Почему не стоит любить себя со всеми недостатками

Нам с детства вдалбливали в голову мысль о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть. Мы послушно к этому прислушались, выросли и полюбили себя со всеми недостатками, от которых теперь очень сложно избавиться. Оказывается, так делать не стоило.

Майкл Пуэтт (Michael Puett)
Профессор истории в Гарвардском университете. Специализируется на изучении восточных языков и цивилизаций. Его интересы сосредоточены на взаимосвязях между антропологией, историей, религией и философией.

О том, насколько важно любить самого себя, без устали рассказывается на страницах бесчисленных книг по самосовершенствованию и на всех без исключения тренингах по личностному росту.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Однако профессор Майкл Пуэтт уверен, что самовлюблённость и снисходительное отношение ко всем своим недостаткам точно не доведут до добра и даже в какой-то степени навредят. Пуэтт, который не так давно издал собственную книгу о том, как китайская философия может помочь нам в повседневной жизни, считает, что древние мыслители отнеслись бы крайне неодобрительно к сегодняшней всеобщей склонности к самолюбованию.

Проводить параллели между серьёзной философией и будничной жизнью довольно интересно. К примеру, что великие мыслители думают о стремлении современных людей подняться как можно выше по карьерной лестнице? Меняются ли люди под влиянием обстоятельств? Как философия может помочь в поисках настоящей любви? Стоит ли принимать себя таким, какой ты есть, или нужно всё-таки стремиться изменить свою природу и сущность? Кстати, а какова вообще природа человека?

Широко распространено мнение, будто первостепенная цель любого человека — это поиск своего жизненного предназначения, своего истинного «я». Это автоматически означает, что интересы отдельного человека преобладают над общественными.

Майкл Пуэтт

Большая часть китайской философской традиции, восходящей к небезызвестному Конфуцию, основывается на совершенно противоположных идеалах. Считается, что человек должен быть личностью не ради самого себя, а ради служения обществу. Личная жизнь при таком раскладе отходит на второй план. Человеческая самость и индивидуальность воспринимаются как нечто инородное, как продукт какого-то пагубного влияния, а не как что-то важное и достойное внимания.

С самого раннего возраста у нас формируются определённые поведенческие шаблоны. Они постепенно крепнут и становятся тем, что мы по ошибке привыкли называть индивидуальностью.

Таким образом, если мы любим себя независимо от поступков и принимаем себя со всеми недостатками и особенностями, мы просто укрепляем подобные шаблоны поведения и перестаём считать их чем-то ненормальным.

Все эти шаблоны — это своего рода образцы поведения. Согласно идеям Конфуция и его последователей, именно благодаря этим ритуалам общество и держится на плаву. Вся наша жизнь состоит из них, и именно поэтому всем людям так необходимо их соблюдать.

Между тем другой китайский философ Чжуан-цзы уверен, что есть положительные и отрицательные шаблоны поведения: при особом желании мы можем прививать себе достойные привычки и избавляться от пагубных.

То есть если мы внезапно обнаруживаем у себя склонность к чему-то нездоровому, то должны научиться вести себя иначе. Однако зачастую бывает так, что мы попросту не замечаем некоторых своих недостатков, и именно эти коварные «невидимки» и добивают нас исподтишка.

Китайские мыслители уверены, что мы должны постоянно что-то менять в своём поведении. И не важно, что это будет: новое приветствие при встрече или мимолётная улыбка в ответ на чью-то шутку. При этом не имеет абсолютно никакого значения, будете ли вы вести себя «лучше», чем раньше. В этом деле важен сам процесс изменения.

Попробуйте незначительно изменить интонацию, попытайтесь посмотреть на хорошо знакомых людей немного под другим углом. Когда вы это сделаете, то очень быстро осознаете, до какой степени все мы закованы в рамки своих предрассудков и привычных моделей поведения.

Майкл Пуэтт

И хотя преобладающей части этих китайских мудростей уже более двух тысяч лет, не стоит думать, что они со временем потеряли свою актуальность. Недавние психологические исследования подтвердили то, что люди — рабы собственных привычек. На этом тезисе даже строится целое направление психологии, которое носит название познавательной и изучает человеческую деятельность, связанную с приобретением нового опыта и знаний.

Мы не должны любить себя за недостатки. Давайте будем искренними с самими собой: нужно стараться избавляться от того, что заведомо тянет нас вниз. Не буксуйте — делайте хоть что-то, чтобы постоянно меняться. И прислушайтесь к китайским философам. Они явно о чём-то догадывались.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Олег Бервинов
24.06.16 06:37
"Нам с детства вдалбливали в голову мысль о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть." Это вовсе не значит, что фраза неверная и несет в себе какие то отрицательные аспекты. Все дело в интерпретации этого выражения, я например это понимаю: не стоит закрывать глаза на свои недостатки и видеть только преимущества и наоборот, нужно принимать себя цельно и лишь потом работать над собой.
Евгений Губанов
24.06.16 07:34
Восточные философы вообще о многом догадались. Философия Конфуция, Сунь Дзы, Лао Дзы, говорят о том, что человек должен жить не то, чтобы для общества, а они рассказывают, как сохранив свою индивидуальность быть достойным гражданином общества, их модели поведения более мудры и более универсальны для всех сфер жизни. Поэтому да, нельзя принимать недостатки в себе, необходимо совершенствовать себя как физически, духовно, так и общественно (смотреть на мир вокруг себя, замечать людей и события). Спасибо автору за статью.
Виталий И. Иванов
26.06.16 14:11
Любовь за что-то это не любовь, а торговая сделка.