Зачем смотреть «Однажды в… Голливуде» — фильм Тарантино, принёсший «Оскар» Брэду Питту

Знаменитый актёр сыграл, возможно, свою лучшую роль.

Девятая лента одного из ярчайших представителей постмодернизма и авторского кинематографа и просто хорошего режиссёра Квентина Тарантино получила 10 номинаций на премию Американской киноакадемии и выиграла в двух из них. Долгожданная статуэтка была вручена Брэду Питту. Также отметили наградой работу художников‑постановщиков, отлично передавших стиль эпохи старого Голливуда.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Любая работа Тарантино, разумеется, сразу привлекает всеобщее внимание. Ведь именно он лучше всех умеет совмещать отсылки к классическим фильмам, юмор, ярких персонажей и гротескную жестокость на грани комедии.

Мэтр оставался верным своему стилю, при этом не стесняясь экспериментировать с жанрами. Но на сей раз возникает ощущение, что Квентин решил просто вспомнить прошлое, немного погрустить о ярких временах, а заодно и развлечь публику.

И именно поэтому «Однажды в… Голливуде» получился, возможно, самой душевной картиной мастера. Хотя событий и действительно ярких моментов в нём намного меньше, чем в предыдущих его лентах.

Это прощание со старым Голливудом

Сюжет рассказывает об актёре Рике Далтоне (Леонардо Ди Каприо) — звезде вестернов, чья карьера постепенно приходит в упадок. Он уже снимается в роли злодеев в сериалах. Всегда рядом с героем его дублёр и друг Клифф Бут (Брэд Питт) — добрый и положительный человек, за спиной которого вроде бы жестокое преступление.

В то время как Рик всеми силами пытается спасти свою увядающую карьеру, Клифф помогает ему в домашних делах и знакомится с забавными девочками‑хиппи из «Семьи» Чарльза Мэнсона. И в этот же момент их соседка — жена Романа Полански и начинающая актриса Шэрон Тейт — наслаждается первыми лучами славы.

Если по описанию может показаться, что сюжет фильма простоват — так оно и есть. «Однажды в… Голливуде» развивается очень неспешно. Всё действие ограничено всего парой дней.

Но ещё важнее, что Тарантино практически отказался от внезапных поворотов в сценарии (за исключением разве что одного момента) и поставил на первый план даже не артистов, а сам Голливуд.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Ещё в одной из первых сцен персонаж Аль Пачино рассказывает Далтону о печальной судьбе выходящей в тираж звезды, и именно это становится лейтмотивом всей истории. Рик тут и там встречает более популярных артистов, знакомится с восьмилетней девочкой, которая об актёрском мастерстве знает чуть ли не больше, чем он сам. И всё лучше понимает, что его время уходит.

Вероятно, точно так же Тарантино видит сегодняшние перемены в кино. Ведь он всегда относился к ретроградам, предпочитая снимать без обилия компьютерных эффектов. Он всё ещё делает ставку на любимых, пусть иногда и стареющих актёров.

И, наверное, не случайно он взял на главную роль именно Ди Каприо: его в последнее время нередко «последней настоящей звездой Голливуда». То есть артистом, чьё имя само стало показателем качества. Тарантино будто намекает, что новых таких не будет: почти всем сейчас приходится сниматься в проходных работах.

Ещё более любопытно, что Брэд Питт именно за роль в этом фильме наконец‑то завоевал актёрский «Оскар». Ранее у него уже была статуэтка за продюсирование «12 лет рабства» и множество номинаций. В 2020 году он победил в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Хотя на самом деле и по значимости персонажа, и по уровню игры Питт вовсе не уступает Ди Каприо. И в образе Клиффа Бута он будто собрал всё лучшее из своих прошлых ролей.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

«Однажды в… Голливуде» — откровенная ностальгия по тем моментам, когда всё было чуть проще и честнее. Не секрет, что режиссёр обожает старое кино, как раз из тех времён, в которых разворачивается действие его картины. Но эта эпоха уходит всё дальше.

Недаром в «Однажды в… Голливуде» к традиционному цитированию классики добавились отсылки к фильмам самого Тарантино.

Осознавая, что уже сам стал живой легендой, он будто специально разрушает магию кино. Недаром сцена драки Бута с Брюсом Ли снята просто долгим кадром — одним из любимых приёмов режиссёра. А потом Питта очень заметно и даже нагло меняют на дублёра. При том, что он сам играет каскадёра.

А ещё лучше это заметно, когда на съёмках очередного фильма один из диалогов Далтона начинают снимать в стандартном стиле Тарантино: камера двигается вокруг персонажей. Но потом всё срывается, и она со скрипом едет назад.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Это то самое кино о кино, которое позволяет заглянуть за кулисы шоу‑бизнеса и увидеть в актёрах живых людей. Гротескная версия самого стиля режиссёра. Его любимый нелинейный сюжет становится совсем уж странным: флешбэки могут длиться дольше, чем основная сцена. Медленный диалог снимают статичной камерой, даже не меняя ракурсов.

И лучше всего этот гротеск заметен по сюжетной линии Шэрон Тейт. Ведь она будто вообще не нужна. Тарантино большую часть времени просто позволяет зрителям любоваться красотой Марго Робби: она гуляет, танцует, смотрит кино, в котором сама же и снялась, и развлекается с друзьями.

Хотя именно в этой части спрятан самый главный сюжетный ход. Но чтобы понять его, лучше подготовиться.

Это вымысел на грани реальности

Не секрет, что Квентин Тарантино очень любит ссылаться на поп‑культуру. Но раньше всё это ограничивалось радиопередачами, популярной музыкой и цитированием классики кинематографа. Единственный раз, когда он связал действие картины с реальными персонажами, — это «Бесславные ублюдки», где фигурировал сам Адольф Гитлер.

Но «Однажды в… Голливуде» развивается будто бы в нашем мире. Рик Далтон живёт по соседству с Романом Полански и Шэрон Тейт, встречается на площадке с актёром Джеймсом Стэйси, проходит прослушивание на роль в «Большом побеге», где в итоге снялся Стив МакКуин.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Конечно, чтобы наслаждаться картиной, совсем не обязательно помнить всех этих героев. Хотя тем, кто знает хотя бы Полански и МакКуина, происходящее покажется намного более захватывающим и остроумным. Ведь режиссёр даже переснял некоторые сцены из известного кино.

А вот те, кто ничего не слышал ни о Шэрон Тейт, ни о секте Чарльза Мэнсона, вполне вероятно, потеряют очень много. Поэтому стоит заранее прочитать об этих персонажах хотя бы пару общих статей.

В современном мире многие боятся спойлеров даже к биографическим фильмам об известных личностях вроде Фредди Меркьюри и Элтона Джона. Возможно, так ленты о них и правда выглядят интереснее, и можно даже удивиться сюжетным поворотам. Но у Тарантино ровно противоположный случай.

Чем больше вы знаете о реальных прототипах героев и историческом контексте, тем лучше.

Несколько важных атмосферных моментов построены именно на том, что зритель уже понимает мрачные намёки. Некий невысокий Чарли приходит в дом Тейт и спрашивает гостя о предыдущих жильцах, Бут встречает девочку и подвозит её на ранчо Спан, где когда‑то снимали вестерны. Лучше бы, чтобы эти имена и названия что‑то значили для зрителя.

Да и просто тот факт, что молодая и солнечная Шэрон наслаждается жизнью и планирует родить ребёнка, очень важен для тревожной атмосферы. Всё это может показаться ненужным и бессмысленным, нагнетание без результата. Но только если не знать, чем закончилась эта история. Но стоит хотя бы поверхностно разобраться — и можно почувствовать то самое напряжение, когда яркие моменты уже намекают на трагедию.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Только не забывайте, что Квентин Тарантино никогда не стремился ни к документальности, ни к реалистичности. Он снимает художественное кино. И «Однажды в… Голливуде» не исключение. Да ещё и с заголовком, копирующим традиционное начало любых сказок и баек.

Это снова настоящий Тарантино

Можно сколько угодно говорить про новые и старые приёмы и объяснять сложные замыслы режиссёра. Но всё же главным достоинством «Однажды в… Голливуде» и основным фактором, который привлекает зрителей в кинотеатры, остаётся следующее: это фильм Квентина Тарантино.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

И поклонники мастера нисколько не разочаруются. Режиссёр всё так же прекрасно работает с актёрами. Ди Каприо, при всех его огромных заслугах у Нолана, Скорсезе и Иньярриту, раскрывается совершенно по‑новому. Брэд Питт играет так, будто ему просто весело находиться на съёмочной площадке. А Марго Робби невероятно обаятельна, да и про свой любимый фут‑фетиш Тарантино не забыл.

Остальные любимчики режиссёра тоже заглядывают. Иногда даже в совсем небольших ролях, радуя зрителя знакомыми лицами и мастерством.

Тарантино снова подкидывает немалую долю гротеска и текстовых шуток. Здесь комедии, наверное, даже больше, чем во всех его предыдущих работах. А ещё он снимает очень стильно, имитируя классические кадры и создавая неповторимый визуальный ряд: всё выглядит так, будто сошло с фотографий конца шестидесятых.


Квентин Тарантино уже давно говорит, что снимет за свою жизнь всего 10 фильмов. Точно неизвестно, чем именно он займётся дальше. Но вот с прошлым — как своим, так и голливудским — он уже попрощался. Ярко, трогательно и очень остроумно. Так, как умеет только он.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Ромарио Агро
10.02.20 15:30
Смотреть было тяжело, но досмотрел. Историю не знал, не фанат Голливуда или Америки. Пит играет отлично, Лёня тоже как всегда на высоте отыгрывает, не понимал зачем тут Робби, думал Тарантино щас всё поставит на место, нужно только подождать, ещё, ну и ещё подождать. Потом отдуплялся ещё про часа после фильма. Потом прочитал на чем основан сюжет, и все равно как то пусто после просмотра. Ну не фанат я пендоской истории. Атмосфера да, игра актёров да, но что так затянуто то... ожидал большего от Квентина. Имхо
Валерий Баховкин
10.02.20 17:44
Значит хороший фильм, который приятно смотреть, мне не понравился. Никого не отговариваю, смотрите на здоровье.
tyulbanan
10.02.20 19:44
Мммдааа. Тарантина уже не торт.
Иван Иванов
10.02.20 21:15
Как по мне скучк
Читать все комментарии