Техно‑нуар, истерн и психобидди: 10 поджанров кино, которые вас как минимум удивят

Вас ждут фильмы, где двухметровые креветки боксируют на ринге, а сумасшедшие бабушки пытаются сжить со свету окружающих.

1. Прыгающие вампиры

Кадр из фильма «Мистер Вампир»

Полувампир‑полузомби, который питается жизненной энергией людей и носит традиционную одежду времён династии Цин. Так можно охарактеризовать цзянши (дословно — живого мертвеца), одного из самых узнаваемых китайских монстров. Суставы на одеревеневшем теле цзянши не сгибаются, поэтому передвигается чудовище нелепыми скачками.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Фантасты начали упоминать прыгающих вампиров в своих произведениях ещё в XVII веке, но на экраны образ перекочевал лишь в 70‑е годы XX века. Монстры стали настолько популярны, что кинокритики даже выделили отдельный поджанр комедийных хорроров — «прыгающие вампиры».

Сюжет таких фильмов однотипен и чаще всего строится на противодействии монстру: главный герой, владеющий кунг‑фу, пытается убить нечисть. Для этого он должен, к примеру, накормить её рисом или зарубить топором.

Что посмотреть

  • «Мистер Вампир» (Mr. Vampire, 1985). Священник и его неуклюжие помощники пытаются положить конец безобразиям, которые творит сбежавший с перезахоронения труп. Сделать это оказывается не так‑то просто. Фильм считается классикой поджанра «прыгающие вампиры».
  • «Встречи с привидениями» (Gui da gui, 1980). Жена задумывает избавиться от надоевшего мужа и отправляет его в заброшенный храм. Вот только супруг не подозревает, что внутри здания его поджидают вампиры и прочая нечисть. В фильме показаны реальные оккультные ритуалы, для одного из которых создатели убили настоящую курицу.

2. Психобидди

Кадр из фильма «Тише… Тише, милая Шарлотта»

Некогда гламурная женщина стареет, становится психически неуравновешенной и начинает досаждать окружающим — на этом строится сюжет всех психобидди‑фильмов. В основе поджанра — психологический триллер, но также присутствуют элементы хоррора, мелодрамы и чёрной комедии.

Популярность психобидди пришлась на 60–70‑е годы. В это время в прокат вышел фильм «Что случилось с Бэби Джейн?». Его режиссёр, Роберт Олдрич, придумал, как вернуть славу пожилым кинодивам. Он предложил давать им роли ментально нездоровых старушек.

Однако не все восприняли эту идею дружелюбно. Некоторые критиковали психобидди за то, что возрастные женщины изображаются непривлекательными, а сам процесс старения демонизируется. Тем не менее у фильмов, созданных в тот период, есть свои фанаты.

Что посмотреть

  • «Что случилось с Бэби Джейн?» (What Ever Happened to Baby Jane?, 1962). Сёстры Джейн и Бланш соперничают с самого детства. Однако лишь одной из них достались слава и любовь поклонников. Другая же остаётся в тени и топит свою тоску в алкоголе, пока ход её привычной жизни не нарушает подслушанный разговор. В жизни актрисы Бэтт Дэйвис и Джоан Кроуфорд, исполняющие главные роли, тоже недолюбливали друг друга. Поэтому иногда им действительно доставляло удовольствие мучить друг друга на съёмках.
  • «Тише… Тише, милая Шарлотта» (Hush… Hush, Sweet Charlotte, 1962). Старушке‑затворнице по имени Шарлотта начинает казаться, что 37 лет назад именно она обезглавила своего жениха. Чтобы облегчить свои муки, она приглашает домой сестру. Однако с её появлением мысли о преступлении становятся ещё навязчивее. Фильм удостоился номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
  • «Что случилось с тётушкой Элис?» (What Ever Happened to Aunt Alice?, 1969). Вдова остаётся без средств к существованию и находит нестандартный способ решить свои финансовые проблемы. Вот только, чтобы провернуть аферу, ей понадобятся одинокие домработницы. Критики этот фильм «приятным весёлым хоррором, мастерски созданным женоненавистником».
  • «Кто прикончил тётушку Ру?» (Whoever Slew Auntie Roo?, 1972). Каждое Рождество госпожа Ру устраивает праздничный ужин для сирот. Во время последнего она замечает девочку, удивительно похожую на погибшую дочь, и решает во что бы то ни стало забрать её к себе. Пряничные декорации дома тётушки резко контрастируют с её безумием, что делает картину ещё более жуткой.

3. Фильмы о спортсменах – обитателях морского дна

Кадр из фильма «Корка»

В 2001 году предприниматель Гай Хэндс вложился в низкобюджетный фильм о двухметровой креветке, попавшей в мир бокса. Гай , что преследовал далеко не художественные цели. Дело в том, что до 2004 года в Великобритании для кинопроизводителей действовала система налоговых льгот, которая не только позволяла Хэндсу уклоняться от выплат, но и приносила доход.

менее 100 фунтов стерлингов (около 7 000 рублей) в британском прокате, фильм так и мог бы забыться, если бы внезапно не полюбился японским зрителям. После громкой премьеры в Токио вдохновившиеся местные режиссёры начали снимать картины о морских обитателях, занимающихся спортом. Так зародился новый поджанр спортивного кино.

Что посмотреть

  • «Корка» (Crust, 2003). Несостоявшийся тренер Билл встречает бизнесмена, который убеждает его, что бои людей против животных приносят большие деньги. Это наталкивает Билла на мысль подготовить для соревнований огромную креветку. Комичность ситуации подчёркивает намеренная театральность декораций и отсутствие спецэффектов. Например, сама креветка — это переодетый в костюм человек.
  • «Кальмар‑рестлер» (The Calamari Wrestler, 2004). Из‑за неизлечимой болезни профессиональный боец превращается в гигантское существо со щупальцами. Даже в таком состоянии ему сложно жить без спорта, поэтому он пытается приспособиться к новому телу. Кинокритик The New York Times фильм как глупый и причудливый, «но удивительно последовательный» и с «добродушным обаянием».

4. Истерн

Кадр из фильма «Лимонадный Джо, или Конная опера»

Это восточноевропейская версия вестерна. Большинство истернов были сняты в 1960‑е годы. Действие фильмов чаще всего разворачивается на Кавказе, в жаркой горной местности. Сохраняются традиционные для вестернов элементы: погони, перестрелки, съёмки с дальнего расстояния.

Что посмотреть

  • «Лимонадный Джо, или Конная опера» (1964) — лента в пародийной форме рассказывает историю ловкого и неотразимого Лимонадного Джо, который вместо виски пьёт «Колалоку», борется против преступности и защищает закон. Фильм получил две награды на международных фестивалях «Сфинкс» и «Серебряная раковина».
  • «Белое солнце пустыни» (1969). Несколько женщин не по своей воле попадают в гарем к бандиту. Спасти их может только один человек — Фёдор Сухов, опытный солдат Красной армии. Критики не были благосклонны к фильму, но лента понравилась Брежневу, что ускорило её выход в широкий прокат. Она быстро полюбилась и простым гражданам. А затем стала талисманом советских и российских космонавтов, которые обязательно пересматривают этот фильм перед полётами. Диск с ним есть даже на борту МКС.
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) — чекисты, белые офицеры и бандиты пытаются поделить золото, изъятое у буржуазии для закупки продовольствия голодающим Поволжья. В фильме есть цветные и чёрно‑белые кадры — так получилось из‑за нехватки импортной плёнки Kodak. Несмотря на это, ленте удалось завоевать сердца фанатов и стать киноклассикой истерна.

5. Болливудский хоррор

Кадр из фильма «Тумбад»

Слово «Болливуд» у многих наверняка ассоциируется с традиционными танцами, красочными пейзажами Индии и театральной эмоциональностью постоянно влюбляющихся и умирающих героев. Эстетика фильмов ужасов совсем иная — таинственное и загадочное действо чаще всего разворачивается под покровом ночи.

Но если сложить эти картинки вместе, получится болливудский хоррор. Поджанр начал развиваться в 1940‑х с оглядкой на классику американских ужасов. Накал страстей и танцевальные вставки, типичные для фильмов Болливуда, остались, но стали служить фоном для устрашающих мистических сюжетов.

Что посмотреть

  • «Особняк» (Mahal, 1949). Молодой человек въезжает в старую виллу и случайно впутывается в загадочную любовную историю с призраком. Это один из первых индийских хорроров, затрагивающих тему реинкарнации.
  • «Ночь» (Raat, 1992). Классическая история о семье, которая переехала в дом с привидениями. Вот только действие происходит в индийских декорациях. Некоторые кинокритики , что этот фильм изменил национальное кино — после него появилось множество похожих хорроров.
  • «Тумбад» (Tumbbad, 2018). Главный герой приезжает в родную деревушку, чтобы найти золото, спрятанное в старом замке. С детства парень знает: именно здесь обитает злая ведьма, которую нужно кормить каждую ночь. Это первый индийский фильм, показанный на Международном венецианском кинофестивале.
  • «Тайна» (Raaz, 2002). Семейная пара отправляется на курорт, чтобы восстановить отношения. Но внезапно оказывается в самом центре паранормальных событий: то из леса доносится истошный крик девушки, то знакомые начинают необычно себя вести. Саундтреки из фильма стали настоящими хитами. Отдельный альбом с ними купили около 5 миллионов раз — он одним из самым продаваемых в Индии.

6. Брюсплотейшен

Кадр из фильма «Клоны Брюса Ли»

После смерти актёра Брюса Ли некоторые киностудии поняли, что могут продолжать наживаться на его имени. Они нанимали на роли в низкобюджетных боевиках подражателей — Брюса Ле, Брюса Лая, Дракона Ли. Некоторые использовали другую тактику — выпускали пародии на известные фильмы с участием Брюса Ли или снимали спин‑оффы и сиквелы.

Брюсплотейшен называют поджанром «эксплуатационного кино» — снятого с использованием современных трендов, известных образов и шокирующего контента ради получения прибыли. Как правило, такие фильмы попадают под определение «».

Что посмотреть

  • «Новый кулак ярости» (Xin jing wu men, 1976). Сиквел к «Кулаку ярости». После смерти героя Брюса Ли три его соратника уезжают на Тайвань, чтобы открыть там школу боевых искусств в память о погибшем товарище. Однако на острове всем заправляют японцы, уверенные, что их кунг‑фу лучше китайского. Герои не согласны с таким положением дел. Они находят себе единомышленника — уличного воришку, который помогает им в борьбе с захватчиками. Играет эту роль молодой Джеки Чан.
  • «Клоны Брюса Ли» (Shen wei san meng long, 1980). С помощью генной инженерии из клеток умершего мастера Брюса Ли выращивают трёх его клонов. Они осваивают кунг‑фу и отправляются на войну с преступностью. Этот фильм создавался с долей иронии над брюсплотейшеном. Поэтому в нём много элементов, свойственных комедиям. К примеру, неуклюжие и глуповатые герои и неестественные сюжетные повороты.

7. Тямбара

Кадр из фильма «Семь самураев»

Тямбара — поджанр вестерна. Это историко‑приключенческий фильм о самураях, сражающихся на мечах. Главные герои — воины с глубоким внутренним миром. Они скромны, одиноки и всегда поступают по совести.

Пик популярности тямбара пришёлся на 1960–1970‑е годы. Этому способствовал Акира Куросава, чей фильм «Семь самураев» считается эталоном поджанра. Множество азиатских режиссёров после него подхватили тренд и создали огромное количество кинолент о волках‑одиночках, хорошо владеющих боевыми искусствами.

Этот поджанр понравился и западным коллегам. Например, Квентин Тарантино, вдохновившись японскими вестернами, создал фильм «Убить Билла». А сюжет четвёртого эпизода сериала «Мандалорец» почти полностью взят из «Семи самураев».

Что посмотреть

  • «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954) — на крестьянские угодья постоянно совершают набеги мародёры. Чтобы спастись, бедняки решают собрать отряд ронинов, способных противостоять бандитам. Команда получается колоритная: фехтовальщик Кюдзо, бродяга Кикутиё, силач Горобэй и другие. В этом фильме Куросава впервые противопоставляет традиционное холодное оружие, достойное самураев, и огнестрельное, несовместимое с воинской честью. Лишь бандиты здесь используют ружья.
  • «Затойчи» (​​座頭市, 2003) — незрячему бродяге предстоит схватка с мастером боевых искусств. Последний надеется легко победить слепого противника, однако бродяга спокоен. «Можно быть слепым и ни разу не упасть, а можно быть зрячим и споткнуться о первый попавшийся камень», — уверен он. Фильм получил пять премий Японской киноакадемии и четыре награды Венецианского кинофестиваля в 2003 году.
  • «Убить Билла» (Kill Bill, 2003) — наёмная убийца Беатрикс мстит киллеру Биллу за расстроенную свадьбу, пребывание в коме и украденную дочь. Это одна из культовых ролей Умы Турман, за которую ей вручили две почётные премии — Британской киноакадемии и «Золотой глобус». Именно Ума помогала Тарантино развивать идею фильма, и на 30‑летие актрисы режиссёр преподнёс ей законченный сценарий в качестве подарка.

8. Фильмы о машинах‑убийцах

Кадр из фильма «Дуэль»

То, что технологии прочно вошли в человеческую жизнь, дало режиссёрам повод задуматься о последствиях такого вмешательства. Стало появляться множество сюжетов о сумасшедших роботах, уничтожающих людей, и машинах, насмерть переезжающих своих хозяев. Фильмы о последних даже образовали отдельный поджанр хорроров — о машинах‑убийцах.

Реализуется эта задумка по‑разному. В одних фильмах водитель становится одержимым злым духом психопатом, в других и вовсе исчезает, уступая место кровожадному транспорту с собственным разумом.

Что посмотреть

  • «Дуэль» (Duel, 1972). Конфликт на дороге, развернувшийся между водителями легковушки и бензовоза, перерастает в спасение бегством от разъярённого авто‑монстра. Чтобы написать саундтрек к фильму, композитор Билли Гольденберг несколько раз проехался на автоцистерне, которой управлял каскадёр‑гонщик. Так Биллу удалось создать одну из своих лучших аудиоработ. Сам фильм завоевал множество наград и стал культовым, что привлекло внимание продюсеров к молодому режиссёру Стивену Спилбергу.
  • «Автомобиль» (The Car, 1977). В маленьком городке в Нью‑Мехико однажды появляется чёрный автомобиль, наводящий ужас на жителей. Единственным местом, куда машина не может заехать, становится освящённая земля у церкви, что наталкивает героев на шокирующие мысли. Многие актёры в фильме импровизировали и, по словам критиков, вышло у них не очень хорошо.
  • «Максимальное ускорение» (Maximum Overdrive, 1986). Все технические устройства — от миксеров до грузовиков — внезапно перестают подчиняться людям и превращаются в кровожадных убийц. Герои пытаются разобраться, в чём же дело. Интересен фильм и камео Стивена Кинга — режиссёра и автора сценария. Но лента стала одной из самых слабых в этом поджанре и получила «Золотую малину» — антинаграду, которую присуждают худшим киноработам в истории.

9. Романтический sci‑fi

Кадр из фильма «Она»

«Начало», «Донни Дарко», «Звёздные войны»: есть множество научно‑фантастических фильмов, в которых одна из сюжетных линий любовная. Однако в романтическом sci‑fi, поджанре романтического кино, она занимает центральное место. И неважно, какую идею режиссёры берут за основу: путешествия во времени, космические полёты или постапокалипсис. Всё это будет служить лишь фоном для разворачивающейся на экране истории любви.

Что посмотреть

  • «Вечное сияние чистого разума» (​​Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004). Двое влюблённых стёрли воспоминания друг о друге с помощью специального устройства, однако жизнь вновь их столкнула. В 2005 году фильм получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
  • «Она» (Her, 2013). Одинокий писатель, роль которого исполняет Хоакин Феникс, влюбляется в операционную систему. И хотя та отвечает ему взаимностью, их отношения сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. В 2014 году картина получила «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший сценарий. И там и там она была номинирована на лучший фильм.
  • «Космос между нами» (The Space Between Us, 2016). Земная девушка и юноша из экспериментальной колонии на Марсе заводят интернет‑роман и мечтают о реальной встрече. Съёмки проходили в одной из американских школ. Уроки постоянно срывались: подростки хотели воочию увидеть процесс создания кино. К тому же одну из главных ролей исполнял звезда сериала «Половое воспитание» Эйса Баттерфилд.

10. Техно‑нуар

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Техно‑нуар — поджанр научно‑фантастических фильмов, в которых есть элементы криминальной драмы. Сюжет строится на том, что детектив должен раскрыть преступление или разгадать тайну. В отличие от классического нуара — в чёрно‑белых тонах и с роковой женщиной в роли любовницы одного из главных героев — действие происходит в утопической или антиутопической реальности. Важная роль отведена современным технологиям. Например, у персонажа может быть друг‑робот, который помогает ему бороться со злом.

Расцвет этого жанра пришёлся на 1980‑е. Тогда активно развивалась электроника, и люди пытались предположить, куда человечество заведёт стремление к кибернизации и стоит ли опасаться компьютеров.

Что посмотреть

  • «Бегущий по лезвию» (​​Blade Runner, 1982). Детектив Рик Декард получает задание разыскать и уничтожить репликантов — биороботов, похожих на людей. Встретив Рейчел, он начинает её тестировать, потому что подозревает её искусственное происхождение. Однако вскоре у Рика возникает такой же вопрос относительно себя: «Я репликант или человек?» Картина стала стилистическим эталоном техно‑нуара: действия разворачиваются под покровом ночи, в свете холодных неоновых огней, обстановка пропитана циничным пессимизмом.
  • «Призрак в доспехах» (攻殻機動隊, 1995). В 2029 году, благодаря кибертехнологиям, люди научились вживлять себе в мозг различные нейроимплантаты. Это привело к новому виду хакерства — «взлому мозга». Спецотдел полиции пытается разгадать, кто стоит за серией массовых атак на граждан. Известно лишь, что имя мошенника — Кукловод. Это полнометражный аниме‑фильм, который совершил настоящую революцию в компьютерной графике. Например, приём замедленного воспроизведения кадров позже использовали в «Матрице».
  • «Особое мнение» (Minority Report, 2002). В 2050‑х появляется особый отдел по борьбе с преступниками. С помощью специальных технологий его работники могут узнать о ещё не совершённом убийстве и арестовать подозреваемого заранее. Система работает отлично до тех пор, пока однажды сам руководитель отдела не оказывается виновным в будущем преступлении. Фильм создал режиссёр Стивен Спилберг. За пару лет до начала съёмок он привлёк 16 экспертов по прогнозированию будущего, чтобы те рассказали ему, как будет выглядеть 2054 год. В итоге картина полюбилась зрителям и получила премию «Сатурн» за лучший научно‑популярный фильм.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Кальмар-рестлер»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Anton Anton
04.02.23 14:52
Отличная компиляция, четкий слог, люблю подобное фильм-ассорти.
Horugvi
13.10.23 11:02
Спасибо авторке Лере Бабицкой, что она не авторец Дмитрий Камышенко. Давайте ей еще писать про кинофильмы.