«Пятый битл» — бодрое, но слишком клишированное кино о менеджере легендарной ливерпульской четвёрки
Разнообразию фильмов, связанных с легендарной группой The Beatles, позавидует любая звезда. Даже если не считать картин, где играли сами музыканты, есть «Стать Джоном Ленноном» про молодые годы одного из участников, «Через вселенную» по их песням и даже фэнтезийный Yesterday. Биографию «Ливерпульской четвёрки» пересказывали как в художественном кино, так и в документалках. А на очереди грандиозный проект Сэма Мендеса: фильмы о каждом из четырёх музыкантов.
На фоне такого многообразия 5 декабря в российский прокат почти незаметно выходит «Пятый Битл» — история становления группы, рассказанная от лица их менеджера Брайана Эпстайна. Казалось бы, фильм может раскрыть неожиданные стороны работы музыкантов. Однако картина не даёт практически никакой информации ни о The Beatles, ни о самом Эпстайне. И всё же смотреть «Пятого битла» приятно — хотя бы из-за обаятельных актёров и интересной картинки.
О чём фильм «Пятый битл»
Выходец из еврейской семьи Брайан Эпстайн продолжает фамильный бизнес и продаёт мебель. Но его всё время тянет к музыке, поэтому молодой человек открывает магазин винила. Он обещает клиентам, что сможет доставить любую заказанную пластинку за пять дней.
Однажды клиент запрашивает запись малоизвестной группы, которая выпускается на лейбле в Гамбурге. Оказывается, что это — местная команда из Ливерпуля, и называется она The Beatles.
Эпстайн и его помощник идут в клуб, чтобы послушать выступление. И тут герой понимает: у группы великое будущее. Так Брайан Эпстайн становится менеджером The Beatles. Именно под его началом музыканты обретут всемирную славу и объездят множество стран. Но сам Эпстайн так и не сможет стать счастливым.
Фильм следует всем клише биографий
Сложно рассказать что-то новое про группу, жизнь участников которой уже разобрана десятки раз. Но задумка «Пятого битла» как раз могла бы быть интересной: это взгляд на развитие их популярности со стороны менеджмента, а не творчества.
Пока музыканты сочиняют песни и шутят со сцены, Эпстайн должен думать, какой имидж им создать, как договориться с лейблами и телеведущими. Да ещё и брать на себя самые неприятные решения: именно менеджер сообщает барабанщику Питу Бесту, что он недостаточно хорош, — так в группе появляется Ринго Старр.
Увы, самой важной остаётся фраза «задумка могла бы быть интересной». Потому что «Пятый битл» — слишком осторожное кино, которое аккуратно и даже скучно следует всем клише биографических фильмов. Уже написано много статей о схожей структуре подобных картин.
Она обязательно стартует с какого-нибудь важного момента в жизни героя — Эпстайн стоит в клубе и впервые слушает The Beatles. Затем отматывает действие к началу и показывает его мечты — за два года до этого он продаёт мебель и хочет открыть свой магазин.
А дальше всё стандартно: первый успех, параллельно развитие проблем в личной жизни. Взлёт, потом неизбежное падение, связанное с зависимостями или любовью. Но закончить нужно на высокой ноте, когда все друзья хотя бы на время объединятся.
К этой схеме подходит слишком много биографических фильмов про музыкантов, комиков или спортсменов. И «Пятый битл» теперь тоже в их числе. Авторы увели фокус с самих музыкантов, но не смогли сделать менеджера достаточно интересным персонажем.
Главный герой получился очень приятным
Во многом фильм держится на обаянии актёра Джейкоба Форчун-Ллойда, который сыграл Эпстайна. Многие наверняка помнят его по второстепенным ролям в «Ходе королевы», «Телах» и новых «Трёх мушкетёрах».
Его герой стильный, даже в толпе чуть возвышается над окружающими, всегда вежливо улыбается и очень спокойно разговаривает. Наблюдать за его монологами, общением с музыкантами или роднёй — одно удовольствие. Тем более что отца и мать сыграли Эдди Марсан и Эмили Уотсон, которые хороши всегда .
В этой картине Брайана Эпстайна делают мечтателем, который с первого взгляда влюбляется в The Beatles и верит в их успех даже больше, чем сами музыканты. Он заявляет продюсерам, что «Ливерпульская четвёрка» станет известнее Элвиса (и ведь не врёт), аппетитно жуёт гамбургер и убеждает Эда Салливана показать группу в эфире. Благодаря игре Форчун-Ллойда легко поверить в энергию персонажа.
А вот с другими гранями личности трудновато. Нужно учитывать, что в российском прокате картина стала короче примерно на 10 минут — исчезла важная сюжетная линия, связанная с Эпстайном.
Без неё личность персонажа раскрывается как-то рвано и нелогично: все кругом говорят о каких-то его тайнах. Но что это за секреты, и почему Брайан в конце так странно реагирует на обман от персонажа, о котором зритель не знает вообще ничего, — остаётся лишь догадываться. А тему его зависимости от медицинских препаратов показывают невнятно — даже в полной версии.
«Пятый битл» снят недорого, но красиво
Фильм отчасти спасает остроумная подача. Не сказать, что она слишком уж оригинальна, но всё-таки немного освежает восприятие. Рассказчиком в картине делают Эпстайна — он напрямую обращается к зрителю, регулярно ломая «четвёртую стену» и даже забегая вперёд по сюжету.
Так «Пятый битл» добавляет лёгкую несерьёзность в историю, где много драмы и даже трагедий. Вот бы ему ещё смелость «Глупого и бессмысленного жеста» или хулиганство «Странного Эла» — получилось бы вообще отлично.
В художественную историю, где слишком часто заметен небольшой бюджет, вставляют архивные кадры или же постановку, которая имитирует старую запись. Сам Эпстайн во время одного из монологов идёт навстречу зрителю, а за ним сменяются пейзажи, хроники, карты перелётов и множество деталей, связанных с «Битлами», — идеальное отражение состояния менеджера во время концертного тура.
Авторы используют множество приёмов, чтобы разнообразить действие. Это сплит-скрин, когда картинку делят на части, кадры с газетами и чартами, необычные склейки через проходящую по экрану полосу. Последнее отлично иллюстрирует однообразные походы Эпстайна к продюсерам.
Если вдуматься, всё это нужно, чтобы отвлечь зрителя от бедности постановки основной части: чуть ли не половина фильма — крупные или средние планы с говорящими персонажами.
Но обман отлично работает: при простоватой подаче «Пятый битл» не выглядит скучным. Это бодрое музыкальное кино с интересной постановкой, которое не кажется затянутым.
Сами музыканты не слишком интересны
Немалая часть фильмов про The Beatles страдает от одной проблемы — в них редко можно услышать настоящие песни группы. Это чисто финансовый вопрос: права на использование композиций дорогие, поэтому режиссёры предпочитают делать кавер-версии — так дешевле.
В «Пятом битле» выкрутились весьма иронично. В фильме звучат песни других музыкантов, которых когда-то перепевали сами The Beatles. Так что не ждите в саундтреке Yesterday или Yellow Submarine. Зато здесь будут Some Other Guy, Besame Mucho, Please Mr. Postman и Money. И в этом что-то есть: «Битлы» действительно их исполняли, и приятно услышать в картине что-то неожиданное, а не стандартный набор хитов.
Тем более что сюжет по большей части рассказывает о становлении группы. В начале фильма это совсем молодые музыканты, хулиганы, которые не следят за временем и не хотят идти на компромиссы.
Однако и здесь есть некоторые проблемы. О том, насколько удачно подобраны актёры, можно спорить — это дело вкуса (хотя Леннон уж точно не был настолько ниже остальных). Но из всей четвёрки хоть сколько-то индивидуальным выглядит лишь Джон Леннон в исполнении не слишком известного Джона Лиса. Остальные кажутся обаятельными и приятными, но им будто бы просто забыли прописать характеры.
Да и в целом обидно, что фильм не даёт вообще никакой интересной информации о группе. Это поверхностный пересказ общеизвестных фактов: 9 ноября 1961 года Эпстайн впервые их слышит, на благотворительном выступлении Леннон шутит про драгоценности, разгорается скандал из-за сравнения музыкантов с Иисусом.
Понятно, что фильм вроде бы и не про них. Но всё-таки личность Брайна Эпстайна неразрывно связана с раскруткой The Beatles. Можно было бы сделать группу полноценными участниками действия, а не скучными функциями.
В целом «Пятый битл» оставляет двоякие впечатления. На первый взгляд это милый музыкальный фильм, который напоминает о ещё одном важном человеке в судьбе великой группы. Но если присмотреться, картина слишком часто сваливается в клише и толком не рассказывает ничего нового и интересного. Можно один раз посмотреть, улыбнуться, как музыканты задорно кричат «ча-ча-бум» в Besame Mucho. И вскоре забыть об этом фильме.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: 30 самых интересных и полезных товаров
Надо брать: беспроводные наушники от Anker, которые купили более 18 000 раз
10 недорогих и полезных товаров для дома с AliExpress
Надо брать: смартфон Redmi Note 14 Pro 5G со скидкой 36%
Отборные скидки до 60% от AliExpress
10 качественных и недорогих сушилок для обуви
15 товаров, которые пригодятся для занятий фитнесом дома
Надо брать: смартфон POCO X7 Pro со скидкой 68%
Поймать северное сияние и перенестись в тропики: 7 необычных поводов выйти из дома зимой
ТЕСТ: Массовик-затейник или человек-плед? Кто вы после зимних каникул
Отряд автозлодеев. Комиксы о покупке машин, от которых стынет в жилах кровь
Инфографика: на что уходит ваше время?