Почему в России так любят снимать ремейки 

Разбираемся, зачем киношники бесконечно мучают классику, а зрители им за это платят.

Недавно интернет взволновала новость о том, что Минпросвещения рекомендует Минкульту снять ремейки 30 знаковых советских фильмов. В списке кандидатов оказались «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна, «Судьба человека» и «Война и мир» Бондарчука, «Летят журавли» Калатозова и другие картины. 

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Позже ведомство опровергло своё предложение, но инфоповод в который раз всколыхнул обсуждение — почему вообще снимают ремейки классики? Решили разобраться на примере отечественного кинематографа. 

Кадр из фильма «Иван Грозный». Не ремейк!

Как обстоят дела с ремейками в Голливуде

Ремейки всегда считались наименее значимой из всех форм киноискусства. К примеру, известный теоретик кинематографа Андре Базен ещё в 1951 году критиковал этот жанр и называл его проявлением «алчного плагиата, используемого лишь наиболее несостоятельными в творческом отношении киностудиями». 

Популярность ремейков культивировал капиталистический Голливуд. Там, в отличие от СССР, фильмы-переделки были распространены с незапамятных времён. При этом многие из них даже превосходили оригинал. Например, «Муха» Дэвида Кроненберга — ремейк одноимённого фильма 1958 года, а «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга — ремейк фильма 1960 года, в котором Оушена сыграл Фрэнк Синатра. 

Сейчас же Голливуд захватила эпидемия ремейков и продолжений франшиз, которая связана с кризисом в индустрии в целом. На экраны выходят бесконечные «Охотники за привидениями», «Хэллоуины», перезапуски «Терминатора», «Чужого» и повторы диснеевских мультфильмов. Зачастую это лишь блёклые копии оригинала, которые не стремятся переизобрести художественный мир или дополнить его, а создаются только чтобы собрать кассу из кармана фанатов.

Кадр из фильма «8 подруг Оушена», 2018 год

Американский исследователь Скотт Мендельсон считает, что Голливуд зашёл в тупик, потому что зрители перестали часто ходить в кино на новые оригинальные фильмы, а звёзды кино перестали сами по себе представлять собой своего рода франшизы.

Когда ремейки появились в России и как с ними дела сейчас

После распада СССР в российском кинематографе начала зарождаться тенденция на производство ремейков. Если верить нидерландскому исследователю современного российского кино О.Ф. Бёле, до 90-х годов в советском кинематографе почти отсутствовала коммерческая составляющая. Гораздо важнее для кинематографистов и цензоров было отразить и воспеть социалистическую действительность. 

Когда государство перестало слишком жёстко давить на индустрию кино, режиссёры начали обращаться к ремейкам. Среди первых был фильм «Настя» Георгия Данелии 1992 года. Он основан на советской сказочной пьесе «Происшествие, которого никто не заметил», снятой Александром Володиным в 1967 году. После была «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского по его же более раннему фильму «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». 

Переломным для российского ремейка стал 2007 год, когда Тимур Бекмамбетов выпустил на экраны сиквел «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова.

Фильм получился коммерчески успешным и собрал большую кассу, превысив собственный бюджет в пять раз. Кинодеятели сделали вывод, что ремейки продаются. Хотя, судя по откликам, фильм не пришёлся по душе ни зрителям, ни кинокритикам. 

За Бекмамбетовым эстафету ремейков подхватили Сарик Андреасян со «Служебным романом» (2011), Александр Баранов и Дмитрий Киселёв с «Джентльмены, удачи!» (2012), Максим Воронков с «Кавказской пленницей!» (2014), Николай Лебедев с «Экипажем» (2015), Миша Семичев и Роман Ким с «Иван Васильевич меняет всё!» (2023) и другие.

В последние годы наблюдается бум ремейков советских мультфильмов: «Конёк-Горбунок» (2021), «По щучьему веленью» (2023), «Бременские музыканты» (2023), «Летучий корабль» (2024), «Сто лет тому вперёд» (2024). С чем это может быть связано — рассказываем дальше.

Почему ремейки вообще снимают

Российская индустрия, как и голливудская, тоже переживает кризис, но другого рода. Из-за ухода западных проектов на рынке образовалась незанятая ниша, которую российские специалисты не смогли заполнить оригинальной отечественной продукцией. Мгновенно обнаружился дефицит специалистов, в том числе сценаристов. 

Да и эпоха стримингов требует постоянного круговорота контента — новые фильмы и сериалы каждый месяц, чтобы оправдать подписку. Вот продюсеры и вспомнили о существовании ремейков, которые спасают индустрию от возникших проблем. 

Ремейки выручают, когда нет свежих идей или ресурсов

В популярности ремейков многие кинематографисты винят кризис идей. Алексей Герман — младший в разговоре с Business FM об инициативе Минпросвещения вновь затронул эту тему: «Дефицит идей на рынке существует: у нас много денег, но мало идей и мало хороших сценаристов». 

Некоторые специалисты индустрии считают, что дело вовсе не в отсутствии идей, а в их плохом воплощении — мешают производственный ад, обстоятельства, финансирование. Отличная задумка частенько превращается в посредственный фильм. В этом плане с ремейками ситуация обстоит проще: идея заведомо удачная, а реализация не так важна для хорошего бокс-офиса. Зритель пойдёт оценить фильм просто ради любопытства, чтобы узнать, как переосмыслили оригинал и взглянуть на него по-новому.

Кризис сценаристов одновременно поддерживает система работы индустрии. Продюсер скорее возьмёт в работу сценарий уже проверенного человека, чем будет рыскать по всей стране в поисках неогранённых талантов. Не говоря уже о том, что в России практически нет независимого кинематографа, а в Америке, например, почти все самые новаторские фильмы (не ремейки) снимаются в инди-студиях.

Ностальгия продаёт

Коммерциализация ностальгии — уже давно общее место не только в кино, но и в бизнесе. Молочная продукция «Простоквашино», шоколад и конфеты «Алёнка», пиво «Жигулёвское» апеллируют к потребительскому чувству тоски по прошлому, советскому проверенному качеству и временам, когда не существовало такого жуткого понятия, как ГМО. 

Подобные чувства должны вызывать и ремейки советской классики. Их создатели обращаются к коллективной ностальгии. Зрители, уставшие от безрадостных картин о реалистичных буднях, зачастую хотят окунуться в добрые жизнеутверждающие сюжеты и посмотреть на узнаваемых персонажей. 

Ностальгия — основной двигатель успеха фильмов и сериалов про эпоху 90-х и 80-х: «Слова пацана», а до этого «Тесноты», «Быка» «Печени», «Мира! Дружбы! Жвачки!» «Клипмейкеров». Хотя обозначенные годы с точки зрения истории трудно назвать безоблачными, многим нравится хотя бы мысленно возвращаться в те времена. Точно такой же эффект вызывают, например, комедии Гайдая и Рязанова. Ведь многие впервые с удовольствием смотрели их в детстве или юности — почему бы ненадолго не вернуться в прошлое, заплатив за сеанс ностальгии копеечку прокатчику.

Особенно удобно, что чувство тоски по прошлому испытывает преимущественно платёжеспособное население. По данным ВЦИОМ, после пандемии чаще всего в кинотеатры ходят россияне 25–34 лет — аудитория, которая готова голосовать рублём за лучшие фильмы своего детства. 

Ремейки по умолчанию приятны зрителям

Люди идут в кино на ремейки по той же причине, что и возвращаются к просмотру любимых фильмов снова и снова. Знакомый фильм требует меньше энергии и умственных усилий, чтобы обработать информацию.

При просмотре нового кино зритель совершенно не застрахован от триггеров и неизвестности: добро может не победить зло, влюблённые — не воссоединиться в конце, а главный герой — не достичь своей цели. А вот ремейк с безопасным и известным сюжетом вполне способен оградить нервную систему зрителя от ненужного напряжения и излишних волнений. 

Стресса у всех достаточно и в жизни, поэтому многие посещают кинотеатр, чтобы отвлечься от проблем и забыться, а не пережить какой-то новый, иногда даже болезненный опыт. Тут на помощь и приходят ремейки. 

Почему же тогда ремейки многих раздражают

С точки зрения маркетинга, ремейки — беспроигрышный вариант. Но, к сожалению, зрители, да и критики с этим сильно не согласны. Подавляющее большинство подобных работ получают низкие оценки и даже не отрабатывают свой бюджет в прокате. В ремейках художественная часть отходит на второй план, а вперёд выступает коммерция, и зритель это чувствует.

Ремейки вторичны и сильно проигрывают оригиналу

Часто создатели покадрово переснимают оригиналы, не привнося ничего нового. Но действительность слишком изменилась. То, что было удивительно, но вполне логично в 1975-м, — оказаться на 3-й улице Строителей в чужой квартире и при этом не загреметь за решётку — теперь невозможно. 

От «Кавказской пленницы» 2014 года — одного из самых провальных ремейков с рейтингом 1,1 на Кинопоиске, страшно разит нафталином. Создатели обещали показать зрителям старый сюжет на новый лад, но из нового в нём — только дурацкие англицизмы и портрет нынешнего президента. 

Сценаристы оригинальной «Пленницы» в своё время черпали вдохновение из газет, а режиссёр добавил сюжету чистой магии кинематографа — гэги и слэпстик по заветам Чаплина и Китона. В 1967-м году комедия стала одной из самых популярных и смешных, потому что была актуальна, в меру экзотична, и находилась в контексте мирового кинематографа. Да и сейчас она смотрится гораздо интереснее и смешнее, чем покадрово переснятый ремейк.

У ремейков зачастую неудачно подобран каст

На бездарный каст жалуются не только зрители, но и создатели оригиналов. Наталья Варлей, например, призналась, что долго не хотела смотреть ремейк «Пленницы», потому что ревновала, а потом поняла, что не стоит — из-за неудачного каста.

И ещё один пример. В «Джентльмены, удачи!» 2012 года Евгения Леонова заменили на Сергея Безрукова, который так и не смог вжиться в комическую роль. При этом в образе бандита он узнаваемо играет бессмертного Сашу Белого. Сравнивать Гошу Куценко и Антона Богданова с Вициным и Савелием Крамаровым не поднимается рука. В итоге уморительный фильм Данелии превратился в набор шуток ниже пояса и комедию падений.

В ремейках слишком много продакт-плейсмента

Все вышеуказанные причины зритель, может, и простил бы, но слишком откровенной монетизации ностальгии, которая выражается в агрессивном продакт-плейсменте, — нет. Реклама из уст национальных героев звучит как минимум кощунственно, если не богохульно. 

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год

Самое оскорбительное, что ремейк и его создатели даже не пытаются скрыть своих истинных шкурных интересов. Повальный продакт-плейсмент отмечают в негативных отзывах на «Иронию судьбы. Продолжение», «Джентльмены, удачи!» и «Кавказскую пленницу».

Как итог — российский зритель голосует против ремейков в прокате. По данным ВЦИОМ, 58% россиян, смотревших те или иные вариации на тему советской киноклассики, остались недовольны.

Каким же должен быть качественный ремейк

Мы живём в мире победившего постмодернизма, согласно которому художник — не производитель, а апроприатор старых идей. В таком контексте появление ремейков кажется закономерным. Но апроприатор не значит плагиатор. Задача автора ремейка — осмыслить и пропустить через себя оригинал. 

К примеру, Бернардо Бертолуччи снимал свой великий фильм «Конформист» по одноимённому роману Альберто Моравиа, предупредив его: «Чтобы остаться верным вашей книге, мне придётся предать её».

В предательстве оригинала и должна состоять главная ценность ремейков.

Умелый ремейк через использование готового материала даёт комментарий к существующей действительности. В то время как российские ремейки классики это делают редко. Например, новая «Ирония судьбы» заимствует из оригинала проблему, которая могла быть актуальна только в 70-е, и добавляет к ней разве что неутешительное продолжение истории Нади и Жени на втором плане и шокирующий эффект постаревших героев.

Но есть и удачные примеры. «Экипажу», ремейку одноимённого фильма Александра Митты, удалось переосмыслить оригинал. Оба «Экипажа» разделены на две части: в первой зрителям представляют систему персонажей лётчиков-стюардесс-бортпроводников и их отношения, во второй — бросают героев в самое сердце катастрофы.

Сеттинг производственной драмы о лётчиках оказался универсальным материалом, на котором режиссёр дал комментарий о современности и запутанных человеческих отношениях, расставив всё на свои места под угрозой смертельной опасности.

Режиссёр фильма — Николай Лебедев, ученик Митты, смог выстроить диалог между картинами и художественными заветами своего учителя. Этот фильм стал главным успехом отечественного кинопрома в 2016 году. 

Своеобразным ремейком классического советского хоррора Ершова и Кропачёва можно считать второй фильм трилогии о Николае Гоголе «Гоголь. Вий» (2018). Как и «Экипажу», фильму удалось выйти за рамки простого копирования благодаря, помимо прочего, и современной компьютерной графике, которую грех было не добавить в сюжет с чертовщинкой. «Гоголь. Вий» оказался нестыдным блокбастером и моментально возглавил российский прокат.

Почему в России пока всё грустно с ремейками 

После распада СССР российский кинематограф всё ещё пытается нащупать свой киноязык для разговора о реальности и пережить травму советского кино, которое считалось лучшим в мире. Но пока экран заполняют бесконечные ремейки, продолжения, перезапуски, переосмысления и франшизы, а цензура крепчает — осмыслить и описать реальность не получится. 

Ремейки — это удобный способ воплотить вечное зрительское желание «стереть себе память, чтобы посмотреть заново». Вот только после подавляющего большинства переделок тоже хочется стереть себе память. Но только для того, чтобы забыть фильм навсегда.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Кавказская пленница»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Игорь Пожогин
1 час назад
"Переломным для российского ремейка стал 2007 год, когда Тимур Бекмамбетов выпустил на экраны сиквел «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Фильм получился коммерчески успешным и собрал большую кассу, превысив собственный бюджет в пять раз." Фильм говно. Давайте не будем лицемерить и не лизать никому ничего. Дальше читать не хочу.
Siarhei
44 минуты назад
Так в том и феномен. Первую часть видели все, а кассу собрали манипулируя ностальгическими воспоминаниями людей от просмотра первой части. Честно, даже не приходит навскидку ни одного хорошего внятного фильма снятого на пост-совке в период наверное лет так 20, если не больше. И дело не в том, что все западное хорошо, а отечественное плохо, но мне кажется даже с сериалами ситуация сильно лучше, чем с фильмами.