Почему мы переедаем: 5 распространённых причин

Лайфхакер объясняет, в чём заключается физиологический механизм переедания и почему мы едим больше, чем нужно.

Болезнь сытого мира, бич XXI века, недуг офисных работников — всё это об ожирении. Мы привыкли думать, что это проблема Запада. Но если верить ООН, Россия занимает 19 место в мире по количеству полных граждан. По данным РАМН, 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет в нашей стране имеют лишний вес, а 30% населения страдает ожирением.

🍳 В телеграм-канале «Время есть» новые рецепты каждый день.

При этом мировые тенденции неутешительны: по прогнозам экспертов количество лиц с избыточным весом на планете к 2025 году достигнет миллиарда. Одна из причин избыточного веса — переедание. Попробуем разобраться, что это такое и почему мы так много едим.

Что такое переедание

Сейчас нормой считается трёхразовое питание (около 2 500 ккал в день для мужчин и 2 000 ккал для женщин). Но означает ли это, что человек переедает, если ест 4–5 раз в день?

Пищевое поведение человека определяется двумя взаимно дополняющими друг друга гормонами: грелином и лептином. Грелин — пептидный гормон, который возбуждает аппетит, увеличивает количество принимаемой пищи и массу жира.

Когда желудок пуст, грелин начинает вырабатываться и поступать в кровь. Эти сигналы идут в гипоталамус, отвечающий за поведение человека в вопросах еды, где активизируются клетки в дугообразном ядре. В результате возбуждается аппетит, появляется чувство голода.

По мере заполнения желудка вырабатывается гормон жировой ткани лептин. Это пептидный гормон, регулирующий энергетический обмен, который подавляет аппетит. Лептин взаимодействует с нервными окончаниями стенок желудка и рецепторами гипоталамуса, подавая тем самым в мозг сигнал сытости.

Наглядно этот процесс показан в данном видео.

С физиологической точки зрения переедание — это пропуск сигнала сытости. Но почему мы игнорируем его? В чём причины переедания?

Причины переедания

Дофамин

Процесс поглощения пищи связан с выработкой дофамина. Это нейромедиатор, вырабатываемый в мозгу, а также гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями.

Считается, что дофамин служит химическим фактором системы поощрения мозга. При этом профессор Стэнфордского университета, эксперт в области изучения взаимосвязи между психическим и физическим состояниями человека Келли Макгонигал (Kelly McGonigal) убеждена: дофамин отвечает не за удовольствие как таковое, а лишь за его предвкушение.

Многочисленные доказательства этому приведены в её книге «Сила воли. Как развить и укрепить».

Природа позаботилась, чтобы мы не оголодали. Эволюции плевать на счастье, но она обещает его, чтобы мы боролись за жизнь. Поэтому ожидание счастья, а не непосредственное его переживание мозг использует, чтобы мы продолжали охотиться, собирать, работать и свататься.

Келли Макгонигал

Вид и аромат вкусной еды провоцирует всплеск дофамина. Это нормально. Проблема в том, что мы живём в мире, где еда легко доступна. Каждый такой всплеск — шаг к перееданию, а не простое удовлетворение инстинкта. Соблазнительная еда повсюду: на самых видных полках в магазинах, на уличных лотках, рекламных билбордах. Дофамин заставляет нас думать: «Хочу этот эклер!», даже когда мы не голодны.

Но самое плохое, что дофаминергические нейроны со временем привыкают к знакомым наградам, даже тем, которые очень нравятся.

Учёные из Техасского университета в Остине установили, что степень удовольствия, получаемого от еды, коррелирует с уровнем дофамина. Когда человек больше не испытывает того же удовлетворения от любимого блюда, что раньше, ему кажется, что просто нужно съесть побольше.

Сахар и другие усилители вкуса

С дофаминовой ловушкой тесно связана ещё одна причина чрезмерного поглощения пищи — её вкус.

Дэвид Кесслер (David Kessler), доктор медицинских наук и экс-глава Федерального агентства по контролю за качеством продуктов питания и лекарств в США, долгие годы исследовал, почему чем больше сладкого, солёного или жирного ешь, тем больше хочется. Результаты своих научных изысканий он изложил в книге «Конец обжорству».

И хотя теория Кесслера о глобальном заговоре весьма спорна, но то, что мировая пищевая промышленность активно использует формулу «жир + соль + сахар = не просто вкусная, а супервкусная еда», — неоспоримый факт.

Человек переедает не только из-за того, что вкусно и невозможно оторваться, но и потому что сахар и другие пищевые добавки блокируют сигнал сытости. Так, учёные Йельского университета выяснили, что фруктоза подавляет активность частей головного мозга, отвечающих за аппетит.

Мы пропускаем сигнал о насыщении, и нам кажется, что мы всё ещё голодные.

Роберт Шервин (Robert Sherwin)
эндокринолог

Похожего мнения придерживается Роберт Лустиг (Robert Lustig), который заметил, что фруктоза увеличивает резистентность организма лептину. Она препятствует его попаданию в мозг и вызывает чувство голода.

Порции и калории

Сигнал о насыщении поступает в мозг не сразу. Человек, полагаясь на своё зрение и благоразумие, ест до тех пор, пока не опустошит тарелку.

Руководитель лаборатории изучения еды и брендов в Корнелльском университете профессор Брайан Уонсинк (Brian Wansink) много лет исследует пищевое поведение людей. С этой целью он провёл множество занятных экспериментов.

В одном из них испытуемых усаживали за стол и предлагали отведать томатный суп. Подвох заключался в том, что ко дну тарелок были подведены трубки, которые незаметно добавляли в них суп. В результате испытуемые съедали в среднем на 73% больше супа, чем в обычных условиях. Уонсинк объяснил это тем, что для многих людей слова «наелся» и «пустая тарелка» — синонимы.

Ещё один эксперимент, доказывающий, что большие порции приводят к перееданию, был проведён в Мичиганском университете. Исследователи разместили в комнате отдыха две вазочки с печеньем (по 80 г каждое), но на одной написали «средние», а на другой — «большие». Выяснилось, что если человек выбирал печенье из первой вазочки, то съедал в среднем на 12 г больше, чем те, кто ели из тарелки с «большими» печеньями. При этом первые свято верили, что съели меньше.

Объём порций связан также с калорийностью пищи. К примеру, овощи ассоциируются со здоровой едой, поэтому многие склонны думать, что стандартной порции недостаточно, чтобы утолить голод. Вы замечали, что девушки, сидящие на диете, часто заказывают двойную порцию салата? Низкокалорийность блюда создаёт иллюзию безопасности и приводит к перееданию.

Телевизор

В документальном фильм BBC «Как нужно кормить детей» (из цикла «Вся правда о еде») был проведён показательный эксперимент, доказывающий, что за просмотром телепрограмм человек съедает больше, чем обедая в тишине.

13-летняя Рози и её мама имеют избыточный вес, притом что девочка постоянно занимается спортом, а женщина весь день на работе. Ужин в их семье проходит в гостиной за просмотром телевизора.

Эксперимент проходил в два этапа. Сначала для Рози испекли пиццу и угостили её во время любимого телешоу. Девочка съела 13 кусков. В следующий раз Рози усадили за стол, в меню снова была пицца. Девочка съела 10 кусков, причем её обед длился всего 11 минут.

Происходящее на экране телевизора отвлекает нас, поэтому мы пропускаем тот самый сигнал сытости. Мы можем продолжать есть часами, пока увлечены передачей.

Не меньшим отвлекающим фактором является общение. По профессора психологии Джона де Кастро (John de Castro), за разговором человек перестаёт контролировать количество съеденного. Когда вы едите с кем-нибудь вдвоём, то съедаете на 35% больше, чем в одиночестве.

Семья и окружение

Среди антропогенных факторов переедания — воспитание и культурно-бытовые традиции.

«Пока всё не съешь, гулять не пойдёшь», — говорит мать ребёнку. Разумеется, она даже не задумывается, что тем самым приучает его к перееданию. Родители формируют пищевое поведение детей. Человек, воспитанный в духе «кто кашу не съест, тот не вырастет», склонен съедать всю порцию, даже когда организм сообщил о насыщении.

Кроме того, по исследователей из Пенсильванского университета, в семьях, где родители имеют лишний вес, эта проблема чаще проявляется и у детей. И дело не в генетике. Взрослые формируют пищевую среду, в которой растёт ребёнок (готовят еду, накладывают порции), а также подают пример пищевого поведения. Если дети каждый день видят неконтролируемое чрезмерное потребление, то считают это нормой.

Наконец нельзя не отметить культурно-бытовые традиции общества. Так, Брайан Уонсинк отмечает, что американцы привыкли набивать желудок до отказа, а вот в Японии считается, что лучше выйти из-за стола, когда желудок заполнен лишь на 80%.

Также, если человек когда-либо в жизни голодал, например во время войны, он будет вспоминать об этом всякий раз, когда садится за стол. Страх, что перебои с пищей могут повториться, не позволяет оставлять еду на тарелке.

Читайте также:

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: olly18/Depositphotos.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Гульсина Хакимова
06.03.14 23:04
на мой взгляд, это все равно много. даже очень.
Liubov Legent
07.03.14 16:39
Мне кажется может быть два основных типа проблемы: физиологические нарушения и удовлетворение таким "кривым" способом какой-то другой важной потребности. И сдается мне, чаще встречается второе. Т.е. лично я бы начала с вопросов к себе "зачем я ем?", "что я от этого получаю?" и т.п. Сложность в том, что отвечать надо предельно честно..
Oleg Bondarenko
07.03.14 16:53
Человек может чувствовать себя несчастным без чувства наполняющей сытости. Качество жизни субъективно падает. А при современном убеждении, что цель жизни - счастье, ограничение себя в обильной калорийной пище напрямую замыкается на ощущение, что упускаешь драгоценные элементы, радости, жизнь идет зря. Возможно, более позитивная цель может преодолеть "низменное" нездоровое удовлетворение.
Жансаева Гульжан
08.11.20 10:38
Это вы, Любовь, осознанный человек. У вас объективное отношение к себе, своему телу и к его потребностям. Мы запустили марафон естественного снижения веса, и перед запуском я подходила к тучным женщинам с опросом, и они все отвечали, что они НОРМАЛЬНЫЕ и в снижении веса не нуждаются. При этом питаются жирно-сладко-солено-калорийной едой, искренне считают, что чипсы, донеры, пицца и кола - это пища. Понятия не имеют о модели тарелки и о сбалансированном питании. И на вопросы: "зачем я ем?", они отвечают: "потому что вкусно".
Читать все комментарии