Что такое овершеринг
Овершеринг — это чрезмерное распространение информации о себе. Причём данные бывают настолько личными, что могут шокировать собеседника и вызвать у него чувство неловкости.
Что именно считать приватной информацией — вопрос дискуссионный. В одном из исследований S. E. Brammer, N. M. Punyanunt‑Carter, R. S. Duffee Oversharing on social networking sites: A contemporary communication phenomenon / Computers in Human Behavior Reports учёные просили участников рассказать, что они считают овершерингом. Среди отмеченных тем были проблемы со здоровьем, политические взгляды, личные отношения и религиозные убеждения.
С другой стороны, это звучит как описание ленты среднестатистического пользователя соцсетей. Более того, иногда посты на подобные темы имеют важное социальное значение. Например, есть блогеры, которые фокусируются на рассказах о своих болезнях. Это позволяет читателям больше узнать о состоянии автора, снимает стигму с того или иного расстройства и помогает интегрировать людей с некоторыми заболеваниями в общество.
Иногда люди считают овершерингом ситуации, когда излишняя разговорчивость может быть опасной для автора.
Например, если человек делится своим точным адресом или постоянно отмечает своё местонахождение, это может поставить под вопрос его безопасность. А иногда распространяемая информация может навредить не автору, а случайному читателю. Допустим, человек без задней мысли рассказывает о сексуальных практиках на сайте с детской аудиторией. Едва ли это можно считать уместным.
По вышеперечисленным причинам овершеринг стоит обсуждать, держа в голове массу оговорок. Делиться чем‑то личным не зазорно и не обязательно ведёт к каким‑то серьёзным последствиям. Однако поговорить об этом явлении стоит как о составной части цифровой гигиены. Потому что иногда люди жалеют W. Xie, C. Kang See you, see me: Teenagers’ self‑disclosure and regret of posting on social network site / Computers in Human Behavior, что раскрыли больше данных, чем нужно.
Почему люди рассказывают слишком много информации о себе
Из‑за эффекта растормаживания в Сети
Когда люди общаются лицом к лицу, они видят реакции друг друга и понимают, когда говорят что‑то не то. К сдержанности человека могут побудить статус собеседника, его возраст или даже место работы. А если кто‑то всё же разоткровенничался, его можно пресечь, иногда достаточно агрессивно.
Интернет снимает эти ограничения J. Suler The Online Disinhibition Effect. / CyberPsychology & Behavior. Автор постов и комментариев чувствует себя более анонимным. Он не ощущает того уровня уязвимости и ответственности, которые возникают при личных беседах, а потому гораздо охотнее делится информацией о себе.
Из‑за недооценки рисков
Когда люди делятся личными данными, они оценивают последствия. И зачастую уделяют больше внимания C. Cheung, Z. W. Y. Lee, T. K. H. Chan Self‑disclosure in social networking sites: The role of perceived cost, perceived benefits and social influence / Internet Research преимуществам, а не потенциальным рискам. Например, если человеку прямо сейчас хочется поделиться мнением по спорному вопросу в соцсетях, он скорее думает о сиюминутном одобрении, чем о вероятности не получить желанную работу через пару лет из‑за такого поста.
А выгоды от того, чтобы делиться сокровенным, всегда есть. В первую очередь, это укрепление связей J. Kennedy Oversharing Is the Norm / Digital Intimate Publics and Social Media и поддержка N. N. Bazarova, Y. H. Choi Self‑Disclosure in Social Media: Extending the Functional Approach to Disclosure Motivations and Characteristics on Social Network Sites / Journal of Communication со стороны сообщества.
Для удовольствия
Мысль, что говорить о себе приятно, довольно очевидная. Но она подтверждается D. I. Tamir, J. P. Mitchell Disclosing information about the self is intrinsically rewarding Biological science наукой. Когда мы делимся чем‑то личным, активируются зоны мозга, связанные с вознаграждением. Желание получить свою дозу гормонов радости может быть мощным стимулом, чтобы вываливать новую и новую информацию. В том числе ту, которую не следовало бы распространять.
Чтобы лучше прочувствовать момент
Когда человек делится S. L. Gable, H. T. Reis Chapter 4 — Good News! Capitalizing on Positive Events in an Interpersonal Context / Advances in Experimental Social Psychology с кем‑то хорошими новостями, его самочувствие улучшается, а само событие становится более значимым и запоминающимся. То есть разделить с кем‑то радость буквально означает приумножить её.
Из‑за тревоги и одиночества
Люди, которые испытывают трудности с общением, могут переживать этот факт по‑разному. Иногда они обращаются E. Teppers, K. Luyckx, T. A. Klimstra, L. Goossens Loneliness and Facebook motives in adolescence: A longitudinal inquiry into directionality of effect / Special Issue:Dynamics of Personality in Adolescence к соцсетям, чтобы справиться с тревогой и одиночеством. В этом случае овершеринг помогает почувствовать близость с большой аудиторией. Сама связь с подписчиками может быть поверхностной. Однако автор будет верить, что между ними нечто крепкое, ведь он делится чувствительной информацией.
Из‑за отсутствия самоконтроля
Иногда человеку просто трудно справляться G. C. Blackhart, J. Williamson, L. Nelson Social Anxiety in Relation to Self‑Control Depletion Following Social Interactions / Journal of Social and Clinical Psychology с эмоциями. В определённый момент чувства переполняют настолько, что он не видит другого пути, кроме как поделиться ими. Нередко это происходит в сложные периоды. Например, вспышки овершеринга можно наблюдать при расставании с партнёром или увольнении с работы. Это может быть попыткой разобраться в своих эмоциях или косвенной просьбой о помощи и поддержке.
Как бороться с овершерингом
С чужим — никак, для этого есть кнопка «отписаться» в соцсетях. Со своим — сложнее, потому что не до конца понятно, где грань между нормальным желанием делиться идеями и новостями и чрезмерным распространением информации.
На этот случай существует здравый смысл и законы Российской Федерации. С ясной головой подумайте, какой информацией вы готовы делиться со всем миром. Именно в такой формулировке. Ведь всё, что попало в интернет, может рано или поздно стать явным, от этого нельзя защититься на сто процентов. Определите, с какой целью вы делитесь той или иной информацией, что от этого получаете и какие могут быть последствия, в том числе долгосрочные.
Например, сейчас вам очень хочется выложить нюдс в Twitter. Но действительно ли вы никогда не собираетесь отправить резюме в компанию, где такое не приветствуют? Действительно ли не будете чувствовать себя неловко, если фото найдут одноклассники ваших детей? Эти вопросы — не попытка пристыдить или отговорить. Если вы публикуете фото, пишете посты или комментарии осознанно, вы можете это делать. Главное — помнить, что это ваша зона ответственности и за последствия придётся отвечать тоже вам.