Почему техника мозгового штурма не работает

Кэвин Эштон, автор книги «Как летать на лошади», в своём блоге рассказал, почему техника брейнсторма, которую мы считаем лучшим способом придумывать новые идеи, не работает.

Техника мозгового штурма, или брейнсторма, была придумана рекламщиком Алексом Осборном в 1939 году. Впервые она упоминается в книге How to Think Up в 1942-м. Вот какое определение даёт этой технике Джеймс Манктелоу, CEO MindTools — компании, которая популяризирует технику как «способ креативного решения бизнес-проблем»:

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Брейнсторм часто используется для того, чтобы вдохновлять команду на поиск оригинальных идей. В нашей компании брейнсторм проходит в виде ничем не ограниченного собрания, на котором лидер задаёт проблему, требующую решения. Участники собрания предлагают свои решения, и главное правило, которого придерживаются все, — не критиковать чужие слова.

Осборн считал идею мозгового штурма успешной. В качестве примера он приводил собрание Казначейства США, в рамках которого группа за 40 минут придумала 103 идеи, как продавать облигации. Большие корпорации вскоре внедрили технику среди своих подчинённых. К концу двадцатого столетия брейнсторм стал использоваться повсеместно, и сейчас уже ни у кого не возникает вопроса, что это такое.

Доказательства того, что брейнсторм работает, лежат на поверхности:

  1. Группа людей может придумать больше идей, чем один человек.
  2. Отсутствие критики благоприятнее сказывается на идее, чем её мгновенная оценка.

Однако далеко не все считают брейнсторм панацеей при создании новых идей:

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Стив Возняк

Техника брейнсторма основывается на том, что идея — это то, что важно. Однако идеи как семена: их огромное количество, но лишь некоторые из них прорастают во что-то стоящее. Идея также редко бывает оригинальной. Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей.

Это происходит потому, что идеи рождаются не из скачков, а из небольших шагов. Учёные Уильям Огбурн и Дороти Томас изучали этот феномен и обнаружили, что 148 больших идей пришли к нескольким людям одновременно. И чем дольше продолжалось это исследование, тем больше становился этот список.

Поэтому брейнсторм не работает. Придумать идею не значит быть креативным. Креативность предполагает не вдохновение, а создание чего-либо. У всех нас есть идеи, но лишь некоторые делают шаги для воплощения их в реальность.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
aleksandr_fromm
14.05.15 21:25
То есть, если несколько креативных людей, компетентных в ТРИЗ, решат провести МШ, у них ничего не получится, поскольку Brainstorm перестал внезапно работать? Не согласен с автором в определении креативности: 1. Креативность - это свойство, вдохновение - состояние. Их нельзя противопоставлять или сравнивать. 2. Создание чего-либо подразумевает множество процессов, среди которых почти всегда будет: организация и выполнение задач. Последнее далеко не всегда требует креативности. 3. "У всех нас есть идеи, но лишь некоторые делают шаги для воплощения их в реальность." Шаги для воплощения определятся волей, а не креативностью. А у идей бывают различные степени их проработки: от задумки до формализации каждого алгоритма и операции. Ценность статьи комментировать не буду, но после прочтения захотелось сообщить разделяющим точку зрения автора: "Если не умеете пользоваться методикой, это не значит, что это она не работает"
avdirinna
19.05.15 12:25
100% не работает. В том смысле, как вообще должен работать! Это еще в школе есть смысл использовать такой метод, т.к. за хорошие идеи ученик получит хорошую оценку. А в бизнесе или коллективе ты просто тупо отдашь классную идею, на которой мог и сам заработать. Ну нет у людей стимула, даже ради коллективной выгоды. А вот в одиночку - пожалуйста, сразу станешь героем. Все просто: никому не хочется пахать за всех, делясь ценной идеей, многие боятся сказать не то и выставить себя на посмешище, а остальные теряют всякую способность к креативу из-за давления спикера (которое в подтексте читается как "ну, люди, чё вы все такие тупые?". Куда больше результатов, когда на летучке должны предоставить идеи по конкретному вопросу главные по своим проектным группам. Проверено лично на практике, и много раз.
Даниил Левицкий
09.09.15 15:07
Вы описали ситуацию, когда в использовании данного метода не заинтересовано подавляющее большинство (а заинтересованы в личной выгоде), это не значит, что он не работает, это значит, что ваша тестовая группа его не выполнила (и не выполняла).
Сергей Кобызь
09.09.15 15:33
Крайне сумбурная статья, путающая понятия "придумать идею", "довести идею до реализации", "придумать нечто новое и уникальное" и т.д. Из-за этого и получается настолько бредовый вывод...
Читать все комментарии