Как формируются наши предпочтения и действительно ли существует хороший вкус

На нас влияют не только общественные стереотипы, но и эволюция.

Что делает вещи привлекательными

Некоторые исследователи, например профессор Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран, , что есть универсальные параметры прекрасного. Они появились в результате эволюции, чтобы помочь людям эффективнее реагировать на внешний мир. Вот основные из этих признаков.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Сочетаемость

Представьте тигра в зарослях. Всё, что вы увидите, — редкие жёлтые полосы в листве. Но века эволюции вашему мозгу сгруппировать разрозненные элементы в единую картину: в деревьях скрывается какой-то объект, надо быть настороже. Как и наши предки, мы обращаем внимание на сочетающиеся детали, которые помогают нам представить предмет как что-то целостное. Именно поэтому людям нравится, когда цвет галстука подходит костюму.

Симметрия

Это другой важный признак, за который цепляются наши глаза. Абсолютное большинство биологических объектов симметричны. Конечно, речь идёт не о полном совпадении, а о повторяющихся элементах: у человека, скорее всего, будут два уха, а не одно. В свою очередь, явная асимметрия нередко говорит о болезни. Возможно, поэтому мы так очарованы повторяющимися гармоничными формами.

Один из самых ярких примеров симметрии в искусстве — мавзолей Тадж‑Махал в Индии. Фото: Yann; edited by Jim Carter / Wikimedia Commons

Яркость признаков

Чем более выразительно отражён какой‑то признак в произведении искусства, тем больший отклик он у нас вызовет. Это тоже связано с поведенческими реакциями: так всё нагляднее и ярче. Карикатура или статуэтка с гипертрофированными формами вызовет гораздо более яркое ощущение смешного или сексуального, чем реальное фото.

Простота

Ресурсы нашего внимания ограничены, поэтому более простые и понятные объекты мы воспринимаем лучше. В них глаз легко улавливает суть, не отвлекаясь на цвета, фон и прочие детали. Поэтому, например, набросок часто кажется привлекательнее и понятнее сложной и яркой 3D-фотографии.

Что формирует вкусы

Изначально все дети на универсальные параметры, и только потом их представления о прекрасном развиваются под влиянием окружения и общества в целом.

Воспоминания и знания

Если человек изучает произведения искусства, например читает о них или слушает лекции, может сработать эффект узнавания. Знакомые картины или музыка будут запускать воспоминания, и, если последние окажутся позитивными, это вызовет чувство причастности к чему‑то великому и прекрасному.

Социальный статус

Социолог и философ Пьер Бурдьё , что на вкус человека влияет его принадлежность к социальному классу. Она формирует у людей определённые ценности, связанные с их профессией, интересами и возможностями. Поэтому, например, согласно Бурдьё, рабочие предпочитают реализм абстрактному искусству: для них достоверные картины куда привлекательнее кубов или чёрных полотен.

Влияние элит

Британское статистическое исследование , что 96% представителей творческой интеллигенции Лондона — выходцы из финансово благополучных семей. И подобное наблюдается не только в Великобритании. Именно такие художники, артисты и писатели формируют наше понимание «эталонного» вкуса с помощью лекций, критических статей, фильмов и книг. А тот факт, что подобные люди обычно богаты и успешны, делает их взгляды ещё популярнее.

Культурные стереотипы

Так, рок‑музыку и рэп часто называют «подростковыми», а классику и джаз — «пенсионерскими». Человека же, который в зрелом возрасте смотрит фильмы про супергероев, могут считать инфантильным и несерьёзным. Такие мнения нередко заставляют людей менять свои предпочтения или скрывать их.

Существует ли «хороший вкус»

Нет. Это понятие непостоянно и сильно зависит от общества, стереотипов и даже экономических и политических условий. Вещи, которые люди считают красивыми в одну эпоху, в следующую превращаются в образец безвкусицы. Например, некоторым чрезмерная роскошь может казаться нелепой и смешной, но другие будут воспринимать её как идеал красоты.

Разделяя вкусы на «хорошие» и «плохие», мы как бы себе и другим людям в праве на индивидуальность. Из‑за этого мы даже можем цензурировать собственные предпочтения. Например, испытывать чувство стыда, потому что провели вечер за «глупым» ситкомом, засмотренным до дыр.

Но на самом деле нет ничего постыдного в том, чтобы вместо интеллектуального, но скучного пятичасового фильма посмотреть несколько серий ситкома или пару романтических комедий. Гораздо важнее получать удовольствие, чем пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Главное, чтобы книга, фильм или картина нравились вам, а не кому‑то ещё.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Andrei Tsarev
20.08.21 18:00
"Хорошего вкуса" не существует! Ну, вот! Очередное разочарование в жизни! Первое - несуществующий Дед Мороз!
David Simonyan
29.06.22 16:01
Существует. Просто чтобы некоторые недоразвитые в век всеобщей политкорректности не ущемоялись, решено было завуалировать понятие размывчатыми формулировками