Что нужно помнить об оферте, чтобы избежать проблем

Она может очень упростить жизнь вашему бизнесу.

Что такое оферта

Оферта — это предложение к участию в сделке. Например, продавец пишет стоимость товара на ценнике. Так он декларирует, что готов отдать товар за указанную сумму. Вторая сторона может проигнорировать предложение либо согласиться на него, или акцептовать. В описанной ситуации с магазином человек подойдёт к продавцу и обменяет вещь на деньги.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В оферте должны быть недвусмысленно указаны все существенные условия потенциальной сделки. О каких именно условиях идёт речь, мы поговорим чуть ниже, но они описывают все важные критерии договора. Акцепт в большинстве случаев тоже должен быть недвусмысленным. Допустим, клиент оплачивает что-то или вводит код из СМС. Сложно сказать, что он сделал это случайно — это явно требует осознанных действий. Впрочем, иногда акцептом считается и молчание, но только если на этот счёт уже есть соглашение сторон, принят какой-нибудь закон или в дело вмешиваются обычаи.

Оферта бывает публичной, когда откликнуться на предложение может любой, или личной. Второй случай работает, если, например, парикмахерская присылает вам ко дню рождения письмо с приглашением на стрижку по сниженной цене. Акция доступна только вам, но вы всё ещё не обязаны на неё соглашаться — только если она вас заинтересовала. Но и кто угодно воспользоваться приглашением не сможет, ведь оно именное.

Чем оферта отличается от договора

Договор — это результат акцептирования оферты.

Допустим, образовательная платформа продаёт курсы. Она размещает условия обучения и его стоимость на своём сайте и указывает, что акцептом будет оплата. Это оферта. Ученик находит курс и переводит платформе деньги. Он акцептует оферту. С этого момента между компанией и клиентом заключён договор.

Непосредственно договор на бумаге при этом подписывать необязательно.

Зачем бизнесу нужна оферта

Речь в первую очередь идёт о бизнесе, который реализует товары и услуги через интернет, но не только.

С офертой меньше бумажной волокиты

Если компания производит типовые товары или услуги, оферта позволяет значительно упростить процесс взаимодействия. Например, блогер продаёт курс по обработке фотографий. Он может сделать сайт и разместить на нём оферту с предложением пройти обучение. Клиенты заходят на страницу, оплачивают, учатся. Альтернатива — обговаривать с каждым условия, подписывать бумажный договор, в котором они будут указаны. Звучит как нечто гораздо более сложное.

Разумеется, если товары или услуги не типовые, обговаривать заказы придётся, поэтому оферта здесь уже не подойдёт.

Если предполагается долгосрочное сотрудничество, оферта поможет уменьшить количество бумаг за счёт молчания в качестве акцепта. Так, одна компания делает другой по рекламному ролику в месяц. Они могли бы обмениваться актами приёма-передачи. Одна сторона отправляет два экземпляра документа, вторая их подписывает, возвращает один обратно… А могут прописать, что молчание (читай: отсутствие претензий) в течение пяти дней с момента получения акта считается акцептом. Очень удобно: если всех всё устраивает, не надо заморачиваться. Активно действовать придётся, только если возникнут проблемы.

Это выгоднее с точки зрения финансов

Заключение договоров — это не только заполнение бумаг. Их надо второй стороне доставить, что предполагает некоторые затраты. Только после этого будет совершён платёж. С офертой транспортировать документы никуда не придётся, а деньги отправятся от клиента компании в момент акцепта (если им является оплата, разумеется).

В оферте можно предусмотреть неудобные моменты

Вы наверняка видели шутки об инструкциях к микроволновкам, в которых написано, что в печь нельзя совать кошку. На деле это не очень смешно: такие советы возникают по следам реальных инцидентов. Конечно, всегда можно всплеснуть руками и сказать: ну это кем надо быть, чтобы отправить животное в микроволновку. А вторая сторона ответит: «В инструкции же не было ничего о том, что так делать не надо. Так что это ваша вина».

Оферта помогает включить «защиту от дурака». Если вдумчиво прописать условия, можно снять с себя ответственность за странные и сомнительные действия клиентов. Ведь если человек акцептовал оферту, значит, он согласен с её содержанием. С этого момента здоровье кошки — его ответственность.

Что указать в оферте

Мы добрались до тех самых существенных условий. Их закрытого списка нет, а «существенность» зачастую определяет суд при возникновении разногласий. И всё же кое-какие вещи должны быть прописаны обязательно:

  • Кто оферент — то есть тот, кто предлагает оферту. Указать придётся все реквизиты — совсем как в договоре. Но не обязательно вставлять их в начало текста и сразу пугать читателя.
  • Кто акцептант — получатель оферты. Если есть какие-то важные условия, из-за которых не все могут откликнуться на предложение, это надо указать. Допустим, что доставка осуществляется только в пределах конкретного района. Следовательно, клиентом может стать только житель определённой территории.
  • Предмет оферты — описание товара или услуги. Не обязательно указывать все характеристики. Можно, например, сослаться на каталог, где информация обо всех позициях уже есть.
  • Стоимость товара или услуги, способ оплаты, условия доставки, возврата денег.
  • Акцепт оферты — что должен сделать клиент, чтобы показать, что он принял предложение. Лучше здесь предусмотреть нечто очень очевидное, что легко подтвердить. Оплата с этой точки зрения подходит прекрасно.
  • Условия изменения оферты, если она подразумевает долгосрочное сотрудничество. Как клиент поймёт, что что-то изменилось, и как подтвердит, что согласен продолжать деловые отношения.

В целом оферту можно составлять практически в любой форме, строгих требований тут нет. Чтобы было понятнее, как документ может выглядеть, рассмотрим на примерах:

Как убедиться, что клиент ознакомился с офертой

Если коротко: абсолютно точно этого не понять никак. Кто из нас не нажимал на клавишу «Согласен», не читая длинных пользовательских соглашений и прочих документов. Поэтому здесь важно другое.

Ваша задача — сделать всё, чтобы клиент не смог доказать, что не ознакомился с офертой из-за вас.

То есть документ вы должны предложить так, чтобы проигнорировать его можно было только умышленно. Например, нередко интернет-магазины предлагают пользователю перед оплатой отметить галочкой пункт, что тот ознакомлен с офертой. И здесь же дают ссылку на неё. Это отличный вариант и случай, когда можно не изобретать велосипед. Смело пользуйтесь.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Anastasiconostas / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий