически, ведь покупатели у них — одни и те же.

Это то же, что и в случае с Apple и Microsoft — в 80‑х и 90‑х технически они не работали в одной сфере, ведь Microsoft создавала программы, а Apple — компьютеры. Но они работали над одинаковыми платформами — операционными системами для ПК. Сегодня история повторяется, но уже с мобильными платформами. Если разработчики решат оставить iOS в пользу Android, продажи Apple серьезно пострадают.

Иными словами, пути у Apple и Google разные, но цель обоих обеспечить своей платформе главенствующую позицию на рынке. И обе компании хорошо усвоили уроки истории — в такой войне победитель может быть только один.

Может ли это противостояние приобрести личный характер? Например, Уолтер Айзексон писал, что упоминание Android приводило Стива Джобса “в такой гнев, какого я еще не видел”

Мне кажется, да. Я еще после выхода первого iPhone в 2007 году ожидал такого поворота. Знаете в чем разница между журналистикой в сфере высоких технологий и журналистикой в других сферах? Большие компании здесь все еще управляются их основателями. Таким образом, все воспринимается очень лично.

Стив Джобс знал, что такое создать свою компанию, фактически, в гараже, Ларри и Сергей (прим. авт. — основатели Google) тоже это знают. Какое это безумство — идти вперед, не обращая внимания на то, что люди старше, богаче или мудрее называют тебя неудачником и советуют бросить это безнадежное дело. Даже сейчас, когда такие компании как Apple или Google подвергается критике, ее создатели воспринимают это как критику в свой адрес. Без преувеличения, Джобс был больше чем просто генеральный директор, так что неудивительно, что когда Google решила соревноваться с ним, он отреагировал очень несдержанно.

В предисловии к вашей книге есть строчка о том, что эта война — не просто история о двух компаниях, а глобальный вопрос для мира технологий. Что вы имели ввиду? Вы считаете это идеологическим конфликтом?

Возвращаясь в 2010 год, когда я только начал исследовать эту тему, одной из моих главных задач было поставить эту битву в некие рамки. Это не так уж легко. Многие скажут, что Facebook*, Amazon, Netflix или Microsoft так же определяют будущее технологий. Я немало времени провел размышляя об этом. Да, другие компании будут и дальше иметь огромное влияние, но смысл в том, что они не несут ответственности за, так сказать, конечный результат. Они не контролируют Android или iOS, а вот Google или Apple вполне могут предъявлять к ним требования (прямо или косвенно), если те хотят увидеть свои продукты на одной из платформ. А они хотят. Таким образом, эти два гиганта — больше, чем просто компании. 

В конце книги вы рассказываете о том, что Apple не оказывала вам содействия в написании “Dogfight”. Какие трудности это повлекло?

Я достаточно давно в журналистике, чтобы понять: если пишешь книгу о Apple — не жди от них сотрудничества. Есть распространенное заблуждение, что хорошую информацию о компании можно достать, только взяв интервью у ее руководителей. Конечно, это не помешает, но на самом деле — не так уж необходимо. Разговоры с начальством — придумываются пиар менеджерами заранее, ничего нового вы из них не выпытаете. Гораздо более продуктивно общение с рядовыми “рабочими”.

Я не расстроился, получив отказ от Apple, у меня уже было немало материала и я знал, что смогу написать книгу на основе этих бесед. Если честно, не уверен, что интервью с Тимом Куком, или даже Стивом Джобсом, помогло бы мне больше узнать о внутреннем устройстве Apple, чем разговоры с инженерами, непосредственно собиравшими первые iPhone.

Не кажется ли вам рискованным выпускать книгу не о событиях “минувших дней”, а том, что происходит прямо сейчас и будет происходить в будущем? Не потеряет ли она свою актуальность слишком быстро?

Когда я взялся за книгу, я основывался на том, сколько длилась война Microsoft и Apple и точно знал — эта война продлится не меньше. Была сложность в том, чтобы решить с какой точки зрения рассказывать историю, которая каждый день обрастает все новыми подробностями и деталями. Я остановился на том, чтобы просто собрать как можно больше информации и фактов, которые могут быть полезны и интересны еще долгое время. Удалось мне это или нет — покажет время.

Надеюсь, вы не будете против, если я прямо спрошу — кто, по вашему мнению, все-таки побеждает и почему?

Очевидно, что побеждает Google и гораздо быстрее, чем я предполагал. На днях Эрик Шмидт опубликовал пост, в котором советует владельцам iPhone переходить на Android. И это не его личный каприз, это недвусмысленный намек на то, что дела Google идут настолько хорошо, что они уже могут позволить себе подобное агрессивное поведение. Знаете, я считаю, что Google выиграет, потому что Стива Джобса нет в живых. Последние 15 лет Apple шла на невиданные риски — таков был стиль Джобса, только основатель компании может позволить себе подобные решения. Именно эти рискованные ходы привели Apple на вершину, без них — она вряд ли там задержится.

Чему обоим сторонам стоит поучиться друг у друга?

В книге я говорю о том, что Apple управляют дизайнеры и маркетологи, в то время как в Google балом правят инженеры. В Apple работают гениальные инженеры, но они ничего не решают, а в Google — все наоборот.

Многие годы, самой ужасной работой для маркетолога в Силиконовой Долине считалась работа в Google, Ларри и Сергей совершенно не верят в маркетинг. Первые 8 лет они неплохо обходились вовсе без отдела маркетинга. Теперь Google продает свои товары покупателям и им не помешало бы поучиться у Apple этому искусству — рекламировать и продавать. Apple же неплохо было бы взять у Google пару уроков открытости и дружелюбия. Пока Стив Джобс занимал свой пост — формула работала, ведь он был лицом компании, но теперь его нет, а у компании нет лица. Думаю им стоит отказаться от своей одержимости секретностью.

В книге речь идет о смартфонах и планшетах, но что насчет носимой электроники? Apple собирается двигаться этом направлении, а Google не прекращает работу над Google Glass. Это будет новым витком конфликта?

Не могу точно сказать. Я лично так до конца и не понял, зачем на рынке нужна носимая электроника. Нет, Google Glass — это круто и необычно, но стал бы я носить их каждый день? Очень вряд ли, ведь это заставило бы меня слишком радикально поменять свои привычки и то, как я взаимодействую с техникой.

Смартфон и планшет легко сравнивать. Но в случае с носимыми устройствами для меня, как для журналиста в сфере технологий, странно видеть идею, но не видеть возможности для ее реализации в продукт. Если в этой сфере и будет война Google и Apple, то только если эти устройства будут сметать с прилавков как горячие пирожки, но пока мне с трудом верится, что такое возможно.

***

Победа Google в этой схватке очень долго казалась невозможной, но, может быть, пришло время пересмотреть свои взгляды? Собираетесь ли вы “дарить смартфоны на Android владельцам iPhone на рождество”, как советует Эрик Шмидт? Поделитесь с нами своим мнением в комментариях.

(via)

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Виталий
2014 год покажет, одно можно сказать точно. если бы Стив Джобс был жив, то все было бы по другому..
stosa
Джобс готовил компанию к периоду "без Джобса" Почитайте его биографию, там об этом есть. Так что будут и "невиданные риски" и новые продукты и все остальное, только наберитесь терпения.Да, и еще кое что: не надо верить таким писателям.