Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
НацпроектыЖизнь
3 декабря 2021

Не только нефть и газ! 7 интересных фактов, которые вы не знали о российском экспорте

За рубежом пользуется спросом наша еда, роботы и автономные грядки, в которых можно выращивать клубнику круглый год. Вместе с Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт‎» составили подборку вау-фактов, которые могут вас удивить.
Фото автора Татьяна Гапеева
Татьяна Гапеева

Автор Лайфхакера

Не только нефть и газ! 7 интересных фактов, которые вы не знали о российском экспорте

1. В мире любят российский шоколад

За пять лет Россия вдвое увеличила экспорт шоколадных изделий — в другие страны уходит больше 300 тысяч тонн в год. Особенно любят отечественные десерты в Китае. Спросом пользуются не только известные марки, но и ремесленный шоколад c фруктами и орехами, освежающие батончики и драже.

Востребованы российские сладости и в странах Ближнего Востока и Юго‑Восточной Азии. В прошлом году там активно покупали шоколадки «Алёнка» и вафли «Коровка». В целом, Россия поставляет кондитерские изделия в 94 страны. Если рост поставок продолжится, мы можем обогнать Швейцарию и войти в десятку мировых поставщиков шоколада.

Российские товары активно продаются в других странах и приносят компаниям доход. Но разобраться во всех тонкостях выхода на экспорт сложно. Предпринимателям помогает Национальный проект «Международная кооперация и экспорт‎». С ним можно пройти образовательный курс или получить маркетинговую поддержку, а ещё специалисты Российского экспортного центра проанализируют востребованность вашей продукции за границей. Для предпринимателей создана цифровая платформа «Мой экспорт». Она работает по принципу «одно окно»: на площадке можно узнать обо всех мерах господдержки и оформить заявку на получение. Например, компенсировать часть затрат на участие в международной выставке.

Выйти на экспорт

2. В Европу и Китай экспортируют кедровые орехи и ягоды

7 интересных фактов, которые вы не знали о российском экспорте
Изобрежение: aboikis / Shutterstock

Россия может занять до 20% мирового рынка органических дикорастущих растений — ягод, грибов, орехов. Чаще всего их покупает Китай и европейские страны — Литва, Германия, Финляндия, Чехия. Особым спросом пользуется кедровый орех. В Китае, например, его используют для приготовления еды, добавляют в косметику, фармпродукцию, БАДы и спортивное питание. Китайцы готовы покупать не только семена, но и кедровое масло и продукты переработки — жмых, скорлупу.

Пользуются популярностью дикорастущие ягоды — черника, рябина, клюква, морошка, облепиха, брусника. Постепенно на европейских рынках появляется иван‑чай. Например, продукцию из Ленинградской области уже пьют в Германии. Экспортируют природную смолу шеллак, живицу, камедь — например, Алтайский край в этом году в два раза увеличил поставки этого сырья. Его в основном покупают в США, Словении, Польше и Великобритании.

3. За границей ценятся российские игрушки

Экспорт игрушек из России постепенно растёт. В 2020 году, например, он составил почти 209 миллионов долларов. Лидером сектора считают Москву: в этом году столица увеличила объём продаж игрушек за рубеж на четверть. Московскими плюшевыми медведями и конструкторами играют дети в США, Великобритании, Италии, Армении, Беларуси, Казахстане — всего в 46 странах. В прошлом году активно интересоваться такими закупками стала Бельгия.

Спросом за рубежом пользуются мягкие игрушки, наборы для конструирования, трёхколёсные велосипеды и самокаты, игрушечные музыкальные инструменты. У интернет‑покупателей игрушки, сделанные в России, тоже востребованы. В основном приобретают персонажей игр, фильмов и комиксов. Чаще всего покупки делают жители Канады и Австралии — их заказы составляют половину от всех продаж.

4. США — крупнейший покупатель российского мороженого

В этом году США значительно увеличили закупки мороженого из России. Больше всего в Америке любят мороженое в вафельном стаканчике и «Лакомку» — этот сорт мороженого похож на эскимо, но отличается технологией нанесения глазури. Чаще всего холодный десерт покупают выходцы из России, которые привыкли к нежному сливочному вкусу.

Российское лакомство продают ещё в 34 странах. Кроме США, оно пользуется популярностью в Китае, Казахстане, Монголии и Украине. Выходят производители и на новые рынки — например, с 2015 года наладили поставки в ОАЭ, Канаду и Швейцарию. Помимо классического мороженого, покупателям стараются предложить и необычные продукты. Например, пломбир с вареньем из одуванчиков и кедровый пломбир с джемом из сосновых шишек.

5. Пермские роботы «служат» в Турции и ОАЭ

Роботы‑сотрудники — это не что‑то из научной фантастики. Сегодня они успешно справляются с разными видами задач. Например, роботы‑полицейские из России работают в службах Абу‑Даби. В их обязанности входят патрулирование, видеонаблюдение и измерение температуры. Роботы умеют разговаривать на английском и арабском языках и знают в лицо всех «коллег» — сотрудников полиции.

Российского робота можно встретить в стамбульском аэропорту имени Сабихи Гёкчен. Там он помогает пассажирам найти выход на посадку и рассказывает о правилах поведения и безопасности. Робот также владеет иностранными языками — например, турецким и испанским. А благодаря датчикам препятствий он может свободно передвигаться даже там, где ходит много людей.

Разрабатывает роботов пермская компания «Промобот». В разных уголках мира они берут на себя разные задачи. Например, в США робот‑учитель помогает студентам освоить сервисную робототехнику, а в Нигерии — участвует в промоакциях.

6. Российским ПО интересуются на всех континентах

Российский IT‑бизнес распространился почти по всему земному шару. В этом году экспорт отечественного софта вырос на 13,5% и превысил 5 миллиардов долларов. Разработками интересуются в США и Канаде, Европе, странах ближнего зарубежья. Открываются и новые рынки Африки, Южной и Центральной Америки, Азии.

Например, в 2019 году у компании Kaspersky появилось представительство в Руанде, которое поможет развивать бизнес в Африке. А NtechLab представила технологию распознавания лиц, ориентированную на страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Экспорт IT‑услуг в целом постоянно увеличивается: в прошлом году рынок рос даже быстрее, чем до пандемии.

7. В Европе используют наши автономные грядки и сити‑фермы

7 интересных фактов, которые вы не знали о российском экспорте
Изображение: YuRi Photolife / Shutterstock

Россияне отправляют за рубеж не только готовую сельхозпродукцию, но и оборудование. Например, в Кирове разработали сити‑фермы, которые позволяют выращивать свежие овощи и зелень круглый год. Всё благодаря гидропонике — методу выращивания растений без почвы. Все нужные питательные вещества они получают из водного раствора.

Сити‑фермы уже используют в странах Европы, СНГ, Сингапуре, Катаре. Они удобны, например, для владельцев ресторанов и кафе: можно не закупать микрозелень у поставщиков, а выращивать свою даже зимой. А в Перми придумали автономные грядки для домашнего использования. Их уже покупают в Германии и Швеции. Установка позволяет собирать урожай прямо в квартире — можно выращивать рукколу, редис, помидоры черри и клубнику.

Продвигать продукцию на международных рынках российским аграриям и промышленникам помогает национальный проект «Международная кооперация и экспорт‎». Торговые представители России за рубежом проанализируют контрагентов, подскажут, каким требованиям должен отвечать экспортный товар и на каких международных выставках его можно представить. Получить поддержку могут даже небольшие предприятия — для представителей малого и среднего бизнеса здесь проводят консультации и помогают найти рынки сбыта. Кроме того, можно обратиться за льготным банковским финансированием или получить международные сертификаты в российских лабораториях.

Стать участником проекта
Обложка: S_Photo / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии
Елисей Цуканов
04.12.21 01:35
Ну да, кедровый орех не удивлюсь если для них будет стоит на наши деньги, рублей 300 за кг, то у нас 1200 стоят за 1кг

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева5 минут назад

0 / 0

Захотелось посмотреть что-то такое доброе
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева11 минут назад

0 / 0

В широком смысле «увидеть» и «посмотреть» — синонимы. Но всё же оттенки значений у них различаются. У слова «увидеть» нет значения «осматривать, обозревать с целью ознакомления», а у «смотреть» есть
10 русских мини-сериалов, которые стоит посмотреть
Аватар автора комментария
Наталья Копылова22 минуты назад

0 / 0

Климат действительно очень важен. Особенно для молодых людей, которые выросли в новых этических реалиях - им ещё труднее мириться с несправедливостями.
Что такое «тихое растрескивание» и как на работе не развалиться окончательно на части
Аватар автора комментария
Наталья Копылова25 минут назад

0 / 0

Ну оно как бывает. У меня была среднесрочная финансовая цель и я ради неё очень себя во многом ограничивала, в том числе в том, что было для меня важно. И всё было бы прекрасно, если бы реальность круто не поменялась. И я такая: "Эвона как!" Но тут не угадаешь, мы не на всё можем влиять. При прошлом сценарии это было разумное поведение, при нынешнем - тупое.
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях