«По щучьему велению» — сказка, которую точно полюбят дети и, возможно, их родители

Фильм получился даже слишком простым и добрым. Но этим он и хорош.

26 октября в российский прокат вышел фильм «По щучьему велению» — картина Александра Войтинского, основанная на русских народных сказках. В отличие от известного «Последнего богатыря» или моментально забытой «Баба Яга спасает мир», это не переосмысление классики с современной точки зрения. Авторы просто собрали несколько знакомых с детства историй и перенесли их на экран.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Именно поэтому «По щучьему велению» точно можно порекомендовать к просмотру детям. Сопровождающих их родителей сюжет вряд ли слишком захватит, но можно будет посмеяться над шутками.

В сюжете собрали сразу несколько знакомых сказок

Лентяй Емеля живёт со своим отцом — незрячим кузнецом. Юноша обманом избегает работы, чтобы кататься с горки и ловить рыбу в своё удовольствие. Однажды ему попадается волшебная щука, которая обещает исполнить три желания. Растратив попусту два из них, Емеля решает, что нужно отправиться к царю и посвататься к его дочери Анфисе.

Вот только та хочет по расчёту выйти замуж за английского посла. Поэтому Емеле дают опасные задания, которые он, при поддержке своей сверхъестественной спутницы, неизменно выполняет.

Разумеется, основу сюжета авторы новой экранизации взяли из одноимённой сказки: это история бездельника Емели, который катается на печи и хочет жениться на царевне. Но уже в завязке в действие добавляют отсылки к другим историям. Щука обещает выполнить не все желания героя, а всего три — как джинн в «Аладдине». Потом она превращается в Василису.

А затем, словно Иван в «Коньке‑горбунке» или Федот из сказки Леонида Филатова, Емеля вынужден раз за разом искать волшебные артефакты. Так царь хочет впечатлить заморского гостя, а Анфиса — избавиться от нежеланного жениха.

Не обходится и без традиционных сказочных персонажей: Кощея, Кота‑баюна, Водяного и прочих. Увы, они мелькают лишь в эпизодах, хотя выглядят интересней многих центральных героев.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Подобная вольность и компиляция — скорее достоинство сказки. Точно так же поступал и Александр Роу, снявший первую экранизацию «По щучьему веленью» (в его версии название писали именно через мягкий знак). Каждая история в отдельности уже давно известна, а их сюжеты — максимально просты. Так почему бы не смешать несколько знакомых идей, чтобы хоть как‑то удивить зрителя?

«По щучьему велению» — добрая и даже слишком очевидная история

«Последний богатырь» был далеко не первой попыткой переосмысления классических сказок. Наверняка многие с детства помнят такие фильмы, как «После дождичка в четверг», «На златом крыльце сидели» или «Раз, два — горе не беда», чаще иронизировавшие над традиционными ходами фольклора, чем следовавшие им. Достаточно вспомнить Олега Табакова в роли сытого и улыбчивого Кащея.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

На их фоне может показаться, что обычные сказки уже не смогут зацепить зрителей. Но «По щучьему велению» как раз привлекает своей простотой и очевидностью. По сути, в фильме даже нет злодеев, помимо корыстной Анфисы. Да и самого Емелю сделали приятнее, чем в оригинальной истории, где он бил стражу волшебными дубинами.

Даже все опасные существа, которых встречают герои, оказываются добрыми, но попавшими в сложную ситуацию. Героям нужно не побеждать их, а найти к каждому правильный подход.

Кот, даже волшебный, остаётся простым котом. А парочка обладателей скатерти‑самобранки — и вовсе запустившие себя люди, страдающие от переедания. Фильм напоминает, что если относиться к другим с добром, то они ответят тем же, а потом ещё и придут на помощь.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Неоднозначным персонажем выглядит разве что царь, которого сыграл Роман Мадянов. С одной стороны, это противоположность классическим неприятным правителям из сказок: он не просто сидит на троне, а сам суетится по хозяйству — подобные персонажи были в «Вовке в Тридевятом царстве» и в упомянутом «На златом крыльце сидели».

С другой стороны, царь всё равно выглядит этаким заносчивым хвастуном. Он противопоставляет заграничным механизмам отечественные волшебные вещи, которые выдумывает на ходу. А уж где их достать — забота других.

Возможно, единственный чуть более тонкий подтекст в фильме — любовная история с царевной, которую выдумал себе Емеля, не замечая её реального отношения. Но с самого начала понятно, чем всё закончится: какое последнее желание загадает герой, кого он возьмёт в жёны, а кого накажут за плохое поведение.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Увы, подобная прямолинейность может слегка наскучить уже к середине фильма. Самые интересные персонажи так и не получат развития, а к финалу темп слишком спадёт. Поэтому взрослым зрителям придётся надеяться лишь на юмор.

Шутки чаще всего простые, но забавные

Как типичная сказка, фильм «По щучьему велению» часто развлекает совсем уж детскими комичными сценками. То все придворные пускаются в пляс под гармонь, то персонажи, которых зовут Обжирало и Обпивало, очень быстро едят, то Юрий Колокольников изображает нелепый английский акцент.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Лишь изредка появляются забавные шутки с намёком на актуальность и современный мир. Они построены удачней, чем в «Последнем богатыре», где просто пытались показать, что сказочные герои не понимают, зачем нужны отдельные предметы. А в «По щучьему велению» есть намёк на страх перед другими странами, гэг про «развод» на дороге и даже шутка про «похорошевшую при царе» Москву.

Но по большей части юмор строится на просто удачных фразах. Простак Емеля в исполнении Никиты Кологривого, который кажется абсолютно искренним в этой роли, не понимает ни иронии, ни намёков и забавляет своей прямолинейностью. И тут же рядом есть Василиса, которую сыграла Мила Ершова, известная по сериалам «Трудные подростки» и «Фандорин. Азазель». Она отвечает за сарказм и в первой половине фильма поминутно подкалывает Емелю, а тот каждый раз ведётся на её шутки. Этот построенный на контрасте дуэт — самая живая и обаятельная часть картины.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

А ещё есть прекрасный Кот‑баюн, которого озвучил Сергей Бурунов. Увы, ему дают очень мало экранного времени. Но невозможно не влюбиться в сцену, где он исполняет блатные частушки под гармонь. Да и царь успевает отпустить пару неплохих каламбуров.

Будет преувеличением сказать, что цитаты из «По щучьему велению» уйдут в народ и запомнятся надолго. Но посмеяться при первом просмотре вполне приятно.

Авторы старались снимать на натуре, а не рисовать на компьютере

В 2021 году те же Сергей Сельянов и Наталья Смирнова спродюсировали сказку «Конёк‑Горбунок». Сюжетно фильм получился неплохим, но на картинку иногда было просто больно смотреть — что самого конька, что большинство фоновых пейзажей просто нарисовали на компьютере. И чаще всего очень плохо.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

«По щучьему велению» выглядит намного лучше. В первую очередь авторов спасает ход с превращением щуки в Василису — это не только даёт персонажу больше индивидуальности, но и позволяет не делать одного из главных персонажей плохой мультяшкой.

Из важных героев нарисован лишь Кот‑баюн. Но он лишь мелькает в нескольких сценах и не успевает утомить. Остальные же персонажи и даже большинство декораций реальны. Это возвращает «По щучьему велению» к старым фильмам. Пусть хоромы царя и обитель Кощея выглядят максимально лубочно, а костюмы — гротескно. Зато есть ощущение знакомой сказки, а не бездушной графики. Часть действия и вовсе снята на натуре. А что может быть лучше, чем красивые пейзажи, дополняющие приключенческую историю?

Для полного удовольствия осталось сделать лишь одно:

Запретить нашим режиссёрам снимать экшен и комичные сцены в слоумо.

Вот тогда заживём.

Кадр из фильма «По щучьему велению»

Главный плюс фильма «По щучьему велению» в том, что фильм не пытается быть «нашим ответом» чему‑либо, не выходит за рамки традиционного повествования и не усложняет сюжет. Это настоящая сказка, какие мы смотрели в детстве. Возможно, такой подход разочарует зрителей, которые хотели бы большего остроумия и динамики. Но иногда не хватает как раз таких простых историй без подтекста.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Кадр из фильма «По щучьему велению»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
08.11.23 12:58
попробую угадать, одна из комичных сцен в слоумо — это чьё-то падение?
Ирина Скок
08.11.23 16:10
Отличный фильм для семейного просмотра и не только. Незатейливая сказка приобрела глубокий смысл. В Емеле раскрылись качества настоящего человека: смелость, мужество и способность любить. Через переосмысление своей жизни он сделал правильные выводы. Фильм замечательно поставлен: актеры, образы, красота природы, юмор - все сделано с очень хорошим вкусом. Всем создателям- огромное спасибо! Все на высшем уровне! Очень рекомендую к просмотру!
Ванвер Онвер
09.11.23 16:38
Со старыми сказками совсем не сравнить.
Олег Колесник
11.03.24 18:58
Это вообще не сказка "По щучьему велению". Автор этой критической статьи провальные решения называет находками. Ирония, остроумие и динамика, это основа сказок. Без иронии сказок не бывает. В том и дело, что это не простая история, а нагромождения "умных" сценаристов. Щука не может быть человеком в принципе. Отношения со щукой в сказке, это отношения с человека с потусторонними силами. Если эти силы превращаются в людей, то смысл пропадает. Ирония главная в сказке, это именно способ распоряжения человеком "щучьими велениями". Если главный герой превращается в героя, который сам всего достиг, то зачем щука? Почему бы не сделать историю, как Кащей одумывается и превращается в защитника слабых и обиженных?! Вот Кащей становится хорошим. Сказка пропадает. Авторы вообще не поняли с чем они имеют дело. А актриса, которая щуку играет, сама ни рыба, ни мясо. И дело совсем не в том, что старые сказки лучше, а новые хуже. Обновлять , конечно, нужно, но нужно иметь представление о сказках, а главное – чувство юмора и иронию. Пока наблюдается полное отсутствие этих качеств.