На экраны выходит биографический фильм об одном из самых знаменитых музыкантов современности — Элтоне Джоне. Главную роль в картине сыграл Тэрон Эджертон, который отлично вжился в образ прототипа.

Ещё до появления в прокате «Рокетмена» начали сравнивать с «Богемской рапсодией» — недавним байопиком о становлении Фредди Меркьюри и группы Queen. И аналогии вполне оправданны. Режиссёр Декстер Флетчер заканчивал «Богемскую рапсодию» после увольнения Брайана Сингера, и он же снял фильм об Элтоне Джоне.

«Рокетмен»: Это поистине жизнеутверждающая феерия, наполненная музыкой и яркими сценами

И теперь можно с уверенностью сказать, что за успех и, главное, «душу» истории Меркьюри отвечал именно Флетчер. «Рокетмен» выглядит даже живее и интереснее, в нём нет ошибок «Рапсодии». Это поистине жизнеутверждающая феерия, наполненная музыкой и яркими сценами.

Нестандартная биография

Есть мнение, что слишком многие байопики построены по одним и тем же схемам The Broken Formula of Music Biopics и именно поэтому фильмы трудно воспринимать всерьёз. Отчасти дело в том, что многие музыканты и просто успешные люди проходили через одни и те же этапы жизни и творчества. Отчасти — в желании сценаристов брать самые простые сюжетные ходы.

Так или иначе, мы все привыкли, что в первых кадрах знаменитый музыкант будет готовиться к выходу на сцену, а потом погрузится в воспоминания о начале творческого пути.

Именно так и строилась «Богемская рапсодия». А вот «Рокетмен» с самого начала пародирует это клише: намёк на то, что и дальше действие будет строиться не по стандартам жанра, а вопреки им.

Становление показывают быстрее и легче, стараясь рассказать не столько о первых выступлениях, сколько о написании песен. Близкий друг и соавтор исполнителя Берни Топин (Джейми Белл) становится вторым главным героем фильма.

Мрачный момент жизни не превращается в подготовку к повторному взлёту, а идёт фоном всю картину. Ведь создатели «Рокетмена» пытаются донести до зрителя очень важную истину:

Это не история становления популярного музыканта, а рассказ о принятии себя со всеми странностями и недостатками.

Именно поэтому авторы и не склоняются к банальному пересказу жизни героя с музыкальным сопровождением, а исполнителю главной роли дают больше свободы. При съёмках «Богемской рапсодии» от Рами Малека требовалось только максимально правдоподобно изобразить Фредди Меркьюри (что ему отлично удалось, и «Оскар» — подтверждение этому). Тэрон Эджертон играет смелее и не только копирует движения своего прототипа, но и добавляет к ним свой талант. Здесь намного важнее актёрское мастерство и умение передавать эмоции.

Музыка в центре всей истории

Разумеется, биография известного музыканта должна быть наполнена его песнями. Но и здесь бывают проблемы. Например, слишком стандартные ходы: наигрывание первых мелодий, запись пары песен, а потом нарезки с концертов.

«Рокетмен»: Разумеется, биография известного музыканта должна быть наполнена его песнями

Всё в той же «Богемской рапсодии» ярче всего выглядела работа над заглавной песней и, конечно, финальный концерт, переснятый с большой любовью. Но всё же сам творческий процесс и написание песен будто остались где-то на фоне. А что самое важное — непонятно их значение в жизни Меркьюри.

И поэтому Декстер Флетчер идёт на остроумный и яркий шаг: фильм о музыканте превращают в мюзикл. Это позволяет зрителям услышать гораздо больше песен Элтона Джона не только во время сцен с его выступлениями, но и в рассказах о его жизни. Здесь всё под музыку: общение с родителями, дружба, любовь и трагедии.

«Рокетмен»: Здесь всё под музыку: общение с родителями, дружба, любовь и трагедии

Кроме того, такой подход показывает, насколько личные песни писали Джон и Топин: треки отлично иллюстрируют определённые этапы жизни поэта и музыканта. А когда их композиции начинают исполнять и другие герои, остаётся только удивляться, насколько по-разному может звучать один и тот же текст в устах маленького мальчика, его матери или бабушки.

В «Рокетмене» песни получают не меньше смысловой нагрузки, чем сюжетные повороты.

Именно поэтому в русском прокате все важные тексты переведены субтитрами. И это позволяет сделать ещё одно открытие: Тэрон Эджертон отлично поёт. Конечно, невозможно винить Рами Малека за то, что он не пел вместо Меркьюри, ведь вокальные данные Элтона Джона намного скромнее. И всё же, когда артист сам исполняет песни в фильме, это приятное дополнение.

Фантастические съёмки

В описании фильма неслучайно можно увидеть пометку «фэнтезийный мюзикл». Картина выглядит именно так. Отходя от традиций построения биографий, «Рокетмен» делает ставку на яркость и красоту. Поэтому Элтон Джон может перенестись в собственное детство, а потом в буквальном смысле воспарить над сценой.

«Рокетмен»: «Рокетмен» делает ставку на яркость и красоту

Музыкальные номера напоминают скорее «Мулен Руж», чем «Богемскую рапсодию»: герои общаются при помощи песен. Это убирает излишний реализм, превращающий сюжет в клише. Ведь даже сцена с передозировкой наркотиками и попыткой самоубийства подана через музыку. И это выглядит намного эмоциональнее, чем если бы всё было как в жизни.

Простора авторам даёт и сам образ Элтона Джона: его яркие и иногда безумные костюмы, очки, эксцентричное поведение на сцене и в жизни. Костюмерам и режиссёру было достаточно лишь повторить это на экране, и феерия готова.

«Рокетмен»: Простора авторам даёт и сам образ Элтона Джона

Но они пошли ещё дальше, создав потрясающий визуальный ряд. На прошедшей церемонии «Оскар» много споров вызвала награда «Богемской рапсодии» за лучший монтаж, поскольку в фильме была рваная и мелкая нарезка кадров. «Рокетмен» снова будто открещивается от предшественника. Отдельные сцены сняты очень длинными кадрами, а некоторые музыкальные номера и вовсе создают эффект отсутствия монтажа, проносясь через годы жизни Элтона Джона или превращая его романтическую встречу в почти мультяшный клип.

Поэтому «Рокетмен» действительно выглядит сказочным музыкальным фэнтези, что не отменяет его искренности и эмоциональности.

Проблема с цензурой

К сожалению, выход фильма в российский прокат не обошёлся без скандала. Сам Элтон Джон неоднократно заявлял Elton John: ‘They wanted to tone down the sex and drugs. But I haven’t led a PG-13 life’ , что хотел бы увидеть в картине реальную историю без прикрас. А это и проблемы с личной жизнью, и зависимость от наркотиков.

«Рокетмен»: К сожалению, выход фильма в российский прокат не обошёлся без скандала

В России фильм получил маркировку «18+», но прокатчики всё равно вырезали из него несколько сцен: поцелуй Элтона Джона с темнокожим музыкантом, поцелуи и секс с менеджером Джоном Ридом (Ричард Мэдден), а также одну из сцен употребления наркотиков и финальный титр, где сообщается, что певец всё же нашёл свою любовь.

Прокатчик «Централ Партнершип» ссылается Российский прокатчик вырезал из «Рокетмена» гей-секс и наркотики на российское законодательство, хотя на самом деле оно ограничивает лишь пропаганду гомосексуализма среди детей, а употребление наркотиков здесь показано исключительно в негативном ключе. И тем более странно, что на некоторых сеансах в рекламном блоке показывают трейлер фильма «Вита и Вирджиния», в котором целуются две девушки.

Сцены гомосексуального секса и наркомании в «Рокетмене» не самоцель, а важная часть истории и сюжета. В оригинале сценарий фильма построен по чётким законам драмы: фразы из начала сюжета получают развитие во второй части и завершение в финале. Вырезав эти сцены, прокатчики нарушили целостность и значение некоторых линий.

«Рокетмен»: Сцены гомосексуального секса и наркомании в «Рокетмене» не самоцель, а важная часть истории и сюжета

Становится непонятным, как Элтон Джон осознал свою гомосекусальность и как это меняло его жизнь. Теряется ощущение его искренних и тёплых отношений с Ридом, которые потом перерастают в токсичную привязанность. А отсутствие финального титра не даёт завершения словам матери героя, утверждавшей, что он обречён на одиночество.

Поэтому в данном случае цензура не спасает от каких-то шокирующих сцен (в оригинале они вполне целомудренны), а лишь мешает зрителю полностью понять историю жизни артиста.


Но даже купированный «Рокетмен» остаётся отличным и ярким фильмом. В нём много песен, которые хочется переслушивать после сеанса, отличная актёрская игра и потрясающие съёмки. А главное — трогательная и искренняя мысль, которую Элтон Джон уже много лет пытается донести до публики: нужно принимать себя таким, какой ты есть.