Нужно ли распечатывать электронный билет?

Не обязательно. При электронной регистрации можно показать проводнику посадочный купон на бумаге или в электронном виде — это равноценные носители. Требовать от вас распечатку никто не вправе.

А паспорт показывать точно надо?

Документы необходимы. При посадке в поезд вы должны Приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473 (ред. от 09.04.2019) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» показать проводнику документ, на основании которого оформили билет. Это могут быть:

  • паспорт гражданина РФ;
  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • военный билет военнослужащего срочной службы;
  • иностранный документ, удостоверяющий личность.

Если билет льготный, придётся также продемонстрировать бумаги, которые подтверждают право на скидку.

Что делать, если в билете ошибки?

Не паниковать. В случае ошибки при указании персональных данных вас всё-таки пустят в поезд, если напутано не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере удостоверения личности. Иначе билет придётся переоформлять.

Зайти можно в любой вагон?

По правилам при посадке нужно искать свой вагон. Но на промежуточной станции можно зайти в любой, а потом добраться до своего.

Одни ограничения! Хоть багажа можно брать сколько угодно

Распространённое заблуждение. Количество багажа, которое можно перевозить в поезде, ограниченно. Каждый пассажир может взять с собой ручную кладь весом не более 36 кг, для СВ — 50 кг.  Размер чемодана по сумме трёх измерений не должен превышать 180 сантиметров. Кроме того, вы можете за отдельную плату провезти дополнительно багаж весом до 50 кг.

А с животными что?

Мелких животных и птиц можно перевозить, если покупаете билет в специально выделенное для этого купе. За это придётся заплатить дополнительно до 25% от стоимости билета взрослого пассажира. Крупных собак перевозят в намордниках, с поводком и только в отдельном купе с оплатой полной стоимости всех мест.

Собака-поводырь допускается в любой вагон без дополнительной платы. Она должна быть в наморднике и с поводком, а также находиться у ног пассажира, которого она сопровождает. Будьте готовы предъявить документ, подтверждающий, что животное прошло специальное обучение.

Питомцев также можно сдать в багаж, но за их здоровье в пути РЖД ответственности не несёт.

Место для багажа под полками занято. Как быть?

Право занять пространство под нижней полкой получает пассажир, который купил билет на эту полку. Человек с верхней полки может только попросить оставить и ему немного места — и смириться с отказом, если его сосед против.

Пассажир с нижней полки не даёт мне сидеть на ней. Что делать?

Правила перевозки пассажиров запрещают проезд на чужих местах. Это значит, что пассажир с нижней полки вовсе не обязан уступать вам место рядом с собой и по первому зову освобождать пространство у столика. Если не можете договориться, идите к проводнику. Тот тоже не имеет права сгонять с полки вашего несговорчивого соседа. Но проводник найдёт место, где вы сможете поесть.

Кстати, если в поезде есть свободные места, вы можете доплатить и получить полку в вагоне более высокой категории. Если же произошла ошибка и на ваше место продали два билета, вам обязаны найти альтернативу — без доплаты в вагоне выше классом или с возвратом разницы и с вашего согласия, если вагон хуже.

Проводник ругается, что я взял матрас. Я же имею право?

Пассажир может пользоваться матрасом, подушкой или одеялом, только если ему выдали постельное бельё. Так что, если вы хотели сэкономить, не выйдет. Но при этом за дополнительную плату вы можете заменить бельё в поездке.

Кстати, приносит комплект к вашей полке проводник. В его должностной инструкции Об утверждении Инструкции проводника пассажирского вагона АО «ФПК» прописано, что он обязан застилать постели инвалидам, больным, пассажирам преклонного возраста и с детьми, так что, если вы относитесь к одной из этих категорий, не стесняйтесь просить.

Убирать постельное бельё также должен проводник и только после выхода пассажира. В исключительных случаях он может сделать это за 30 минут до прибытия на станцию. Сами носиться с бельём вы не обязаны, но никто не запрещает вам помочь проводнику.

Курить запретили. Спиртное пить хоть можно?

Действительно, курить в поездах дальнего следования нельзя Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ . Прямо совсем нельзя: ни в тамбурах, ни в туалетах. С электронными сигаретами сложнее. СМИ заявляют, что это запрещено В поездах дальнего следования запретили курить электронные сигареты внутренним нормативным актом Федеральной пассажирской компании. В любом случае в поезде вас попросят этого не делать.

Что касается алкоголя, прямого запрета на его распитие в поездах нет. Но если сотрудники полиции вас поймают с бутылкой, то привлекут к административной ответственности за распитие спиртного КоАП РФ, статья 20.20 в общественном месте. Если вы решили выпить перед посадкой, проводник может вызвать начальника поезда, который решит, пускать вас или нет. А дебошира усмирит полиция.

Имейте в виду, что проводник обязан обращаться к начальнику поезда каждый раз, когда надо вызвать полицию или скорую, так что иногда есть смысл идти напрямую к нему.

И что всю ночь делать? Музыку слушать?

В поездах дальнего следования ночью шуметь нельзя. Период с 23 до 6 часов рассчитан на сон. Если кто-то нарушает ваш покой, просите проводника повлиять на ситуацию. Если кто-то громко разговаривает или смеётся днём, придётся договариваться самостоятельно.

А мне и днём радио мешает. Ещё и холодно очень

Теоретически вы можете попросить проводника убавить радио или кондиционер. Но у него есть чёткие инструкции, какая температура должна быть в вагоне. Летом для вагонов с кондиционером это около 24 градусов. Так что, возможно, вам просто посоветуют одеться теплее.

Ну и какая польза от проводника?

У него много обязанностей. Например, пассажиры поезда обязательно должны быть обеспечены охлаждённой кипячёной водой бесплатно. Если её неоткуда набрать, значит, питьевую воду предоставляют в бутылках. В титане всегда должна быть горячая вода. Обо всём этом осведомлён проводник, так что, если хотите пить, спрашивайте у него.

В его купе находится аптечка, а сам проводник должен оказывать первичную медицинскую помощь: он прошёл соответствующее обучение. При необходимости врачи будут ждать на следующей станции. У проводника также можно получить швейный набор и стакан — даже если не покупаете чай.

Ещё вы можете попросить за полчаса предупредить, что поезд подходит к вашей станции. Это входит в обязанности проводника. А если не придумали, чем заняться в дороге, просите у него настольные игры: шахматы, шашки или домино.

Убираться тоже он должен?

Да. И есть конкретные требования закона, которые определяют О введении в действие Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 , что проводник обязан:

  • делать влажную уборку не реже двух раз в сутки;
  • убирать туалеты не реже четырёх раз в сутки;
  • пылесосить ковровые дорожки не реже двух раз в сутки.

В туалетах обязательно должны быть бумага и мыло.