1. Определите, о чём человек может говорить бесконечно
Первая встреча с новым человеком не должна напоминать саморекламу, презентацию своего бренда или продукта — это может оттолкнуть людей. Важно показать интерес к личности собеседника. В процессе знакомства постарайтесь узнать побольше о его навыках, знаниях и связях.
Для этого нужно много спрашивать и внимательно слушать. Желательно задавать открытые вопросы, располагающие к беседе. Например, «Почему вы выбрали эту профессию?» вместо «Вы же работаете маркетологом?». Для собственного комфорта составьте список универсальных вопросов и тем для разговора. Основная задача — найти точки соприкосновения, например общих знакомых, схожие интересы и жизненный опыт или общие бизнес‑цели. Главное, чтобы человеку было увлекательно об этом говорить: следите за эмоциями и меняйте тему, если он начинает скучать.
Такой подход поможет собеседнику почувствовать свою значимость и положительно повлияет на его отношение к вам. Ещё один действенный способ понравиться и запомниться человеку — обращаться к нему по имени. Кстати, это будет полезно и вам — поможет не забыть, как зовут собеседника.
Вообще же, старайтесь не придавать знакомству с новым человеком слишком большого значения — зацикленность на выборе слов и движениях может стать лишней причиной для волнения и ухудшить первое впечатление. Относитесь к этой беседе как к любой другой: старайтесь разговаривать и вести себя максимально естественно.
2. Убедитесь, что попали в контакты нового знакомого
Правила нетворкинга изменились — бумажная визитка для обмена контактами уже не актуальна. Она может затеряться среди бумаг, вовремя не оказаться под рукой, а главное, есть шанс, что собеседник её элементарно потеряет. Чтобы не оборвать связь в самом начале общения, важно при знакомстве оказаться в телефоне человека. Продиктуйте ему свой номер или электронную почту, поделитесь аккаунтом в соцсетях и мессенджерах.
И обязательно получите контакты взамен. Полезно будет после встречи сделать заметку рядом с именем — записать особенно важные детали, например профессию или запоминающуюся историю, чтобы потом не забыть, кто такой этот «Иван Иванов».
Но и в этом случае могут возникнуть проблемы. Вы не дождётесь звонка, если новый знакомый записал ваш номер с ошибкой. Чтобы контакт был наверняка налажен, заведите онлайн‑визитку. В неё можно сохранить сразу много информации: ваше имя, контактный номер, прямые ссылки на аккаунты в соцсетях, мессенджеры или другие важные страницы.
Быстро и просто создать такую можно с помощью нового сервиса Nethouse.id. Нужно лишь выбрать понравившийся дизайн, придумать имя аккаунта и сохранить готовую мультиссылку в электронном кошельке. У Nethouse.id есть три типа визиток: служебная, личная и ссылка на персональный одностраничный сайт. Разные форматы позволят разграничивать предоставляемую информацию в зависимости от статуса собеседника. Чтобы передать свой контакт, просто попросите нового знакомого считать QR‑код с помощью камеры. Всего два клика, и у человека будет ваш полностью заполненный профиль.
3. Не давайте забыть о себе
Знакомства — вещь хрупкая. Если не поддерживать связь — она может быстро разрушиться. Поэтому не стоит довольствоваться только появлением нового человека в списке контактов. Если вы свяжетесь с ним через месяц или позже, он может и не вспомнить, откуда вас знает. Или вообще удалит ваш номер и уберёт из подписок во время чистки контактов.
В идеале нужно написать новому знакомому в течение первых суток или хотя бы недели после знакомства, но лучше не прямое сообщение‑напоминание (вроде «Привет! Это я, ещё не забыл?»). Найдите предлог, например сошлитесь на то, о чём была речь в вашем разговоре, и уточните у человека какую‑нибудь деталь. Или ответьте на пост, размещённый им в соцсетях.
А если новый знакомый напишет сам, не тяните с ответом. Так покажете, что для вас эта связь важна, а первый разговор не был простой любезностью.
4. Составьте списки интересных людей
Их должно быть два. В первом укажите тех, кого уже знаете, но хотите укрепить эти отношения (например, коллеги или однокурсники, интересные люди, с которыми вы встретились на выставке, концерте или в баре). Во втором — тех, с кем только хотите познакомиться (допустим, успешные представители вашей профессии).
Теперь нужно прописать план действий. Подумайте, как вы можете наладить связь с каждым человеком. Например, для старых контактов — предложите вместе пообедать, напишите личное сообщение, желательно не простое «Привет! Как дела?», а что‑нибудь персонализированное, располагающее к беседе. Для незнакомцев — определите место, где вы можете встретиться, подпишитесь в соцсетях, придумайте, как произвести хорошее первое впечатление.
Заглядывайте в план действий ежемесячно, чтобы следить за своими успехами. Но не относитесь к нему слишком серьёзно и не расстраивайтесь, если что‑то пошло не так и наладить какой‑то контакт не удалось. Нетворкинг — живой процесс, и в укреплении связей участвуют две стороны. Прыгнуть выше головы и заставить другого человека пойти вам навстречу невозможно. Это нужно просто принять и продолжить общаться с другими, не менее крутыми персонами.
5. Обновляйте информацию в соцсетях
Если вы ведёте соцсети, нетворкинг работает круглосуточно: новые знакомые могут сами вас находить. Но важно учитывать два момента. Первый: информация должна быть актуальной. Если ваш профессиональный статус или место проживания поменялись, укажите это в профиле. Иначе полезные люди не смогут вас найти, а те, кто уже не актуален, напротив, будут стучаться в друзья. Например, вы в последний раз редактировали описание пару лет назад, когда учились в университете и жили в Уфе, а сейчас устроились в IT‑компанию и переехали в Санкт‑Петербург.
Кстати, в профиль стоит вставить и полезные ссылки: на другие соцсети, ваш магазин или портфолио с работами. Это шаг к открытию новых горизонтов для профессионального роста.
Второй момент: убедитесь, что вы не отключили возможность добавить вас в друзья в настройках. Или вообще не сделали профиль приватным. Иначе ни полезные люди, ни потенциальные клиенты или работодатели написать вам не смогут.
И не забывайте об активности в соцсетях. Реагируйте на публикации интересных вам персон или отвечайте на их комментарии к чужим постам. Так вы сможете завести разговор, постепенно наладить связь, а позднее — ближе познакомиться с человеком. Лучше, чтобы ваше сообщение было не простым комплиментом или смеющимся эмодзи, а фразой, подталкивающей к продолжению беседы. Конечно, если характер записи позволяет и ваш ответ не будет казаться вымученным.
В профилях некоторых соцсетей — например, в Instagram* — невозможно разместить много текста и активные ссылки сразу на несколько аккаунтов и страниц. Здесь тоже выручит мультивизитка от Nethouse.id. В ней можно собрать всю важную информацию о себе, а затем поделиться короткой ссылкой в описании профиля.
Кстати, в визитке легко разместить и ссылки на персональный сайт, портфолио, блог или прайс на услуги — всё, что вы считаете важным для своего имиджа. Так вы быстрее познакомите людей с вашими навыками и творческими способностями, продемонстрируете бизнес и найдёте новых клиентов. Главное — не забыть разместить в визитке кнопку быстрой связи через мессенджеры: иначе людям придётся долго искать, куда вам написать. И лучше дать сразу несколько вариантов, чтобы человек мог выбрать удобный для себя.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.