Как развить креативность с помощью метода ПМИ

Этот инструмент позволит оценить идею со всех сторон и принять взвешенное решение.

Ветас Разносторонний
Основатель творческого инкубатора Creative Happens. Преподаёт креативность в НИУ ВШЭ, ведёт блог «101 метод развития креативности» и Telegram-канал «Креативность 101».

Что такое ПМИ?

Продолжаю колонку с инструментами по развитию креативности. Я уже рассказал про четыре инструмента, которые помогают творчески решать проблемы и находить классные идеи и решения: ассоциации, карты эмпатии, скампер и фрирайтинг.

Пришло время ответить на вопрос: «А какая идея из всех, созданных мной, самая-самая?» Какую надо реализовать, а какая должна ещё полежать в вашем банке идей и дозреть? Плюсы этого инструмента — он простой и состоит из трёх слов. Минус — он не гарантирует мгновенного результата, но это нормально. Интересных особенностей сотни.

ПМИ, или «плюс, минус, интересно», — инструмент для оценки идей и принятия решений, один из огромного инструментария латерального (творческого) мышления, которое развивает и активно продвигает в своих трудах Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.

Как это работает?

В самом названии есть ответ: при оценке идеи вы должны найти в ней плюсы, минусы и интересные особенности. Самое ценное в инструменте — уход от двусторонней модели оценки идеи «нравится, не нравится», в которой вы с трудом придёте к оптимальному выбору, потому что сразу начнёте критиковать и работать в шаблонах.

Для чего мне это?

ПМИ — незаменимый инструмент для жизни. Его можно использовать для оценки идей после мозгового штурма, для принятия взвешенного решения по конкретной жизненной ситуации, для саморазвития и улучшения качества жизни, для повышения эффективности ваших действий.

В целом, оценивать ситуации и идеи с нескольких сторон — нормальная и конструктивная практика. Всем рекомендую.

Как использовать ПМИ?

Вот простой алгоритм, по которому можно прямо сейчас оценить любую идею.

  1. Запишите на листе сверху вашу идею.
  2. Ниже нарисуйте таблицу с тремя колонками: «+», «–», «i».
  3. В «+» перечислите все плюсы и положительные моменты идеи.
  4. В «–» перечислите все минусы, отрицательные моменты и возможные негативные последствия.
  5. В «i» перечислите, что интересного ещё есть в этой идее, какие особенности вы обнаружили. Может, есть сильная эмоциональная составляющая или перспектива на будущее?
  6. Заполнили три столбца? Рядом с каждой оценочной мыслью поставьте балл от 1 до 10, где 10 — максимум (и для плюсов, и для минусов).
  7. Сложите баллы в «плюсах», затем в «минусах». Из первого вычтите второе. Если итог положительный, похоже, что идея достойная.
  8. Не забывайте, что у вас есть ещё потенциал «интересно», в котором часто находятся инновационные идеи для дальнейшей работы. Да, при оценке идей у вас возникают новые идеи — это чертовски круто.

Какие альтернативы есть у этого метода?

Инструментов для оценки идей по нескольким критериям множество. Один из интересных — матрица How-Now-Wow, инструмент из «Геймшторминга», который помогает преодолеть «креадокс» — креативный парадокс, когда вы придумали массу идей с помощью дивергентного мышления, а при оценке, когда дело дошло до конвергенции, в конечном итоге выбрали наиболее знакомые (шаблонные).

Ещё одна альтернатива — расширенный ПМИ. Когда заполнение оценочной таблицы — это первый этап, а рефлексия по ответам — второй. На втором этапе надо задавать вопросы и отвечать на них. Для отрицательных пунктов — «Как я могу это использовать?», для положительных — «Какой первый шаг надо сделать, чтобы это начало работать,», для интересных — «Существует ли сегодня что-то похожее на это?».

С чего начать?

Давайте закрепим на практике работу с ПМИ и выполним упражнение на 7 минут. Рассмотрите картинку и заполните таблицу ПМИ.

Nick Pedersen / myportfolio.com

Как вам такой мир?

Есть ли ресурсы, которые мне помогут?

Вот они:

  • Игорь Манн, маркетёр № 1 в России, предложил идею для оценки идей, а одна студия сделала сайт «Фильтры Манна» — очень быстро и с пользой для бизнеса можно оценить вашу идею.
  • Книга Эдварда де Боно «Искусство думать» про латеральное мышление.
  • Книга Филипа Котлера «Латеральный маркетинг». Берём маркетинг и латеральное мышление — и вуаля.
  • Работы иллюстратора Nick Pedersen, просто позалипайте на них, можно для каждой написать ПМИ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий