Продуктивная работа ≠ тяжелая работа: "эксперимент со скрипачами"

Есть люди, которые постоянно заняты, но при этом их КПД стремится к нулю. В то же время другие могут работать по количеству времени меньше или столько же, но успевать делать в разы больше и, что интересно, качественнее.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

Работать продуктивно и работать много — это совершенно разные вещи. И результаты, соответственно, разные. Кол Ньюпорт, аспирант Массачусетского Технологического Института и на данный момент ассистент профессора в Джорджтаунском Университете, занимается изучением того, каким образом построен рабочий процесс успешных людей. Думаю, вам тоже будет интересно узнать о некоторых интересных и полезных открытиях о личной эффективности. На этот раз на примере студентов-скрипачей Universität der Künste.


Copyright Shutterstock

Начнем, пожалуй, с краткого описанием самого исследования.

Эксперимент

В начале 1990-х годов в Universität der Künste пришли трое психологов. Они решили изучить методы работы скрипачей. Студентов, которые принимали участие в исследовании, разделили на две группы. Первая группа — это элита. Это те музыканты, которым пророчили великое будущее и блестящую карьеру скрипачей в самых знаменитых оркестрах мира. Вторая группа — студенты, которые после окончания университета станут учителями музыки. Затем всем им раздали блокноты и попросили записывать все, что они делают в течение дня. При этом 24-часовой день был разбит на промежутки продолжительностью в 50 минут.

После окончания эксперимента психологи собрали блокноты и теперь им осталось внимательно изучить данные и сделать на их основе определенные выводы. Одним из первых возможных выводов, которые можно сделать, глядя на более успешных скрипачей, это то, что они наверняка работают над своей техникой гораздо больше, чем те, кто вряд ли пойдет дальше учителя музыки. Но на самом деле результаты оказались не настолько однозначными.

После обработки записных книжек студентов, психологи выяснили, что обе группы работают над своей техникой примерно одинаковое количество времени. Как «элита», так и «средние» тратят на музыкальную практику около 3-3,5 часов в день. Разница состоит в том, как именно они практикуются и как в общем построен их стандартный учебный день.

Результаты

Итак, оказалось, что «элитные скрипачи» тратят на практику столько же, сколько и студенты из средней группы. Почему же получается такая разница? Оказывается, все дело в том, как именно они практикуются и как строят свой стандартный рабочий день (не будем брать во внимание гениальность, так как вряд ли в одном университете собралось столько будущих Бахов и Бетховенов).

1. В сумме скрипачи из «элитной группы» тратили на практику столько же времени, сколько и все остальные, но из этого общего времени они в три раза больше тратили на «осознанную практику» — это очень не комфортная, методическая работа по растягиванию своих способностей. То есть это работа над техникой исполнения, когда вы снова и снова проигрываете одни и те же отрывки, пока они не станут звучать идеально. И проигрывания эти должны быть вдумчивыми, осмысленными, а не происходить в автоматическом режиме. Потому что если в режиме автопилота вы вдруг собьетесь, снова вернуться и найти нужный отрывок или ноту очень сложно и часто приходиться проигрывать все заново. Во время же осознанной практики, вы отслеживаете каждую ноту, вы знаете, какой именно отрывок вы сейчас проигрываете, какие ноты ему предшествуют и что за ними следует. В таком случае если вы и собьетесь, то моментально сможете начать играть с этого же места.

2. Рабочий день скрипачей из «элитной группы» был четко распланирован на рабочее и нерабочее время. Они не смешивали отдых с практикой. В основном, рабочее время было разделено на две части, между которыми было время отдыха. И время работы было выбрано как раз так, чтоб оно попадало на пики продуктивности, то есть утром и на вторую половину дня. И спали эти студенты на час больше, чем студенты из второй группы.

Вторая же группа студентов «размазывала» свою практику на весь день. И вместо нескольких часов концентрированной работы они получали день, полностью заполненный практикой и без четких границ отдыха. И в итоге даже не смотря на то, что они практиковались столько же, сколько и скрипачи из «элитной группы», результаты их были гораздо хуже, спали они меньше и чувствовали себя более уставшими.

Исходя из полученных результатов можно с уверенностью сказать, что продуктивно работать и работать много — это совершено не одно и то же. Учитесь ли вы, или строите карьеру, если вы хотите жить полноценной жизнью, если вы хотите, чтобы работа приносила вам удовольствие и ощутимые результаты, тогда занятость и истощение должны стать вашими заклятыми врагами.

Если вы целый день крутитесь, как белка в колесе, сильно устаете и недосыпаете — это верный признак того, что вы неправильно распределяете свои усилия и что-то делаете не так в самом процессе работы. Значит нужно его пересмотреть, используя правило 20%, откинуть все лишнее, выполнять работу более сфокусированного и, наконец-то, начать наслаждаться свободным временем.

От себя хочу добавить, что некоторые ошибочно думают, что если ты не летишь к своей работе (в моем случае, к компьютеру) на выходных, значит ты не любишь свою работу. Если тебе нравится то, что ты делаешь, значит это не должно быть в тягость. Но я могу точно сказать, что иногда два выходных дня, проведенных вдали от рабочего инструмента, дают такой освежающий эффект, который не даст вам даже двухнедельный отпуск с редким подглядыванием в рабочую почту. Разделять работу и отдых, даже если это очень-очень-очень любимая работа, нужно! Именно в такие моменты вам в голову могут прийти новые интересные идеи.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник статьи: Calnewport.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
op
08.03.13 22:32
Странно, если музыкантам только психологи по результатам эксперимента подсказали, что нужно заниматься осознанно, а не тупо "над..чивать" пассажи. Они должны бы были это знать уже, будучи студентами-то. Или это только в России муз. педагоги раскрывают ученикам такой "секрет"?
Irina Baranskaya
11.03.13 08:03
Все зависит от учителя. Нас в школе, по идее, должны были учить правильно искать информацию и обрабатывать ее. Но наши учителя отдавали предпочтение зубрежке. В итоге этот навык я получила только в университете от преподавателя философии. Так как у многих студентов были проблемы со стандартным механическим запоминанием такого огромного количества информации :)
op
11.03.13 08:59
В обучении исполнительству несколько иная ситуация — оно происходит индивидуально. Это совершенно другое, нежели пачка в 30 оболтусов, которые ещё и у пачки разных преподов-предметников обучаются и нет никого персонально ответственного и заинтересованного в более общих навыках. И учитель-музыкант сильно и непосредственно заинтересован в успехах каждого своего ученика, именно что своего. Поэтому если он видит, что ученик или студент занимается много (а это и обратное обычно всё же видно, даже если оболтус твердит мол "я занимался", его несложно раскусить), а качественные изменения очень медленные, весьма странно со стороны преподавателя ничего не советовать и не подсказывать. Потому что максимум через полугодие этот ученик будет показывать результаты, которые воспринимаются и судятся в том числе как результаты труда и профессионализма этого преподавателя.
Irina Baranskaya
11.03.13 12:38
Спасибо за комментарий - интересно узнать, как это просиходит в музыкальных школах и вузах.
Читать все комментарии