Как не выгореть, когда вы ищете работу

Не стоит листать список вакансий круглосуточно и забывать о выходных.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Найти работу порой сложнее, чем потом аккуратно выполнять профессиональные обязанности. Практически каждый шаг соискателя связан с неопределённостью, а значит — и со стрессом. Рассказываем, как пройти этот период, чтобы не выгореть в середине пути.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Почему поиски работы могут привести к выгоранию

Период откликов на вакансии можно сравнить с сессией, когда чуть ли не каждый день вас ждёт важный экзамен. Причём заранее не известно, какие задачи придётся решать на испытании и что хотят от вас экзаменаторы.

Каждый день поисков полон неопределённости. Вы не знаете, какие вакансии сегодня увидите, сколько раз отправите резюме с сопроводительным письмом, ответят вам или проигнорируют ваше сообщение. Порой соискатели просматривают сайты или телеграм‑каналы с вакансиями через каждые полчаса.

Им хочется не пропустить интересное предложение и ответить на него сразу же, чтобы их письмо не утонуло в потоке из десятков, а то и сотен таких же откликов.

Если рекрутер не отвечает на резюме и сопроводительное письмо, градус неопределённости растёт. Особенно если в отклике было тестовое задание, на которое вы потратили кучу времени.

Если же вам прямо отказывают, особенно после собеседования, настроение может резко упасть. Когда отрицательных ответов несколько, часто летит вниз самооценка и усиливается синдром самозванца. Порой кажется, что все подходящие места уже заняты и придётся соглашаться на любое, даже совсем непривлекательное предложение. Да и денег, если нет работы, не прибавляется.

Все эти факторы могут вызвать сильный стресс. А если поиски работы затягиваются на два‑три месяца, что бывает нередко, недалеко и до выгорания. Поэтому стоит подойти к ним как к сложному и полному неожиданностей, но интересному проекту. И помнить, что в итоге вы получите замечательный приз — долгожданный офер.

Как организовать поиски работы, чтобы снизить стресс

Любой сложный проект стоит начать с планирования. Поиск работы не исключение. Вот какие шаги помогут вам пройти все этапы и не выгореть.

1. Точно сформулируйте, какую работу вы ищете

Этот пункт поможет вам обращать внимание только на объявления с подходящими вакансиями и не тратить силы и время на остальные.

  • Запишите, какие критерии будущей работы считаете самыми важными. Сюда может попасть зарплата, режим работы — например, офис или гибридный вариант, количество и направления командировок. Обязательно опишите сферу ваших будущих обязанностей и желаемые перспективы развития.
  • Добавьте параметры, которые менее важны, но тоже могут повлиять на ваш выбор. Ими могут стать, например, полис ДМС или бесплатные обеды в местном кафе, оплата профессиональных курсов или предоставление необходимой для удалённой работы техники.
  • Определите, в каком коллективе вы хотели бы работать. Например, вам важно попасть в молодую и неформальную команду, где можно найти не только коллег, но и друзей. А может, вы хотели бы трудиться удалённо, а в офисе бывать нечасто. И кто будет вашими коллегами — вопрос не принципиальный.

Все эти параметры помогут вам выделить самые интересные вакансии и откликаться именно на них. А также составить список вопросов, которые вы зададите на собеседовании.

2. Обновите резюме

Отразите в нём весь ваш релевантный опыт. Напишите подробнее, какие свежие проекты выполняли и какие результаты получили. Укажите, какие навыки считаете самыми важными и как вам удалось их проявить.

Убедитесь, что резюме отражает ваши текущие компетенции. Можете посмотреть, что пишут о себе ваши конкуренты, которые претендуют на похожие вакансии. Порой после визитов на страницы других соискателей появляются идеи, которые помогают улучшить резюме.

3. Определите стратегию поисков и составьте примерный план

Подумайте, насколько срочно вам нужно найти новую работу. Если вы хотите приступить к делам как можно быстрее, вам придётся вести активный поиск. То есть нужно будет ежедневно просматривать вакансии, писать отклики, делать тестовые задания, принимать приглашения на собеседования.

Если вы лишь присматриваете перспективное место, куда можете уйти с нынешней работы, вас может устроить пассивный вариант поиска. То есть нужно будет регулярно обновлять резюме, чтобы оно было в верхней части списков соискателей на рекрутинговых сайтах. Можно просматривать ленту вакансий и откликаться на две‑три самых интересных в течение недели. А ещё — составить список компаний, в которых вы хотели бы поработать, и отправить им резюме с сопроводительным письмом. Но сделать это не за один день, а, например, в течение месяца, когда будет свободное от текущей работы время.

Затем спланируйте свой день так, будто вы уже на работе. И ваша текущая задача — найти подходящую вакансию и получить офер.

Подумайте, сколько времени вам ежедневно понадобится на просмотр предложений, написание сопроводительных писем и отправку резюме, выполнение тестовых заданий, созвоны и собеседования. Разделите день на соответствующие временные блоки и начинайте действовать. Если пока тестовых и созвонов нет, уделите больше времени поиску вакансий и контактам с возможными работодателями.

А ещё, как и в любой рабочий день, выделите себе время на обеденный перерыв и паузы для расслабления и перезагрузки. Закрывайте ноутбук или сворачивайте рабочие окна на компьютере, когда по вашему плану наступит время отдохнуть. И не забывайте о выходных — они придуманы не для работы.

4. Заранее планируйте варианты отдыха

В период неопределённости вам важно восстанавливать ресурсы и получать положительные эмоции.

Некоторые считают, что, пока не приступили к работе, не стоит думать и об отдыхе. И проводят целые дни и вечера перед экраном рабочего гаджета. Это ошибка. Повторим: воспринимайте текущий этап как полноценную работу со специфическими задачами и обязанностями. Вы выполняете важные дела, а значит, заслуживаете полноценный отдых.

Подумайте заранее, как провести свободное время, чтобы лучше восстановиться. Вспомните о хобби, встречайтесь с друзьями, следите за интересными вам событиями культурной жизни.

Обязательно добавьте регулярную физическую нагрузку. В периоды стресса она особенно необходима.

Отличный вариант — ежедневные прогулки, пробежки, велосипедные поездки или забеги на роликах. Можно плавать в бассейне, заниматься единоборствами или танцевать. Помогут поддержать тонус занятия в тренажёрном зале. Но всё же постарайтесь как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

5. Отмечайте успехи и поддерживайте себя

Заведите график, где вы будете отмечать, что уже сделано, и планировать новые контакты. Можно записывать всю информацию в ежедневнике или завести специальную таблицу‑файл.

Делайте пометки об уже отработанных вакансиях. Можете кратко указывать, что предприняли вы, как отреагировал рекрутер, чем закончился контакт и к каким выводам вы пришли.

Отдельно записывайте информацию о запланированных откликах и назначенных собеседованиях. Такой график поможет вам не пропустить срок сдачи тестового или созвона с работодателем.

Эти записи покажут, какой объём работы вы уже выполнили и что впереди. Бывает полезно взглянуть на список сделанного, когда покажется, что вы топчетесь на месте.

Обязательно обращайте внимание на любые успехи. Например, в первую неделю вы рассылали резюме, но не получили ни одного положительного ответа. Во вторую — выполнили три тестовых задания. В третью вам предложили уже в два раза больше тестовых, и вы даже отказались от одного из них. Ну а в четвёртую вам назначили собеседование. И пусть вы пока не получили офера, но прогресс очевиден.

Замечайте любой успех и хвалите себя. Обращайтесь за поддержкой к друзьям и близким. И помните: даже если вам кажется, что работа мечты пока далеко, у вас есть все шансы получить желанный офер. Главное — не опускать руки, не забывать отдыхать и радовать себя. И продолжать поиски.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Мурахтанова
14.05.24 20:01
Да уж, без системы тут не обойтись... Очень напряжный процесс