Шаг 1. Определитесь, какого развития вы хотите
Профессиональное развитие может идти по нескольким направлениям, поэтому важно чётко понимать, какая именно область вас интересует. У любого специалиста есть четыре возможных варианта:
- Карьерное развитие. То есть традиционное движение по карьерной лестнице, повышение по службе в рамках определённой сферы деятельности. Например, сейчас вы интернет‑маркетолог, но хотите стать директором по маркетингу.
- Развитие новых навыков. Можно профессионально расти и добиваться увеличения зарплаты без повышения в должности. Для этого нужно регулярно прокачивать свои скилы, пробовать новое и реализовывать это на практике. Например, IT‑специалист может начать работать с новыми языками программирования, а специалист по подбору персонала — заняться развитием корпоративной культуры.
- Кросс‑функциональное развитие. Изучение смежных областей деятельности позволяет совмещать сразу несколько должностей. Часто это встречается в сфере маркетинга, где интернет‑маркетолог одновременно может быть специалистом по контекстной рекламе, SEO, SMM и контенту.
- Экспертное развитие. Наставники, внутренние тренеры для персонала, преподаватели в бизнес‑школах — это профессионалы, которые показывают свой высокий экспертный уровень и приносят дополнительную пользу бизнесу, обучая сотрудников. И возможности в этой сфере есть у специалистов из любых областей — от бухгалтеров до топ‑менеджеров компаний.
Шаг 2. Сформулируйте конкретные цели
Избегайте расплывчатых формулировок вроде «Хочу, чтобы зарплата стала больше» или «Хочу найти работу в хорошей компании». Вы должны чётко видеть желаемый результат: «Зарплата в 2024 году должна вырасти на 30%» или «Хочу найти работу в крупной IT‑компании — на удалёнке, с ДМС, оплатой спорта и бесплатным обучением».
Чётко сформулированные цели позволяют увидеть, что именно нужно для их достижения. Это и позволяет составить максимально подробный план, который несложно будет реализовать на практике.
Шаг 3. Определите пути достижения целей
В случае с профессиональным развитием большинство целей будет связано с новыми знаниями и навыками. Например, если вы хотите, чтобы зарплата в 2024 году выросла на 30%, необходимо проанализировать, каких скилов вам не хватает, чтобы этого добиться.
Для этого достаточно провести мониторинг актуальных вакансий в вашей области. Оцените, что требуется от сотрудников, которые получают больше вас. Именно это и стоит внести в список компетенций для развития в новом году.
Допустим, вы HR, который занимается только подбором персонала. По результатам мониторинга выяснилось, что специалисты с нужным вам уровнем зарплаты занимаются также адаптацией, мотивацией и оценкой сотрудников. В этом случае список целей будет таким:
- Освоение инструментов адаптации офисных и удалённых сотрудников.
- Изучение методов материальной и нематериальной мотивации.
- Освоение способов оценки и развития персонала.
Шаг 4. Выявите проблемные области
Самый простой инструмент, который поможет в этом, — «Колесо компетенций». Вот как он работает. Выпишите восемь ключевых навыков, которые помогут вам добиться цели, и оцените по шкале от 1 до 10, насколько они развиты на данный момент. Это наглядно покажет вам, знания в каких областях стоит подтянуть в первую очередь.
В этот список должны войти текущие и недостающие профессиональные знания, а также навыки личной эффективности. Например, в случае с тем же HR‑специалистом, который хочет добиться повышения зарплаты, это могут быть:
- Поиск кандидатов.
- Проведение собеседований.
- Адаптация новичков.
- Мотивация сотрудников.
- Оценка сотрудников.
- Тайм‑менеджмент.
- Ведение переговоров.
- Эмоциональный интеллект.
Шаг 5. Составьте план развития необходимых навыков
Эффективное саморазвитие всегда состоит из двух этапов: изучение теории и применение на практике полученных знаний. Если ограничиться чем‑то одним, то есть риск так и не достигнуть заветной цели. Поэтому важно составить чёткий пошаговый план по обоим направлениям.
Теория
Изучить теорию необходимо, чтобы сформировать общее представление о навыке, разобрать разные точки зрения и понять, как в итоге всё это должно работать на практике.
Чтобы процесс был максимально эффективным, не стоит ограничиваться каким‑то одним источником информации — например, черпать знания только из книг или статей единственного эксперта. Пробуйте разные варианты: это поможет получить наиболее полное представление о теме.
На помощь придут книги, подкасты, статьи экспертов рынка, видеообзоры, курсы. Многое есть в свободном доступе в Сети — пользуйтесь этим.
Практика
С практической составляющей всё немного сложнее. В идеале здесь нужен наставник, который поможет разобраться в тонкостях реальной работы с изученными инструментами и подскажет, как они могут показать себя именно в рамках вашей деятельности. Например, это может быть преподаватель на курсах или старший коллега, который уже успел добиться определённых успехов в интересной вам области.
Если таких возможностей нет, то придётся действовать самостоятельно — методом проб и ошибок. И лучше заручиться на этом этапе поддержкой руководства: объяснить, как ваши новые знания помогут в работе, что вы планируете делать и каких результатов это поможет добиться. В таком случае цена ошибки не будет для вас слишком высокой, а значит, можно миновать «боязни чистого листа».
Главное — внедряйте новые инструменты поэтапно и постоянно отслеживайте ситуацию. Тогда ваша новогодняя цель не превратится в пустышку, а станет настоящим мотиватором на пути к успеху.