Рабочие места: Татьяна Широкова, директор по развитию бизнеса компании Dohop

Наша сегодняшняя гостья считает, что не нужно бояться перемен. Татьяна Широкова не испугалась уехать из понятной Москвы в незнакомую Исландию и начать карьеру в новой для себя сфере. Об этом и не только она поведала в интервью.

Татьяна Широкова

Директор по развитию бизнеса метапоисковика авиабилетов, отелей и аренды авто Dohop. Начинала карьеру в российском представительстве авиакомпании British Airways. Работала в авиакомпаниях Thai Airways и British Midland International; возглавляла российский офис Discover the World Marketing. Последние три года живёт и работает в Исландии.

Чем вы занимаетесь в своей работе?

В небольшой компании, как наша, делать что-то узкоспециализированное практически невозможно. Большая часть команды — инженеры, поэтому мне приходится заниматься разными вещами. Порой такими, о существовании которых раньше и не подозревала.

Но основные мои обязанности — это развитие и увеличение доходности нашей B2C-линии. Сюда входит общение с текущими партнёрами (авиакомпаниями, консолидаторами и так далее), привлечение новых, а также поиск и интеграция контента для продуктов Dohop.

Кто вы по профессии?

По профессии я стратег. Обе степени (бакалавр и магистр) получала в Институте бизнеса и делового администрирования при РАНХиГС. Выбором вуза занимались родители, за что я им очень благодарна, так как сама бы лучшего не выбрала.

Не могу сказать, что часто применяю в работе знания, полученные в институте, хотя образование было с большим упором на практику. Но полученные навыки и образ мышления, сложившийся за годы обучения, мне очень помогают в профессиональной деятельности.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

К сильным сторонам точно относится умение адаптироваться к новым обстоятельствам и ситуациям, а также желание пробовать себя в новых сферах.

Например, ещё два года назад я не имела никакого отношения к миру технологий. Жила в Москве и руководила российским филиалом американской компании, представлявшей интересы международных авиакомпаний и отелей в России.

В 2013 году я переехала в Исландию. Сначала занималась консультированием в сфере туристического бизнеса. Пока в один прекрасный день не поступило предложение присоединиться к команде Dohop. Я отдавала себе отчёт, что это больше про технологии, чем про путешествия, поэтому колебалась в принятии решения. Когда я пришла в компанию, я была единственной девушкой среди десяти программистов.

К своим слабым сторонам могу отнести то, что меня почти невозможно смотивировать сделать то, в чём я не вижу смысла. Тут включается природная лень и режим экономии энергии. Люблю свою зону комфорта, но работаю над тем, чтобы чаще выходить за её пределы.

Как жить и работать в Исландии?

Если честно, планов переезжать в Исландию у меня никогда не было. Если и думала о переезде, то в страны с тёплым и мягким климатом.

Я ничего не знала об Исландии. Только то, что у них тут есть певица Бьорк. Потом, когда застряла на неделю в Лондоне, так как авиасообщение было приостановлено из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль, узнала ещё и о нём.

В феврале 2011 года поехала в Рейкьявик на конференцию одного из наших клиентов и попала в шторм (дороги были закрыты, рейсы отменены). Тогда я подумала: «Почему люди тут до сих пор живут? То у них вулканы извергаются, то атлантические шторма приходят. Почему не переедут куда-нибудь в нормальное место?». Но спустя несколько лет сама сюда переехала, потому что вышла замуж за исландца.

Первое, что бросается в глаза, — тотальное спокойствие людей. Они никуда не спешат, хотя очень пунктуальные.

Если сравнивать с Москвой, уровень стресса тут на нуле.

Даже в час пик на дорогах благодать: все едут рядочком, никто не лезет вне очереди на съезд и так далее.

Также меня удивил уровень налогов. После 13% подоходного платить практически 50%, особенно из своих кровно заработанных, — это весьма существенно. Но надо отдать должное — уровень зарплат тут тоже достойный.

Рынок квалифицированных специалистов перенасыщен, и многие исландцы даже уезжают в поисках работы в другие страны Скандинавии. Есть свои нюансы с бюрократией, но в целом всё более или менее понятно и без намёка на взяточничество.

Атмосфера в офисе, по крайней мере у нас, довольно расслабленная, но на эффективности работы это отражается только в положительную сторону. Например, во время ланча два-три раза в неделю наши разработчики ходят играть в футбол или на скалодром. Про компьютерные игры даже и рассказывать не надо — само собой разумеется.

У нас в офисе есть, где поспать (несколько диванов), два душа, кухня с полным холодильником еды. При желании можно здесь даже заночевать.

В полдень в Исландии наступает время ланча. Для меня сначала это было рано, но когда работаешь с восьми утра, в 12:00 обедаешь с большим аппетитом. Еду нам в офис доставляют. Как правило, это рыба или курица с овощами или рисом и салатом. По пятницам у нас бургеры (я заказываю суши).

Корпоративные мероприятия, если так можно выразиться, обычно проходят на природе. Мы идём в поход на два дня в горы или к леднику и ночуем в спальных мешках в деревянных домиках (приютах). Эмоции незабываемые!

Как выглядит ваше рабочее место?

Всё зависит от того, где я нахожусь. Если в офисе (а у нас довольно свободный график посещения), у меня есть свой стол в open space. Рядом ещё пять человек, включая нашего генерального директора.

На офисном рабочем столе постоянно стоит только цветок — остальные вещи появляются на время моего присутствия. Часть моей работы — подписание договоров с партнёрами. Но на столе нет кип бумаг, потому что в 99% случаев у нас электронный документооборот.

Часто моим рабочим местом в офисе оказывается диван.

Когда работаю из дома, моё рабочее место выглядит примерно так.

Три-четыре месяца в году я провожу за пределами Исландии, поскольку моя семья живёт в разных уголках планеты. В поездках я продолжаю работать. Ведь главное — это оставаться на связи. Поэтому моё рабочее место там, где мой MacBook Air и iPhone 6.

Кстати, пора бы уже подумать о семёрке. Да, я фанат Apple с 2008 года. Можете писать негодующие комментарии.

ПО

Из программ и приложений чаще всего использую следующие.

  • «Google Диск» — все рабочие документы.
  • Gmail — корпоративная почта, но я пользуюсь Outlook для Mac, там удобнее получать почту из нескольких аккаунтов.
  • Slack — там вся внутренняя коммуникация компании.
  • Atlassian JIRA — постановка технических задач и мониторинг их выполнения.
  • Todoist — мой менеджер задач.
  • WhatsApp, Skype — звонки и переписка.
  • Spotify — для музыки дома и на работе.
  • Facebook* — чтобы оставаться в курсе новостей друзей и постить новости.
  • Instagram* — #любовьмоя! Активно пользуюсь этой социальной сетью, так как у меня более 10 тысяч фотографий на iPhone. В основном публикую снимки Исландии и фотографии из путешествий.
  • VSCOcam, Snapseed, Splice, Drop’n’Roll и iMovie — для работы с фото и видео.
  • LinkedIn — для поиска и общения с партнёрами. Отличный источник информации.
  • Dohop — для бронирования билетов, отелей и аренды авто в путешествиях. Если беру такси, то через Uber (в Европе и Америке), в Москве удобнее «Яндекс.Такси».

Есть ли место бумаге в вашей работе?

Всё меньше и меньше. Есть блокнот, который приехал со мной из России, но я им почти не пользуюсь.

На встречах и звонках делаю заметки на MacBook и быстро отправляю follow up.

Что лежит в вашей сумке?

Я фанат сумок Crossbody. Перешла на них после переезда из Москвы и смены деятельности. Туда помещается всё необходимое:

  • кардхолдер (наличностью в Исландии не пользуюсь);
  • солнечные очки (летом понятно зачем, а зимой спасают во время вождения, когда солнце очень низко);
  • ключи от квартиры и машины;
  • смартфон, наушники и зарядка.

Паспорт тут не нужен, но я ещё год после переезда носила его с собой по инерции.

Содержимое сумки Татьяны

MacBook в чехол и в руки.

Если лечу в командировку, стараюсь ограничиться ручной кладью. Для этого у меня есть Samsonite на четырёх колесиках. Также беру сумку Longchamp, так как её вместительности может позавидовать иной чемодан. Всегда беру с собой iPad (там у меня книги) и шумоизоляционные наушники Bose.

Как вы организуете своё время?

Звонки и встречи заношу в «Google Календарь». Он синхронизирован с телефоном, поэтому я всегда в курсе, что, где и когда.

В Todoist составляю список задач на день и на неделю. Оттуда мне на почту приходят оповещения. Если не успеваю сделать что-то не очень срочное, переношу на завтра.

Раньше мы использовали для работы Trello. На мой взгляд, он отлично подходит для ведения нетехнических задач. Но нашим программистам было не очень удобно работать с этим инструментом, поэтому пришлось отказаться в пользу JIRA.

Какой у вас режим дня?

В Москве мой рабочий день начинался не раньше десяти-одиннадцати утра и заканчивался в восемь-девять часов вечера. Это было связано с пробками и с тем, что я работала с коллегами из разных часовых поясов.

Теперь, как правило, работаю с 8:30 и до 16:00. В первой половине дня успеваю пообщаться с партнёрами из России и Европы, а после ланча — с Америкой.

Очень по-исландски начинать работу в 7:30–8:30 и уходить в районе 15:00–16:30. Время после работы тратится на хобби и семью. Плюс стандартная рабочая неделя в Исландии не 40, а 37,5 часов. Все очень уважительно относятся к твоему личному времени.

Как коротаете время в пробках?

Здесь нет такого явления. :)

Конечно, если вы спросите исландца, он будет возмущённо рассказывать, как его путь до работы может занимать до получаса, а иногда и бесконечные 45 минут! Но после Москвы это смешно.

Я еду до работы от пяти до восьми минут, учитывая четыре светофора по пути. Иногда и рада бы на светофоре запостить фоточку в Instagram*, да времени не хватает.

Какое у вас хобби?

Люблю фотографировать на iPhone. Сначала фотографировала для семьи, чтобы показать, как живу, а теперь уже не могу остановиться. Не могу сказать, что у меня хорошо получается, но меня это не сильно смущает.

Фотография снята на iPhone

Уже который год подумываю о курсах фотографии, но руки всё не доходят. Даже пять лет назад купила зеркальную камеру — одна из самых нелепых инвестиций.

Второе хобби образовалось больше из-за необходимости — это изучение исландского языка. Для жизни и работы здесь он мне не нужен, но для получения гражданства необходим. Язык сложный — учить можно бесконечно.

Третье хобби (только на летний сезон) — это хайкинг и гольф. И то, и другое очень популярно в Исландии.

Татьяна за игрой в гольф

Ещё люблю путешествовать, но это уже даже не хобби, а часть жизни.

В путешествии по исландским ледникам и потухшим вулканам

Лайфхакерство от Татьяны Широковой

Книги

Как правило, все книги, которые я читаю, делятся на две категории: либо это реальные истории компаний, либо биографии людей. В обоих случаях меня интересуют ситуации, с которыми сталкивались герои, и то, как они из них выходили.

Из того, что было прочитано в последнее время или читаю сейчас:

Сериалы

К сожалению, на них остаётся не так много времени, но «Карточный домик» и «Кремниевую долину» смотрю.

Каково ваше жизненное кредо?

Моё жизненное кредо приобрело чёткую формулировку только после переезда в Исландию.

Надо не только не бояться перемен, но зачастую инициировать их самому.

Очень многие перемены происходят к лучшему, даже если иногда сначала так и не кажется.

Ну и вытекающее отсюда — всегда двигайтесь вперёд, не останавливайтесь на достигнутом.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Vitaliy Osnach
29.11.16 17:38
Ага ) решительность зашкаливает "Но спустя несколько лет сама сюда переехала, потому что вышла замуж за исландца."
Надежда Язык
29.11.16 18:02
не работа а мечта!!! что то на такую работу никто не пригашает?
Sergio Samsonov
30.11.16 08:19
Потому что хитрее надо быть, удачно выйти замуж за иностранца и сидеть целыми днями с ноутбуком на диване, а тех, кто с мамой на диване сидит никто никуда не пригласит.