Лифчики вместо 12 стульев и зомби в мелодраме: самые необычные экранизации классики

Лайфхакер вспоминает случаи, когда в фильмах трудно узнать знаменитые литературные произведения.

10. Семь чёрных бюстгальтеров

Sju svarta be-hå

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

  • Швеция, 1954 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 90 минут.
  • IMDb: 5,4.
Кадр из фильма «Семь чёрных бюстгальтеров»

По заголовку догадаться трудно, но эта шведская комедия — экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Хотя на самом деле от оригинала здесь осталась только основа сюжета. Фильм рассказывает о мошеннике и альфонсе Йенсе Нильсене. Сидя в тюрьме, он узнаёт от сокамерника, что тот спрятал драгоценный камень в один из семи чёрных бюстгальтеров. Выйдя на свободу, герой тут же отправляется на поиски заветной детали гардероба. Но у него появляются конкуренты.

Далеко не все поклонники книги «12 стульев» знают, что её переносили на экраны около 20 раз в совершенно разных странах, от Кубы до Италии. В бразильском варианте Бендера меняли на танцовщицу варьете, а в иранском драгоценности зашивали в сиденье автомобиля. Но всё же шведская версия с нижним бельём до сих пор остаётся самой необычной.

9. Гордость и предубеждение и зомби

Pride and Prejudice and Zombies

  • США, Великобритания, 2015 год.
  • Ужасы, боевик, мелодрама.
  • Длительность: 108 минут.
  • IMDb: 5,8.

Формально лента основана на одноимённой книге, которую написал Сет Грэм-Смит. Но и в оригинальном романе больше половины текста взяли из знаменитого произведения Джейн Остин «Гордость и предубеждение», добавив к изначальному сюжету историю войны с зомби. Так что и картину можно считать экранизацией классики.

В фильме Элизабет Беннет и её сёстры живут в Англии XIX века и ищут себе женихов. А заодно тренируются убивать зомби, поскольку мир охвачен войной с ожившими мертвецами. Это не мешает Элизабет начать сложные отношения с надменным мистером Дарси.

Странный фильм провалился в прокате, и его прохладно приняли критики. Но всё же фанаты мэшап-литературы, в которой соединяют классику с экспериментальными жанрами, ждут и другие экранизации. Например, книг «Андроид Каренина» или «Разум и чувства и морские монстры».

8. Малиса в Стране чудес

Malice in Wonderland

  • Великобритания, Испания, США, Бахрейн, 2009 год.
  • Фэнтези, детектив, триллер, драма.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 5,9.
Кадр из фильма «Малиса в Стране чудес»

Фантасмагоричный сюжет «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, в котором смешивается детская сказка, игра слов и сложные шутки для взрослых, открывает авторам экранизаций огромный простор для трактовок. Поэтому книгу превращали в фильмы и сериалы больше десятка раз. Однако самой необычной можно считать версию 2009 года.

Малиса ругается с отцом и уезжает в Лондон, где вскоре попадает под колёса такси. С этого момента девушка теряет память, и водитель сбившей её машины превращается в своеобразного Белого Кролика, который погружает героиню в волшебный мир. Вместо гусеницы здесь диджей с плаката, а безумное чаепитие проходит в обычном придорожном кафе.

7. Кориолан

Coriolanus

  • Великобритания, 2010 год.
  • Триллер, драма.
  • Длительность: 123 минуты.
  • IMDb: 6,1.

Классические произведения Уильяма Шекспира регулярно переносят на экраны в самых необычных переосмыслениях. Так и знаменитый актёр Рэйф Файнс выбрал для своего режиссёрского дебюта известную пьесу, превратив её в пугающе актуальный триллер.

«Кориолан» полностью следует сюжету оригинала и даже сохранил исходный текст: фильм посвящён полководцу Гаю Марцию, которого после победы над вольсками предают римские чиновники. Изгнанный герой объединяется с бывшими противниками и наступает на родной город.

В версии Файнса военные не только пользуются современным оружием. Одежда римских солдат очень напоминает форму НАТО, а действие разворачивается в антураже современной Югославии.

6. Она — мужчина

She’s the Man

  • США, 2006 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 6,3.

Действие пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» не только перенесли в современность. К нему ещё и добавили темы подросткового футбола и первой любви. И это превратило классическое произведение в чисто молодёжную комедию.

В центре сюжета старшеклассница Виола, которая отлично играет в футбол и пытается попасть в мужскую команду. Чтобы преодолеть гендерные стереотипы, ей приходится притвориться собственным братом Себастьяном. Но вскоре девушка влюбляется в одного из игроков.

5. Опасные связи

Les liaisons dangereuses

  • Франция, Италия, 1959 год.
  • Драма, мелодрама.
  • Длительность: 106 минут.
  • IMDb: 6,8.
Кадр из фильма «Опасные связи»

Скандальный любовный роман Пьера Шодерло де Лакло экранизировали множество раз. Как ни странно, наиболее необычным оказался самый первый фильм по книге. Если в оригинале события происходят в среде аристократов в XVIII веке, то в киноверсии режиссёр Роже Вадим перенёс действие в современность.

Главные герои картины — семейная пара Жюльетта и Вальмон. Они склонны к экспериментам и часто находят себе сексуальные приключения на стороне, однако ничего не утаивают друг от друга. Но однажды муж искренне влюбляется в юную девушку.

Впоследствии другие режиссёры тоже переносили сюжет «Опасных связей» в другие времена. Самый известный пример — «Жестокие игры» 1999 года. Но в большинстве экранизаций сценаристы всё же слишком старались соответствовать атмосфере оригинала. Поэтому версия Вадима остаётся самой нестандартной и интересной.

4. Без единой улики

Without a Clue

  • Великобритания, 1988 год.
  • Комедия, криминал, детектив.
  • Длительность: 107 минут.
  • IMDb: 7,0.

Шерлок Холмс из произведений Артура Конан Дойла входит в число рекордсменов по количеству появлений на экранах. Существуют десятки известных и не очень картин, в которых сюжеты о великом сыщике изменяли до неузнаваемости. Например, в «Шерлоке» от BBC действие перенесли в XXI век, в «Элементарно» доктора Ватсона и вовсе сыграла женщина.

Но наиболее иронично обошлись с образами главных героев в комедии «Без единой улики». В этом варианте все дела расследует талантливый доктор Ватсон. Но сообщество врачей не одобряет его увлечения. Поэтому детектив нанимает недотёпу актёра, склонного к выпивке, даёт ему псевдоним Шерлок Холмс и заставляет делать вид, что тот сам владеет методом дедукции.

3. Даун Хаус

  • Россия, 2001 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 80 минут.
  • IMDb: 7,2.

Экранизации русской классики, в частности произведений Фёдора Михайловича Достоевского, регулярно выходят в разных странах. И чаще всего авторы адаптаций из уважения к оригиналу стараются не слишком изменять сюжет или хотя бы атмосферу знаменитых книг. Но к комедийной версии «Идиота» от Романа Качанова это не относится.

В этой странной картине князь Мышкин — бывший программист, который возвращается из психиатрической клиники в Швейцарии. По дороге домой он встречает в автобусе Парфёна Рогожина, и тот рассказывает новому знакомому, что хочет жениться на Настасье Филипповне из-за трёх вагонов тушёнки. Князь тут же заочно увлекается этой девушкой.

2. Идиот

Hakuchi

  • Япония, 1951 год.
  • Драма, мелодрама.
  • Длительность: 166 минут.
  • IMDb: 7,2.
Кадр из фильма «Идиот»

Помимо «Даун Хауса» в список стоит добавить ещё одну экранизацию «Идиота». Менее безумную и фантасмагоричную, но всё же экспериментальную. Картину снял японский классик Акира Куросава — большой поклонник творчества Достоевского.

Режиссёр отчасти связал сюжет книги с биографией самого писателя. Главный герой картины Киндзи Камэда сходит с ума после того, как его ложно обвиняют в военных преступлениях и отправляют на расстрел, но в последний момент милуют. В жизни Достоевского был очень похожий эпизод. Камэда отправляется на пароходе на Хоккайдо и знакомится с миллионером Акамой, который рассказывает герою о своей любви к прекрасной девушке.

Все основные сюжетные повороты из книги в фильме сохранили. Но у Куросавы действие разворачивается в Японии 1940-х, а поведение героев полностью соответствует местной культуре.

1. Ричард III

Richard III

  • Великобритания, 1995 год.
  • Драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,4.

Сценарий фильма, основанного на одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, написал актёр Иэн Маккеллен, который ещё и лично сыграл главную роль. Автор адаптации перенёс исторический сюжет в Великобританию 1930-х, добавив в антураж элементы дизельпанка.

Ричард III — явный аналог тиранов XX века. Будучи младшим сыном короля, он идёт на самые жестокие меры, чтобы добиться власти и занять место своего брата.

В костюме Маккеллена нетрудно заметить намёки на нацистскую форму, а сюжет картины явно пересекается с политическими проблемами Великобритании первой половины XX века, когда в стране мог установиться тоталитарный строй. Что, конечно, подчёркивает и смелость авторов, и актуальность тем Шекспира.

А помните ли вы странные экранизации классики, в которых режиссёры сильно изменяли задумку писателя? 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Хромов
18.11.21 05:05
Эталонный образец пародии, но не глупой, а совершенно самобытной.
proteus12207
25.12.21 02:13
Вы еще забыли два Шекспировских произведения... "Ромео и Джульетта" и "Цимбеллин".
S G
21.10.23 18:18
"зомби в мелодраме" - это the last of us)
Kokainum
22.10.23 11:33
Ромео + Джульетта
Читать все комментарии