Представьте ситуацию: вы покупаете что-то непродовольственное. Продавец упаковывает товар и заученно говорит: «Чек и коробочку сохраняем». В итоге дома у среднестатистического покупателя может скопиться довольно много картона, потому что не всегда понятно, сколько и зачем хранить упаковку.

Разберём каждый случай, когда коробка с чеком пригодятся, и выясним, можно ли обойтись без них.

Если возвращаете товар хорошего качества

По закону Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» вы можете в течение 14 дней вернуть непродовольственный товар, просто потому что он вам перестал нравиться. Так разрешается сделать не с любой вещью, есть исключения Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 , например бельё или электроника. Но, скажем, кроссовки можно вернуть без объяснений.

Нужно только соблюсти условия: изделие должно сохранить товарный вид, не иметь следов пользования, на нём требуется оставить ярлыки. Прямого требования о коробке нет.

Из российских законов следует Решение зареченского городского суда № 2-479/2017 2-479/2017~М-446/2017 М-446/2017 от 20 июня 2017 года по делу № 2-479/2017 , что в целом возвращать товар без упаковки запрещено только в двух случаях:

  • если на ней написано, что покупатель должен сохранить её в целости;
  • если она была частью товара, и её разрушение считается повреждением.

Здесь важно, что считать упаковкой. Если, например, кроссовки вам положили в пакет, то при возврате без него можно обойтись. А вот коробку всё же лучше оставить, так как её наличие обычно укладывается в критерий «сохранить товарный вид». Изделие после возврата опять выставят на продажу, и в некоторых случаях без упаковки реализовать его не получится. По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Ольги Широковой, даже если спор дойдёт до суда, в таком случае скорее поддержат продавца.

По закону для возврата у вас также должен быть товарный или кассовый чек либо другой документ, подтверждающий оплату.

Впрочем, если чека нет, это не лишает вас возможности вернуть товар. Просто покупку придётся подтвердить по-другому, например с помощью свидетельских показаний.

Ольга Широкова, ведущий юрист Европейской Юридической Службы

Если сдаёте товар сломанный или с браком

Продавцы активно культивируют легенду, что для возврата или ремонта товара по гарантии обязательны коробка и чек. Эксперт отмечает, что в соответствующей статье Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 закона «О защите прав потребителей» таких требований нет.

Чек и коробка, конечно, облегчат решение вопроса. Но их отсутствие не является основанием для отказа. Продавец или другое уполномоченное лицо обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества.

Ольга Широкова

Если вещь украли

Ещё одно опасение связано со смартфонами и другой дорогостоящей техникой. Якобы если гаджет украдут, то без коробки полиция не примет заявление и не будет искать пропажу.

Скриншот: Ответы Mail.Ru. Кстати, автор темы написал, что восстановил чек, на котором был указан ID. Полиция нашла и вернула телефон.

По словам Ольги Широковой, требования хранить коробку и чек на такой случай в законе нет. Сотрудники полиции обязаны принять заявление о краже или мошенничестве и провести соответствующую проверку. Указанный на коробке IMEI, конечно, очень помог бы в поиске гаджета. Впрочем, ничего не мешает на всякий случай продублировать его где-нибудь ещё.

Что запомнить

  1. Коробку и чек от качественного товара лучше хранить две недели. Они понадобятся, если вы сомневаетесь, нравится вам вещь или нет, и возможно, вы захотите её вернуть.
  2. Коробка не нужна, чтобы сдать или отремонтировать товар по гарантии. Достаточно хранить чек, чтобы напомнить продавцу о факте покупки.
  3. Коробки от дорогостоящих гаджетов лучше хранить. Но вовсе не для правоохранительных органов, им достаточно знать коды. С коробкой вам будет проще продать устройство, так как вы легко подтвердите, что оно не краденное и не фальшивое.