27 сентября в прокате стартовал фильм «Непрощённый» Сарика Андреасяна с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Картина рассказывает историю Виталия Калоева — архитектора, который потерял всю семью в авиакатастрофе, а затем убил авиадиспетчера, виновного в этой аварии. Год назад в мировом прокате уже показали фильм «Последствия», посвящённый тем же событиям. Тогда роль убийцы исполнил Арнольд Шварценеггер.

Это далеко не первый случай, когда за небольшой промежуток времени на экраны выходит два или больше фильмов с очень похожим сюжетом. Примеры можно найти и в старом кино. Почти все в детстве видели фильм о крутом полицейском, которому в напарники дают собаку с плохим характером, но все назовут разные названия и разных исполнителей главной роли, поскольку таких картин было три: «К9: собачья работа» с Джимом Белуши, «Главная собака» (или «Суперпёс») с Чаком Норрисом и «Тёрнер и Хуч» с Томом Хэнксом.

В XXI веке тенденция не исчезла, а только набирает обороты. Поэтому нетрудно запутаться в новых фильмах или поймать себя в кинотеатре на ощущении дежавю.

Возвращение сказок

«Белоснежка: месть гномов» — «Белоснежка и охотник»

2012 год ознаменовался выходом на большие экраны сразу двух историй о Белоснежке. В марте зрителям показали картину «Белоснежка: месть гномов» с Лили Коллинз и Джулией Робертс, а спустя полгода уже появилась «Белоснежка и охотник», где главные роли сыграли Кристен Стюарт, Крис Хемсворт и Шарлиз Терон.

Интересно, что оба фильма ещё и построены примерно по одному принципу: значительно более яркая роль отведена злой королеве. И в этом плане «Месть гномов» всё-таки выигрывает: персонажу Шарлиз Терон не дали толком раскрыться. В итоге «Белоснежка и охотник» снята более изящно и целостно, но слишком затянуто, а вот на истерики Джулии Робертс просто весело смотреть.

А тем, кому хочется увидеть более современную и реалистичную историю Белоснежки, можно обратить внимание на сериал «Однажды в сказке», стартовавший в 2011 году. Его сюжет тоже вращается вокруг этого персонажа, только живёт она в нашем мире.

«Прощай, Кристофер Робин» — «Кристофер Робин»

В конце 2017 года режиссёр Саймон Кёртис рассказал зрителям о непростой жизни писателя Алана Александра Милна и о том, как воображение его сына Кристофера Робина помогло создать одну из величайших детских книг в истории.

И словно в продолжение этой темы в следующем году вышел фильм, рассказывающий о повзрослевшем Кристофере Робине, который уже забыл о детстве и полностью погрузился в серый мир будней.

Оба этих сказочных фильма обращаются в первую очередь ко взрослым. «Прощай, Кристофер Робин» — посвящение родителям, которые в погоне за славой забывают о детях. «Кристофер Робин» напоминает, что и самим взрослым нужно иногда вспоминать о беззаботных временах и сказках.

«Книга Джунглей» — «Маугли»

Историю мальчика, которого воспитали звери в джунглях, все помнят с детства по книге и мультфильмам. Сюжет неоднократно переносили на экраны, но только в последние несколько лет технологии позволили реалистично показать говорящих животных.

И вот в 2016 году вышел фильм «Книга джунглей» Джона Фавро, где он живо и мрачно пересказал книгу Киплинга. И теперь очень трудно не запутаться, ведь в следующем году на Netflix выйдет «Маугли» Энди Сёркиса.

Пока трудно сказать, чем будут отличаться эти истории, но у следующей картины возрастной рейтинг гораздо выше. Также режиссёр Энди Сёркис, отвечающий за новый фильм, — известный на весь мир мастер спецэффектов. Когда-то именно он сыграл Голлума во «Властелине колец» и вывел технологию захвата движений на новый уровень. Так что тем, кому животные в фильме Фавро показались недостаточно правдоподобными, нужно просто дождаться следующей версии.

Биографии

«Все деньги мира» — «Доверие»

В конце 2017 года все критики восхваляли фильм «Все деньги мира» Ридли Скотта — пересказ реальной истории похищения внука известного промышленника Жана Пола Гетти. Похитители требовали от магната выкуп, но тот отказался давать деньги, и матери ребёнка самостоятельно пришлось вызволять сына.

Спустя несколько месяцев не менее известный режиссёр Дэнни Бойл выпустил на малых экранах первый сезон сериала «Доверие», посвящённый той же истории. Правда, по атмосфере его работа сильно отличается от картины Скотта.

«Все деньги мира» достаточно слабо раскрывают личность самого Жана Пола Гетти. Возможно, это связано со срочной заменой исполнителя роли: изначально миллиардера играл Кевин Спейси, но после разразившегося скандала его заменил Кристофер Пламмер. А «Доверие» как раз показывает образ жизни Гетти и его почти безграничные возможности при полном одиночестве.

«Джобс: империя соблазна» — «Стив Джобс»

Дэнни Бойлу, снявшему «Доверие», не впервой оказываться в подобной ситуации. Ведь в 2015 году он уже выпускал фильм о Стиве Джобсе, где главную роль сыграл Майкл Фассбендер. И работать ему пришлось на фоне провала картины «Джобс: империя соблазна» с Эштоном Кутчером.

Бойл сумел правильно сместить акценты и учесть недостатки предыдущей истории. В отличие от рваного повествования «Империи соблазна», где создатели попытались охватить чуть ли не всю биографию Стива Джобса, в более новой картине показаны лишь три самых важных события, которым посвящено равное количество времени.

Любопытно, что в это же время в разработку планировали запустить ещё одну кинобиографию Джобса. На роль основатели Apple приглашали Кристиана Бэйла, а в качестве режиссёра хотели нанять Дэвида Финчера. Но позже все участники покинули проект.

«Капоте» — «Дурная слава»

Несмотря на то что писатель Трумен Капоте скончался ещё в 1984 году, перенести его биографию на экран решили только в двухтысячных. Причём сразу два режиссёра. Сначала появился «Капоте», за который Филип Сеймур Хоффман был удостоен премии «Оскар», а в следующем году его догнала «Дурная слава» с Тоби Джонсом.

Интересно, что обе картины посвящены одному и тому же периоду жизни Капоте — работе над книгой «Хладнокровное убийство». Писатель прочитал в газете заметку о жестокой расправе и после этого отправился на место преступления, чтобы поговорить с очевидцами.

Оба фильма вышли хорошими, разве что «Капоте» снят интереснее.


В подобной ситуации могли оказаться и авторы фильма «Гонка века» с Колином Фёртом. На основе той же истории ровно в то же время сняли фильм «Кроухёрст». Но в этом случае студия не растерялась и выкупила права на обе картины. А в 2019 году ожидается сразу три экранных воплощения маньяка Чарльза Мэнсона. Причём в фильме Квентина Тарантино и втором сезоне «Охотника за разумом» его сыграет один и тот же актёр.

Большое мультипликационное противостояние

«Мадагаскар» — «Большое путешествие» и другие

Тема копирования в анимации заслуживает отдельной статьи. Ведь чуть ли не каждому второму популярному мультфильму можно найти пару. Ещё в конце 1990-х — начале 2000-х зрителям показали сразу две истории о муравьях: «Муравей Антц» и «Приключения Флика». Затем были приключения рыб и прочих подводных существ: «В поисках Немо» и «Подводная братва».

А потом к анимационному соперничеству Disney и DreamWorks подключились и другие студии. Так вышли мультфильмы про лесных зверей: «Сезон охоты» и «Лесная братва». Затем истории пингвинов-танцоров и пингвинов-сёрферов: «Делай ноги» и «Лови волну!». А также мультфильмы о смешных «злодеях», которые на самом деле не злые: «Гадкий я» и «Мегамозг».

Но, наверное, наиболее ярко копирование мультипликационных сюжетов можно проследить в историях животных, которые сбежали из зоопарка. И в этом плане «Большое путешествие» остаётся лишь бледной копией «Мадагаскара», проигрывая ему и в яркости, и в юморе.

Тенденция не спадает до сих пор. Историю «Зверополиса», населённого антропоморфными животными, продолжили в «Зверопое» уже от другой студии, где зверюшки ещё и запели.

Сюжеты «Большого собачьего побега» и «Тайной жизни домашних животных» копируют в «Большом кошачьем побеге». А знаменитые «Тачки» снова оживают в «Вилли и крутые тачки». Правда, не стоит забывать, что в оригинале многие из этих мультфильмов носят совсем не похожие названия, что, конечно, не отменяет другие сходства.

Стандартные сюжеты

«Больше чем секс» — «Секс по дружбе»

Симпатичный главный герой, который не хочет серьёзных отношений, и его подруга — красивая девушка, с которой они занимаются сексом. В начале 2011 года это была история Эштона Кутчера и Натали Портман, но летом того же года их место уже заняли Джастин Тимберлейк и Мила Кунис.

Два фильма с практически одинаковыми персонажами, конфликтами и моралью даже в прокате собрали почти равные суммы. Вероятно, зрители могут бесконечно пересматривать подобные сюжеты.

Выбирать из двух фильмов очень просто: в каком играют более полюбившиеся актёры, тот и нужно смотреть в первую очередь. В остальном разница невелика.

«Падение Олимпа» — «Штурм Белого дома»

2013 год ознаменовался нападениями на Белый дом. К счастью, только экранными. С разницей в три месяца две студии независимо друг от друга выпустили картины, где террористы захватывают президента США и крутому главному герою приходится спасать свою страну.

Вероятно, «Штурм Белого дома» приняли бы в прокате тепло, тем более что главную роль в нём сыграл Ченнинг Татум. Но на фоне более удачного и напряжённого фильма от Антуана Фукуа картина выглядела бледно.

Большинство зрителей просто не смогли всерьёз воспринять идею, которую они уже видели несколько месяцев назад. Да к тому же «Падение Олимпа» снято жёстче и динамичнее.

Одна история с разных точек зрения

«День патриота» — «Сильнее»

Эта пара фильмов не пересекается сюжетно, но рассказывает об одних и тех же событиях. Действие обеих картин начинается со взрыва на Бостонском марафоне, во время которого от рук террористов пострадали сотни человек.

Но по атмосфере они сильно разнятся. «День патриота» посвящён поискам террориста. Действие показано от лица комиссара полиции, который руководит расследованием. А вот «Сильнее» — история одного из пострадавших от теракта. Джейк Джилленхол играет человека, рядом с которым взорвалась бомба. После ампутации ног он должен учиться жить заново и справляться с посттравматическим расстройством.

Эти фильмы хорошо смотреть как дополнение друг к другу. Сначала динамичный криминальный триллер с Марком Уолбергом, а затем трогательную человеческую историю, которая заставляет иначе взглянуть на картины, в которых о жертвах быстро забывают.

«Дюнкерк» — «Тёмные времена»

И ровно то же самое можно сказать о двух фильмах, посвящённых Второй мировой войне. «Дюнкерк» Кристофера Нолана рассказывает о знаменитом отступлении британских войск, когда военных удалось спасти лишь благодаря массовому участию в эвакуации рыбацких лодок.

А картина «Тёмные времена» посвящена Уинстону Черчиллю, который в то время был премьер-министром Великобритании. Немалая часть сюжета отведена как раз дюнкеркской операции и поискам всех возможных вариантов спасения британских солдат от неминуемой гибели.

Оба фильма приняли с восторгом и наградили всевозможными премиями. Тем интереснее узнать всю историю, посмотрев их один за другим.

А вы можете вспомнить другие картины-двойники? Делитесь в комментариях.

Читайте также