Чем полезна пальчиковая гимнастика и как часто ей нужно заниматься

Простые, но и весёлые упражнения для развития ребёнка.

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений для пальцев рук, призванный развить мелкую моторику.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Занятия помогают скоординировать действие нервной и мышечной систем ребёнка, учат его выполнять мелкие и высокоточные движения кистями и пальцами и ловко манипулировать предметами.

Наталья Захарова
Учитель-логопед первой категории, блогер

Чаще всего пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Например, это может быть инсценировка стихов и потешек, сопровождающаяся движениями пальцев.

Такие занятия учат ребёнка переключаемости — способности быстро переходить от одного движения к другому, что позже может пригодиться при освоении речевых навыков.

Как пальчиковая гимнастика помогает развить речь

Несколько научных исследований связь мелкой моторики и речи. Например, в двух обнаружили, что чем лучше ребёнок управляет пальцами на первом году жизни, тем больше слов он будет знать в 2,5–3 года.

При этом учёные до сих пор не выяснили, как именно связана работа пальцев и речь. Одни , что большая ловкость пальцев помогает малышам эффективнее взаимодействовать с окружением и таким образом быстрее расширять словарный запас.

Также есть , что за мелкую моторику и лексику отвечают одни и те же структуры мозга, такие как область Брока, мозжечок и префронтальная кора.

Елена Шахова
Детский психолог, нейропсихолог

Руки получают огромный объём информации из внешнего мира, выполняют сложные задачи. Участки коры больших полушарий, ответственные за движение рук, шире, чем, например, у тела целиком. При этом «представительства» рта и рук в мозге находится близко друг другу. И каждому пальцу уделяется много места. Все участки мозга взаимосвязаны между собой, и, активизируя одну зону, мы стимулируем и соседние.

Таким образом, упражнения на развитие движений пальцев улучшить освоение речи и увеличить словарный запас ребёнка.

С какого возраста можно проводить пальчиковую гимнастику

Наталья Захарова рассказывает, что элементарные занятия можно проводить даже с новорождённым ребёнком — поглаживать его ручки и пальчики, растирать их, делать массаж ладошек.

Наталья Захарова

Перебирайте пальчики ребёнка, сопровождая свои действия потешками, стишками, прибаутками. Вкладывайте в кулачки малыша различные предметы диаметром 1–2 см с разной текстурой и температурой.

С 3–4 месяцев, когда малыш раскрывает кулачки, можно катать по его ладоням массажные мячики, су‑джок, шишки, грецкие орехи, давать удерживать в руках прорезыватели и погремушки с пупырышками.

В 6–8 месяцев можно добавить потешки с загибанием пальчиков, приговаривая: «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка» и так далее, перечисляя всю семью. Также можно постукивать кулачками друг о друга, шлёпать раскрытой рукой по столу, учить хлопать в ладоши.

Кроме того, Наталья Захарова рекомендует в этом возрасте знакомить ребёнка с разными тактильными ощущениями. Вы можете давать ему потрогать мешочки с сыпучими материалами и разные на ощупь ткани, доставать крышечки из банки, «спасать» маленькие игрушки, завёрнутые в фольгу, приклеивать кусочки изоленты и срывать их, перебирать бусы, рвать бумагу.

Где‑то с года ребёнок уже может повторять некоторые простые элементы пальчиковой гимнастики, а с трёх — играть в сюжетные пальчиковые игры и сопровождать жестами стихи и потешки.

Как выполнять пальчиковую гимнастику

Конкретные упражнения зависят от возраста и развития ребёнка.

Какие упражнения делать

Например, детей возрастом около 1 года можно обучить следующим жестам:

  • Фонарики. Сжатые кулаки — это погасшие фонарики, раскрытая ладонь — зажжённые. Сжимайте и разжимайте руки, сопровождая действие словами.
  • Тучка‑солнышко. Сжатые кулачки — тучки, ладонь с расправленными пальцами — солнышко и лучики. Чередуйте положения рук, сопровождая это словами: «Вот собрались тучи», «А теперь выглянуло солнышко», и так далее.
  • Молоточки. Стучите кулаками друг об друга — «молоточки бьют».
  • Ушки зайца. Приставьте ладошки к голове, изображая заячьи уши.

С полутора лет дети могут освоить более сложные положения:

  • Курочки. Кисти собирают в щепотку, приговаривая «курочки клюют».
  • Лодочка. Ладонь складывается в «лодочку» — ею можно покачивать, показывая, как она плывёт.
  • Бинокль. Ладони складываются так, чтобы это напоминало бинокль или очки, и прикладываются к лицу.
  • Класс. Четыре пальца в кулаке, большой выставлен вверх.
  • Зайка. Указательный и средний пальцы разогнуты, остальные собраны в кулак.
  • Человечки. Указательный и средний пальцы стоят на столе, остальные согнуты. «Человечки» могут ходить и бегать по поверхности и разным предметам.

Вы можете использовать эти жесты для создания собственных игр, а также попробовать уже готовые стихи и песенки.

Какие стихи и песенки попробовать

Примерно с трёх лет дети могут запоминать и повторять пальчиковые игры с определённым сюжетом, однако всё индивидуально — кто‑то сможет выполнить их и в более раннем возрасте. Мы опишем несколько хороших вариантов.

Фонарики

Сжимаете и разжимаете ладони, ритмично приговаривая:

«Мы фонарики зажжём
И потом гулять пойдём.
Пусть фонарики сияют,
Нам дорогу освещают».

Лодочка

Прижимаете две ладони друг к другу, чтобы руки были похожи на лодку, приговаривая:

«Две ладошки прижму
И по морю поплыву».

Выполняете волнообразные движения, будто лодка покачивается на волнах:

«Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя».

Не расцепляя ладоней, поднимаете вверх большие пальцы и продолжаете покачивать руками:

«Паруса подниму,
Синим морем поплыву».

Полностью соединяете ладони и совершаете волнообразные движения, изображая рыбку:

«А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там».

Апельсин

Сжимаете руку в кулак, приговаривая:

«Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!»

Второй рукой разгибаете пальцы по очереди, приговаривая на каждый раз по одной строчке:

«Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра…»

Показываете раскрытую ладонь, говоря:

«Ну, а волку — кожура!»

Затем говорите:

«Он сердит на нас — беда!
В домик прячемся — сюда!»

Складываете ладони над головой, показывая домик.

Зимняя прогулка

«Раз, два, три, четыре, пять» — пальцы загибают по одному, приговаривая.

«Мы во двор пришли гулять» — указательный и средний пальцы ставятся на стол и «шагают» по нему.

«Бабу снежную лепили» — руками имитируют лепку снежка.

«Птичек крошками кормили» — всеми пальцами выполняют движение, будто крошат хлеб.

«С горки мы потом катались» — указательным пальцем правой руки проводят по ладони левой.

«А ещё в снегу валялись» — руки кладут на стол ладонями, затем переворачивают на тыльную сторону и повторяют движение.

«Все в снегу домой пришли» — отряхивают руки ладонями друг об друга.

«Съели суп и спать легли» — выполняют движения воображаемой ложкой и кладут руку под щёку.

Больше идей и сценариев для игр вы найдёте в плейлисте ниже:

Как часто выполнять пальчиковую гимнастику

Елена Шахова рассказывает, что в идеале пальчиковой гимнастикой нужно заниматься ежедневно, а ещё лучше — 2–3 раза в день. В теории это вполне возможно, поскольку большинство упражнений занимают порядка пяти минут. Однако в реальности мало кто посвящает им достаточно времени.

Елена Шахова

Практика показывает, что у большинства родителей физически не получается заниматься так часто по миллиону разных причин. Но чтобы от занятий была польза, стоит выполнять упражнения минимум три раза в неделю.

Психолог добавляет, что частота и длительность занятий, а также выбор конкретных упражнений зависит от того, какие цели преследуют родители.

Если у ребёнка нет отклонений в развитии, а пальчиковая гимнастика используется как способ приятно и весело провести время, достаточно и нескольких раз в неделю.

При этом нужно подбирать упражнения таким образом, чтобы ребёнок с ними справлялся, а родителям было не в тягость заниматься этим. В таком случае обучение пройдёт весело, малыш будет мотивирован повторять понравившуюся игру снова.

Если же у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стоит составить программу с участием специалиста — психолога, логопеда или дефектолога, и заниматься систематически и регулярно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: StoryTime Studio / Shutterstock / Лайфхакер
Над текстом работали: автор Ия Зорина, редактор Наталья Мурахтанова, корректор Наталья Псурцева
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий