15. Жилец
The Lodger
- Великобритания, 1927 год.
- Триллер, детектив.
- Длительность: 90 минут.
- IMDb: 7,3.
Серийный убийца, нападающий по ночам на молодых девушек, держит в страхе весь Лондон. В то же время в одном из домов, где сдают комнаты, появляется странный постоялец, очень похожий на маньяка.
Первый успешный фильм Альфреда Хичкока считают родоначальником жанра триллеров в кино. Режиссёр совместил детективную историю с мрачным саспенсом, пугая зрителей одной только постановкой кадра без слов.
14. Нетерпимость
Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages
- США, 1916 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 163 минуты.
- IMDb: 7,7.
Четыре новеллы рассказывают о различных исторических эпохах. В древней Иудее Христа отправляют на распятие, в Вавилоне жрецы предают царя, во Франции XVI века происходит Варфоломеевская ночь, а в начале XX века в США начинается забастовка. Но все эти сюжеты объединяются общей темой.
Дэвид Уорк Гриффит создал масштабное полотно, повлиявшее на развитие кинематографа, а особенно артхауса. Сюжеты в картине показаны не подряд, а параллельно, с помощью необычных монтажных переходов. При этом режиссёр одним из первых попытался пересказать классические истории с использованием именно киноязыка, а не только повествовательных приёмов. Увы, на момент релиза картина провалилась в прокате: многим она показалась затянутой и слишком сложной. Но со временем «Нетерпимость» стала по‑настоящему легендарной.
13. Бен‑Гур
Ben‑Hur: A Tale of the Christ
- США, 1925 год.
- Драма, приключения.
- Длительность: 143 минуты.
- IMDb: 7,8.
Из‑за ложного обвинения принц Иудеи Бен‑Гур попадает в рабство и становится гребцом на римской галере. После нападения пиратов корабль идёт ко дну и герой спасает тонущего патриция Квинта Аррия. В благодарность тот усыновляет юношу и воспитывает из него настоящего бойца.
«Бен‑Гур» во многом заложил традиции масштабных картин в историческом антураже. На производство потратили огромные по тем временам 4 миллиона долларов. Но расходы оправдались, а со временем и остальные экранизации одноимённого романа Лью Уоллеса, и многие другие картины стали цитировать сцены из этого фильма.
12. Артист
The Artist
- Франция, Бельгия, 2011 год.
- Драма, мелодрама, комедия.
- Длительность: 96 минут.
- IMDb: 7,9.
К середине 20‑х годов XX века эра немого кино подходит к концу. Талантливый актёр Джордж Валентайн пытается признать неизбежность перемен, но никак не может привыкнуть к новым правилам. Адаптироваться к прогрессу ему помогает статистка Пеппи Миллер, тайно влюблённая в Валентайна.
Все остальные фильмы в этой подборке вышли в первой половине XX века. Но картину «Артист» сняли в начале 2010‑х, стилизовав её под классический немой кинематограф. Оригинальную задумку оценили не только простые зрители. На премии «Оскар» 2012 года «Артист» взял награду в категории «Лучший фильм», обойдя такие популярные ленты, как «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Боевой конь» Стивена Спилберга и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе.
11. Ящик Пандоры
Die Büchse der Pandora
- Германия, 1929 год.
- Драма, мелодрама, криминал.
- Длительность: 109 минут.
- IMDb: 7,9.
В прекрасную Лулу влюбляются все окружающие. Правда, и ей, и воздыхателям это приносит только несчастья. Любовник героини Людвиг Шён хочет сыграть свадьбу с другой девушкой, но планы расстраиваются, и всё заканчивается трагедией. Потом Лулу попадает под суд, сбегает прямо с заседания и оказывается жертвой шантажа.
В первые годы после выхода картину Георга Вильгельма Пабста ругали: критиков и зрителей смущали двоякая мораль и эротизм. А ещё многим пришлось не по духу сочетание психологического реализма, экспрессионизма и яркой голливудской подачи. Но тем удивительнее, что с 1950‑х годов «Ящик Пандоры» полюбили ровно по тем же причинам: за смесь разных стилей и неоднозначность. С тех пор картину с великолепной Луизой Брукс признали классикой.
10. Броненосец «Потёмкин»
- СССР, 1925 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 75 минут.
- IMDb: 8,0.
Картина посвящена реальному событию — восстанию на броненосце «Князь Потёмкин» в 1905 году. Моряки, возмущённые некачественным питанием, выступают против офицеров и захватывают корабль. Мятежные настроения перекидываются на жителей Одессы, но против мирного населения выпускают военных.
Картина Сергея Эйзенштейна в своё время стала настоящим прорывом, изменившим кинематограф. Режиссёр не построил действие вокруг конкретных героев, а показал целую массу людей. Кроме того, он снимал одно и то же событие с разных точек зрения и экспериментировал с монтажом. Например, совместив три кадра, на которых изображены разные скульптуры львов, Эйзенштейн создал впечатление, что даже статуя вскакивает от испуга.
9. Ветер
The Wind
- США, 1928 год.
- Триллер, драма, вестерн.
- Длительность: 95 минут.
- IMDb: 8,1.
Обедневшая Летти отправляется в Техас к своему кузену Беверли. Девушка отлично ладит с родственником и его детьми, а за её расположение бьётся сразу несколько поклонников. Но Летти сводит с ума ветер, который в этом штате дует постоянно, да ещё и разносит песок. А вскоре жена Беверли из ревности заставляет девушку уехать.
«Ветер» — последний немой фильм, снятый студией MGM, и последняя голливудская работа шведского режиссёра Виктора Шёстрёма. В картине тонко показано нарастающее безумие героини, вызванное как столкновением с жестокостью людей, так и навязчивым ветром. Оказывается, даже без звука можно передать настолько глубокие переживания.
8. Восход солнца
Sunrise: A Song of Two Humans
- США, 1927 год.
- Драма, мелодрама.
- Длительность: 94 минуты.
- IMDb: 8,1.
Мужчина (имена героев не называют) решает убить Жену, чтобы продолжить отношения с Женщиной из города. Он отправляется с супругой на лодочную прогулку и уже почти набрасывается на спутницу, но вдруг понимает, что хочет всё исправить.
«Восход солнца» — одна из первых картин с синхронизированным звуком и музыкой (но ещё без слов). Эмоциональная история, снятая немцем Фридрихом Вильгельмом Мурнау в Голливуде, покорила зрителей. Фильм даже получил единственную в истории «Оскара» специальную награду в номинации «Уникальная и высокохудожественная картина».
7. Наконец в безопасности!
Safety Last!
- США, 1923 год.
- Комедия, триллер.
- Длительность: 74 минуты.
- IMDb: 8,1.
Молодой человек перебирается в большой город и мечтает построить карьеру. Он работает в универмаге продавцом, но своей девушке пишет, что уже добился продвижения по службе. Вскоре его возлюбленная решает приехать в гости — и герою приходится всеми силами скрывать реальное положение вещей.
Главную роль в этой картине сыграл знаменитый комик Гарольд Ллойд — мастер сложных и опасных трюков. Именно в «Наконец в безопасности!» впервые появилась легендарная сцена, где персонаж повисает на стрелке огромных часов. Впоследствии её копировали десятки раз.
6. Паровоз «Генерал»
The General
- США, 1926 год.
- Комедия.
- Длительность: 67 минут.
- IMDb: 8,1.
В США начинается Гражданская война, и машинист паровоза Джонни Грэй пытается записаться добровольцем. Однако в армию его не берут, и героя начинают считать трусом. Но когда шпионы с севера угоняют его поезд, юноша бесстрашно пускается им вслед, ведь в товарном вагоне осталась его девушка.
Великий комик немого кино Бастер Китон снял один из самых сложных фильмов эпохи и, как обычно, сыграл в нём главную роль. В картине множество трюков, которые впечатляют до сих пор. А сцена падения локомотива с моста и вовсе стала самой дорогой для своего времени.
5. Страсти Жанны д'Арк
La Passion de Jeanne d'Arc
- Франция, 1928 год.
- Драма, исторический.
- Длительность: 82 минуты.
- IMDb: 8,1.
После того как Жанна д’Арк возглавила французские войска в войне против англичан, её арестовывает инквизиция. Героиню пытают, чтобы она призналась в колдовстве. Но Жанна непреклонна даже под страхом публичной казни.
Сейчас немой фильм Карла Теодора Дрейера считается одним из величайших творений кинематографа. Режиссёр старался показать действие максимально реалистичным: для антуража построили почти настоящий город, а актёры снимались без грима. При этом Дрейер значительную часть времени брал крупные планы лица Рене Фальконетти, игравшей Жанну д’Арк. Поэтому всё действие зритель воспринимает через её эмоции.
4. Кабинет доктора Калигари
Das Cabinet des Dr. Caligari
- Германия, 1920 год.
- Ужасы, триллер.
- Длительность: 71 минута.
- IMDb: 8,1.
Молодой человек Франц рассказывает старшему собеседнику историю своей жизни. Когда‑то он столкнулся со зловещим доктором Калигари. Тот утверждал, что раскрыл тайну сомнамбулизма: погрузил своего помощника в сон на 23 года и заставил его слушаться указаний. С этого знакомства и начались злоключения Франца.
Картина Роберта Вине дала старт движению немецкого киноэкспрессионизма. Из книг Гофмана и фильма «Голем» Карла Бёзе и Пауля Вегенера режиссёр собрал идеи о зомбировании и управлении другими существами и перенёс их в сюрреалистичные искажённые декорации. Этот подход потом использовали многие фильмы ужасов.
3. Метрополис
Metropolis
- Германия, 1927 год.
- Фантастика, драма.
- Длительность: 145 минут.
- IMDb: 8,3.
На верхних уровнях футуристического города Метрополиса богачи наслаждаются комфортной жизнью. А обитатели низов должны работать на грани возможностей, чтобы обеспечивать элиту. Но однажды сын правителя Метрополиса Фредер влюбляется в бедную девушку и решает бороться с несправедливостью.
Один из величайших примеров киноэкспрессионизма создал режиссёр Фриц Ланг. Он снял невероятно красивую картину, визуальный ряд и декорации которой впечатляют до сих пор. Мало того, автор сумел затронуть темы, которые актуальны даже в XXI веке: расслоение общества, подавление протестов рабочих и провокации со стороны властей.
2. Человек с киноаппаратом
- СССР, 1929 год.
- Документальный.
- Длительность: 68 минут.
- IMDb: 8,4.
В этом документальном фильме нет конкретного сюжета или главных персонажей. Режиссёр просто захватывает один день из жизни города, показывая разных людей и случайные события. Отдельные короткие истории объединяются в настоящую симфонию.
«Человека с киноаппаратом» создал советский режиссёр‑авангардист Дзига Вертов. Он продвигал идею, что камера должна быть продолжением человеческого глаза. Именно поэтому в одной из своих величайших работ автор просто наблюдал за жизнью города, используя при этом множество передовых операторских приёмов.
1. Огни большого города
City Lights
- США, 1931 год.
- Комедия, драма, мелодрама.
- Длительность: 87 минут.
- IMDb: 8,5.
Маленький Бродяга встречает слепую девушку, которая торгует цветами. Она ошибочно думает, что познакомилась с красивым богачом, и герой не решается её разубедить. Узнав, что зрение девушке можно вернуть с помощью операции, Бродяга намеревается собрать деньги на лечение.
Разумеется, список великих немых фильмов не мог обойтись без картин Чарли Чаплина. Этот режиссёр снял множество знаменитых кинолент и сам же сыграл в них. Но его работы достойны отдельной подборки, а в общий список можно включить «Огни большого города», которые считают одной из лучших романтических комедий в истории. Типичные шутки Чаплина здесь совмещаются с красивым рассказом о любви, преодолевающей любые трудности.
А какие немые фильмы нравятся вам? Любите комедии Чаплина и Китона, авангард Вертова или триллеры Хичкока? А может, ваш фаворит не попал в этот список? Тогда расскажите о нём в комментариях!