Почему не стоит начинать бизнес с приятелем по учёбе

Подумываете начать совместный бизнес со своим другом/приятелем/знакомым с эконома, менеджмента или бизнес-курсов? Забудьте об этом, забудьте прямо сейчас.

Существует такая вещь под названием «синдром друзей‑бизнесменов». Однако на каждый успешный проект приходятся сотни провальных стартов, возникающих и умирающих тихо, без салютов и лишнего шума. Конечно, вы склонны думать, что конкретно у вашего дуэта а‑ля «Бэтмен и Робин» обязательно всё получится, но с вероятностью 99,998% этого не произойдёт.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Такие цифры приводит в исследованиях Майкл Фертик — предприниматель, успевший поработать главным исполнительным директором в IT и юридических компаниях. При этом стоит понимать, что данная статистика справедлива для США, где бизнес живёт и строится в более дружелюбной среде.

Проблема №1

Первая проблема, возникающая при решении начать такой бизнес, заключается в мировоззрении. Зачастую люди, проходящие обучение в одном профильном заведении (факультет университета или института, бизнес‑школа, курсы), примерно одинаково смотрят на окружающие вещи и вообще относятся ко всему похожим образом. Часто как раз мировоззрение приводит их в одно и то же учебное заведение.

Казалось бы, общие взгляды — именно то, что нужно для ведения общего дела. Но, к сожалению, в такой компании единомышленников не будет критика. Того самого критика, который задаст трудные неудобные вопросы, посмотрит на бизнес‑идею под другим углом, протестирует её на живучесть в условиях, приближенных к суровой реальности.

Без такого критика идея единомышленников, смотрящих на своё будущее в одном векторе, окажется однобокой и непродуманной. Эдакий вымышленный розовый мир с пони, в котором всё прекрасно, но только для самих создателей. С большой вероятностью бизнес, а точнее те продукты и услуги, которые он будет предлагать, столкнётся с людьми, мыслящими совершенно иначе. А ещё есть такое объективное понятие как рынок, и там выживают только действительно востребованные штуки, резонность создания которых была проанализирована со всех углов и позиций.

Проблема №2

Однопрофильные специалисты сильны в своей области, но в данном случае отсутствие необходимых знаний и опыта, например, в практической реализации задумки, приведут к провалу. Любому проекту требуются технологи — те, кто будут всё строить. А ещё нужен тот, кто всё знает о рынке, на который претендует бизнес. Тот, кто сможет подать продукт в лучшем свете и будет общаться с прессой и людьми.

Проблема №3

У вас с другом могут быть одинаковые интересы, но вы ничего не знаете о его ценностях. В процессе обучения может казаться, что окружающие люди имеют те же взгляды и принципы. Было весело, когда вы учились вместе, но пока не будут заданы друг другу прямые, жёсткие и конкретные вопросы, вы сильно рискуете. Разногласия, которые не проявили себя раньше, обязательно всплывут в самый важный для компании момент.

Сооснователь решил связаться с нечистыми на руку людьми? Готов скрывать доходы, пытаясь обмануть налоговую? У каждого из нас есть ясно определённые принципы, которым мы следуем. Уверены ли вы, что настолько хорошо знаете друга?

Проблема №4

Бизнес всегда сопряжён с нервами и сам по себе является идеальным источником возникновения конфликтов. Думаете, что у вас с другом идентичный взгляд на ведение бизнеса, и он пойдёт с вами до конца? Вовсе нет. У каждого человека есть грань, за которую он не решится переступить. И у всех своя допустимая доля риска. В один из трудных моментов ваш друг придёт домой, увидит семью, встретит взгляд дочурки, вспомнит о том, как нестабилен сейчас бизнес, и просто забьёт на ваше общее дело, пойдя по пути «нормальной» работы. Мозгом мы осознаём, насколько высоки требования к нам в качестве руководителей, но необходимость ежедневного принятия трудных решений может сломить волю, а начинающий бизнес порядочно лихорадит.

Проблема №5

Последний в списке, но не по значимости момент — на самом деле вы можете знать человека намного хуже, чем предполагаете. Попробуйте провести краткий опрос среди знакомых на эту тему. Большинство людей считает, что хорошо знает своё окружение. Однако если спросить кого‑нибудь, знают ли окружающие его самого, то ответ будет однозначно «нет». И это правда. Мы всегда играем какие‑то роли, а учебный процесс — настолько искусственная среда, что люди там совсем не те, кем являются на самом деле. Вряд ли вы сразу женитесь на человеке, с которым познакомились в отпуске и провели всё время под пальмами. Ведь вы даже не представляете, каким он будет в бытовой жизни. Кажущийся вполне успешным студент — это не успешный предприниматель. Это просто студент, справляющийся с учёбой.

Нельзя говорить о том, что одногруппник — это стопроцентно плохой вариант для совместного бизнеса. Вот только для дела вам понадобится человек, способный выдержать все тяготы и решать задачи, встающие перед молодым предпринимателем. Не имеет значения, был ли он вашим приятелем во время учёбы или нет — не этот фактор должен быть определяющим.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Антон Федоров
02.01.14 14:35
В свое время, у меня тоже ничего не получилось с однокурсником, и действительно, некоторые из причин указанных в статье, совпадают. С настоящими друзьями, действительно, сложно иметь бизнес.
Игорь Головин
14.01.19 03:12
| изменено
Хорошие рекомендации. Только на самом деле все тяготы бизнеса не каждый готов вынести, в частности бессонные ночи, поиск контрактов разрешение вопросов с кассовыми разрывами и т.п. Поэтому, Партнёров по бизнесу нужно выбирать с умом и ценить их.