Что такое пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений для пальцев рук, призванный развить мелкую моторику.
Занятия помогают скоординировать действие нервной и мышечной систем ребёнка, учат его выполнять мелкие и высокоточные движения кистями и пальцами и ловко манипулировать предметами.
Чаще всего пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Например, это может быть инсценировка стихов и потешек, сопровождающаяся движениями пальцев.
Такие занятия учат ребёнка переключаемости — способности быстро переходить от одного движения к другому, что позже может пригодиться при освоении речевых навыков.
Как пальчиковая гимнастика помогает развить речь
Несколько научных исследований 1. S. L. Gonzalez, V. Alvarez. Do Gross and Fine Motor Skills Differentially Contribute to Language Outcomes? A Systematic Review / Frontiers in Psychology
2. G. Dellatolas, M. De Agostini, Curt. Manual skill, hand skill asymmetry, and cognitive performances in young children / Laterality связь мелкой моторики и речи. Например, в двух 1. Lyytinen, H., Ahonen, T., Eklund, K. Developmental pathways of children with and without familial risk for dyslexia during the first years of life / Dev. Neuropsychol
2. Choi, B., Leech, K. A., Tager‑Flusberg, H. Development of fine motor skills is associated with expressive language outcomes in infants at high and low risk for autism spectrum disorder /Journal of Neurodev. Disorders обнаружили, что чем лучше ребёнок управляет пальцами на первом году жизни, тем больше слов он будет знать в 2,5–3 года.
При этом учёные до сих пор не выяснили, как именно связана работа пальцев и речь. Одни Iverson, J. M. Developing language in a developing body: the relationship between motor development and language development / J. Child Lang, что большая ловкость пальцев помогает малышам эффективнее взаимодействовать с окружением и таким образом быстрее расширять словарный запас.
Также есть Suggate, S. P., and Stoeger, H. Do nimble hands make for nimble lexicons? Fine motor skills predict knowledge of embodied vocabulary items / First Lang, что за мелкую моторику и лексику отвечают одни и те же структуры мозга, такие как область Брока, мозжечок и префронтальная кора.
Руки получают огромный объём информации из внешнего мира, выполняют сложные задачи. Участки коры больших полушарий, ответственные за движение рук, шире, чем, например, у тела целиком. При этом «представительства» рта и рук в мозге находится близко друг другу. И каждому пальцу уделяется много места. Все участки мозга взаимосвязаны между собой, и, активизируя одну зону, мы стимулируем и соседние.
Таким образом, упражнения на развитие движений пальцев R. E. Winter, H. Stoeger, S. P. Suggate. Fine Motor Skills and Lexical Processing in Children and Adults / Frontiers in psychology улучшить освоение речи и увеличить словарный запас ребёнка.
С какого возраста можно проводить пальчиковую гимнастику
Наталья Захарова рассказывает, что элементарные занятия можно проводить даже с новорождённым ребёнком — поглаживать его ручки и пальчики, растирать их, делать массаж ладошек.
Перебирайте пальчики ребёнка, сопровождая свои действия потешками, стишками, прибаутками. Вкладывайте в кулачки малыша различные предметы диаметром 1–2 см с разной текстурой и температурой.
С 3–4 месяцев, когда малыш раскрывает кулачки, можно катать по его ладоням массажные мячики, су‑джок, шишки, грецкие орехи, давать удерживать в руках прорезыватели и погремушки с пупырышками.
В 6–8 месяцев можно добавить потешки с загибанием пальчиков, приговаривая: «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка» и так далее, перечисляя всю семью. Также можно постукивать кулачками друг о друга, шлёпать раскрытой рукой по столу, учить хлопать в ладоши.
Кроме того, Наталья Захарова рекомендует в этом возрасте знакомить ребёнка с разными тактильными ощущениями. Вы можете давать ему потрогать мешочки с сыпучими материалами и разные на ощупь ткани, доставать крышечки из банки, «спасать» маленькие игрушки, завёрнутые в фольгу, приклеивать кусочки изоленты и срывать их, перебирать бусы, рвать бумагу.
Где‑то с года ребёнок уже может повторять некоторые простые элементы пальчиковой гимнастики, а с трёх — играть в сюжетные пальчиковые игры и сопровождать жестами стихи и потешки.
Как выполнять пальчиковую гимнастику
Конкретные упражнения зависят от возраста и развития ребёнка.
Какие упражнения делать
Например, детей возрастом около 1 года можно обучить следующим жестам:
- Фонарики. Сжатые кулаки — это погасшие фонарики, раскрытая ладонь — зажжённые. Сжимайте и разжимайте руки, сопровождая действие словами.
- Тучка‑солнышко. Сжатые кулачки — тучки, ладонь с расправленными пальцами — солнышко и лучики. Чередуйте положения рук, сопровождая это словами: «Вот собрались тучи», «А теперь выглянуло солнышко», и так далее.
- Молоточки. Стучите кулаками друг об друга — «молоточки бьют».
- Ушки зайца. Приставьте ладошки к голове, изображая заячьи уши.
С полутора лет дети могут освоить более сложные положения:
- Курочки. Кисти собирают в щепотку, приговаривая «курочки клюют».
- Лодочка. Ладонь складывается в «лодочку» — ею можно покачивать, показывая, как она плывёт.
- Бинокль. Ладони складываются так, чтобы это напоминало бинокль или очки, и прикладываются к лицу.
- Класс. Четыре пальца в кулаке, большой выставлен вверх.
- Зайка. Указательный и средний пальцы разогнуты, остальные собраны в кулак.
- Человечки. Указательный и средний пальцы стоят на столе, остальные согнуты. «Человечки» могут ходить и бегать по поверхности и разным предметам.
Вы можете использовать эти жесты для создания собственных игр, а также попробовать уже готовые стихи и песенки.
Какие стихи и песенки попробовать
Примерно с трёх лет дети могут запоминать и повторять пальчиковые игры с определённым сюжетом, однако всё индивидуально — кто‑то сможет выполнить их и в более раннем возрасте. Мы опишем несколько хороших вариантов.
Фонарики
Сжимаете и разжимаете ладони, ритмично приговаривая:
«Мы фонарики зажжём
И потом гулять пойдём.
Пусть фонарики сияют,
Нам дорогу освещают».
Лодочка
Прижимаете две ладони друг к другу, чтобы руки были похожи на лодку, приговаривая:
«Две ладошки прижму
И по морю поплыву».
Выполняете волнообразные движения, будто лодка покачивается на волнах:
«Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя».
Не расцепляя ладоней, поднимаете вверх большие пальцы и продолжаете покачивать руками:
«Паруса подниму,
Синим морем поплыву».
Полностью соединяете ладони и совершаете волнообразные движения, изображая рыбку:
«А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там».
Апельсин
Сжимаете руку в кулак, приговаривая:
«Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!»
Второй рукой разгибаете пальцы по очереди, приговаривая на каждый раз по одной строчке:
«Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра…»
Показываете раскрытую ладонь, говоря:
«Ну, а волку — кожура!»
Затем говорите:
«Он сердит на нас — беда!
В домик прячемся — сюда!»
Складываете ладони над головой, показывая домик.
Зимняя прогулка
«Раз, два, три, четыре, пять» — пальцы загибают по одному, приговаривая.
«Мы во двор пришли гулять» — указательный и средний пальцы ставятся на стол и «шагают» по нему.
«Бабу снежную лепили» — руками имитируют лепку снежка.
«Птичек крошками кормили» — всеми пальцами выполняют движение, будто крошат хлеб.
«С горки мы потом катались» — указательным пальцем правой руки проводят по ладони левой.
«А ещё в снегу валялись» — руки кладут на стол ладонями, затем переворачивают на тыльную сторону и повторяют движение.
«Все в снегу домой пришли» — отряхивают руки ладонями друг об друга.
«Съели суп и спать легли» — выполняют движения воображаемой ложкой и кладут руку под щёку.
Больше идей и сценариев для игр вы найдёте в плейлисте ниже:
Как часто выполнять пальчиковую гимнастику
Елена Шахова рассказывает, что в идеале пальчиковой гимнастикой нужно заниматься ежедневно, а ещё лучше — 2–3 раза в день. В теории это вполне возможно, поскольку большинство упражнений занимают порядка пяти минут. Однако в реальности мало кто посвящает им достаточно времени.
Практика показывает, что у большинства родителей физически не получается заниматься так часто по миллиону разных причин. Но чтобы от занятий была польза, стоит выполнять упражнения минимум три раза в неделю.
Психолог добавляет, что частота и длительность занятий, а также выбор конкретных упражнений зависит от того, какие цели преследуют родители.
Если у ребёнка нет отклонений в развитии, а пальчиковая гимнастика используется как способ приятно и весело провести время, достаточно и нескольких раз в неделю.
При этом нужно подбирать упражнения таким образом, чтобы ребёнок с ними справлялся, а родителям было не в тягость заниматься этим. В таком случае обучение пройдёт весело, малыш будет мотивирован повторять понравившуюся игру снова.
Если же у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стоит составить программу с участием специалиста — психолога, логопеда или дефектолога, и заниматься систематически и регулярно.