Что такое общество переживаний и как оно меняет мир

Демонстрировать свой успех уже не так модно.

Что такое общество переживаний

Это общество, в котором люди покупают вещи не для того, чтобы продемонстрировать свой статус или решить какую‑то проблему, а чтобы получить эмоции. Например, приобретают внедорожник не ради удобства или дорогого бренда, а потому что им нравится водить большой автомобиль.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Если в обществе потребления важнее показать окружающим достаток и успех, то в обществе переживаний куда ценнее жить на полную. В результате люди стремятся получать яркие эмоции и начинают больше ориентироваться на себя и свои взгляды, а не чужие стандарты.

Общество переживаний наступает, когда люди удовлетворили основные потребности и могут задуматься о более сложных и личных желаниях. Поэтому распространяется оно неравномерно и зависит от качества жизни в той или иной стране. Так, в развитом мире общество переживаний появилось в конце XX века, а в России только‑только начало складываться.

Лучше ли оно общества потребления

Общество потребления и переживаний — это закономерные этапы развития человечества, которые не исключают друг друга. Хотя первое сложилось раньше второго, оба продолжают развиваться и, скорее всего, одно не сможет полностью вытеснить другое.

С одной стороны, общество переживаний избавилось от некоторых недостатков предшественника. Например, в поведении людей стало меньше демонстративности. Уже не так важно выглядеть «дорого», а интересная и насыщенная жизнь становится главнее карьеры, богатства или статуса.

С другой стороны, само излишнее потребление, равно как и все присущие ему недостатки вроде вреда природе или социального неравенства, никуда не делись. Например, если раньше крутой автомобиль нужен был для статуса, то сейчас — чтобы «получать эмоции от вождения».

Поэтому не стоит думать, что общество переживаний хуже или лучше общества потребления — оно просто другое.

Как общество переживаний меняет мир

Оно делает жизнь ярче, но рождает и новые проблемы.

Люди покупают не вещи, а эмоции

У членов общества переживаний обычно нет недостатка в материальных благах. По сути, они могут позволить себе всё. Для кофе есть кофемашина, для спорта — модная тренировочная форма, для музыки и танцев — подписка на стриминговый сервис.

Кофемашина вряд ли справится со своей задачей сильно хуже, чем бариста, упражнения с гантелями так же эффективны, как и занятия на тренажёре, а отлично потанцевать можно и дома. Но в квартире нет атмосферы кафе, личного тренера или клубного веселья. Люди хотят впечатлений и именно за ними идут в фитнес‑центр, кофейню, ночной клуб, музей, на фестиваль, концерт, марафонский забег и так далее. Цена или качество не так важны, как полученные переживания.

Компании и корпорации стремятся продавать впечатления

Компании тоже подстраиваются под новый мир. Просто создать качественный продукт уже недостаточно — нужно заинтересовать покупателя, вызвать у него приятные эмоции. Так появляется «экономика впечатлений».

Реклама продаёт не товары, а образы и чувственный опыт. Например, счастливая семья, которая наслаждается любимым плавленым сыром. Или уверенный в себе бизнесмен на шикарной машине. В погоне за покупателями компании пытаются отвечать их ценностям и интересам. Например, высказываются на социальные темы, поддерживают благотворительные инициативы, создают продукты, которые не содержат животных ингредиентов. Всё, чтобы отвечать ожиданиям и желаниям потребителя.

Появляются новые проблемы и новые возможности для самореализации

Если в обществе потребления есть тренды, образы успеха и стереотипы, то в обществе переживаний людям приходится ориентироваться только на самих себя. Поэтому им гораздо сложнее понять, чего они хотят и получили ли желаемое.

Эта проблема открывает новую нишу для инфлюенсеров — лидеров мнений. Писатели, журналисты, критики, обозреватели и блогеры становятся своеобразными «кураторами», которые объясняют нам наши же переживания. Подобные люди делятся советами в интернете, создают курсы по осознанности, пишут книги по психологии.

Как органично вписаться в общество переживаний

А вписываться больше не нужно. В отличие от общества потребления, где статус играл немалую роль, в обществе переживаний люди придают чужому мнению всё меньше значения. Теперь важно найти себя, а не подстраиваться под созданные кем‑то требования. То есть жить, как хочется именно вам.

Например, уйти с нелюбимой работы, чтобы посвятить себя защите дикой природы. Или перестать откладывать на новую машину и начать ходить на концерты и фестивали, чтобы получить эмоции на всю жизнь.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter