В новой The Impostor Phenomenon Revisited: Examining the Relationship between Workplace Impostor Thoughts and Interpersonal Effectiveness at Work журнала Academy of Management Journal представлен новый взгляд на синдром самозванца. По мнению автора Басимы Тевфик, доцента кафедры трудовых и организационных исследований в Школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института, у этого явления есть очень неожиданная польза.
Синдром самозванца — явление, при котором человек не верит в собственные способности, признанные другими, и списывает свои достижения на совпадения или банальную удачу.
Басима пишет, что люди, которые испытывают синдром самозванца на рабочем месте, становятся более ориентированными на своих коллег. И поскольку они становятся вовлечёнными в коммуникацию и совместную работу, их эффективность в межличностном общении оценивается как куда более высокая.
Другими словами, люди с синдромом самозванца часто могут пытаться компенсировать свою мнимую некомпетентность, воспринимаемую как недостаток, усердно работая над тем, чтобы стать хорошим командным игроком с сильными социальными навыками.
И это окупается: на разных рабочих местах и в разных отраслях Тевфик обнаружила, что руководители постоянно оценивают сотрудников с синдромом самозванца как лучше работающих с коллегами и общественностью без негативного влияния на их производительность.
В качестве примера Басима привела врачей. Те из них, у кого наблюдался синдром самозванца, были более чуткими со своими пациентами. Они лучше слушали и хорошо извлекали информацию, использовали более открытые жесты и больше кивали, что вызывало доверие у обратившихся за помощью.
При всём этом Басима ясно даёт понять: эти результаты не означают, что синдром самозванца — это хорошо. Ведь многие люди, испытывающие чувство собственной некомпетентности, часто работают одни, без возможности общения с коллективом. И в таких ситуациях этот синдром может стать настоящей проблемой для личностного роста и развития.